Штраф за выезд на встречную полосу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2022 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.

Есть ли скидка на штраф?

Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:

  • систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
  • нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.

В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.

Как правильно защищаться

Прежде чем давать объяснения сотруднику ДПС, нужно выяснить, как им зафиксирован проступок. Если есть видео-, фотоматериалы следует попросить ознакомиться с ними.

Когда нарушение будет четко зафиксировано, даже не на спец.оборудование, то шансов отпираться мало.

Но при документировании по принципу «сам видел», следует стоять на своем конца. Не признавать вины и требовать, чтобы доказательства были весомее, чем «глаз» сотрудника ДПС, свидетельские показания и пр.

Часто водители совершают ошибку, допуская маневры на разметке, которая слабо видна из-за погодных условий, давности нанесения, думая, что это их железное оправдание. Но при этом не собирают доказательств, то есть не производят фото-, видеосъемку, не просят работника госавтоинспекции указать об этом в протоколе. А когда они начинают говорить об этом в суде, то такие слова воспринимаются, как голословная попытка уклонится от ответственности.

В каких случаях можно выезжать на встречку

Термин полоса движения определяет, как протяженную часть дорожного полотна, выделенную или не выделенную линиями разметки. Ее ширина должна быть достаточной для проезда автомобилей любого типа в один ряд. Встречной полосой считают половину дорожного полотна, находящуюся слева, без учета местных уширений из заездных карманов, остановочных площадок, переходно-скоростных полос.

Выезд на сторону встречного движения может происходить по следующим сценариям:

  • Движение по встречной при совершении маневра.
  • Выезд на линию разметки.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосам.
  • Выезд по перекрестку через встречку.
  • Пересечение сплошной одним колесом при движении.

Законодательно предусмотрено правомерное движение по левой полосе в следующих случаях:

  1. Дорога имеет ширину не более 2 полос. Рядом с ней отсутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон и другие ограничения. Сложностью при определении достаточности ширины дорожного полотна без разметки является то, что водитель определяет ее визуально. Тогда левая половина считается предназначенной для движения навстречу. Совершать маневры обгона в этом случае разрешается, так как запреты отсутствуют.
  2. Дорожное полотно имеет достаточную ширину для трехполосной езды. Разметка должна быть обязательно нарисована, в противном случае объект считают двухполосным либо четырехполосным. Выезд автомобиля на полосу встречного движения разрешен при отсутствии запрещающих знаков.

Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав

Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.

В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.

Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.

Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.

И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2022 году

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.

Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.

Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.

Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.

И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.

За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.

Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.

Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 стать�� 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).

Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.

За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».

Если пришло письмо о правонарушение за пересечение сплошной линии, но человек точно знает, что не совершал этого, можно избежать наказания. В 2022 году решение можно обжаловать — для этого обращаются в местное отделение ГИБДД или в районный суд. Ситуации при которых оспаривается постановление:

  1. Неточные номерные знаки — эта ошибка считается самой распространенной, когда нарушение фиксируют автоматические камеры, установленные на проезжей части.
  2. Если за рулем другой водитель, а не владелец автотранспортного средства. Потребуется подтвердить, что в машине находится посторонний человек. В качестве доказательной базы предоставляется доверенность, и штрафные санкции выплачивает непосредственно сам нарушитель.
  3. Вынужденный выезд на сплошную линию. Понадобиться подтвердить, что таким образом водитель хотел предотвратить акт дорожно-транспортной аварии. По этой причине обязательно необходимо иметь в машине видеорегистратора.
  4. Достаточно часто работники неправильно наносят разметку на асфальте, и если есть ошибка, то штрафа за пересечение сплошной в 2022 году при обгоне можно избежать. В соответствии с ГОСТом линия должна сначала идти с короткими пропусками, именно они сообщают водителю о приближении запрещающего знака для выезда на встречную полосу. В качестве доказательства предоставляются видеозаписи, а также фото с места, где произошло нарушение.

Способов оплаты много, но самым популярным является официальный сайт ГИБДД. Но поскольку размер комиссии большой, многие платежи осуществляются на интернет-портале «Госуслуги».

Для оплаты штрафа необходимо знать следующие данные: Свидетельство о регистрации транспортного средства и государственный знак зарегистрированы в ГИБДД.

Оплатить штраф по сплошной линии также можно следующими способами:

  • через терминал торгового центра;
  • через отделение банка или банкомат;
  • через прямое личное обращение в ГИБДД вы оштрафованы;
  • воспользуйтесь услугами Почты России;
  • через электронный кошелек.

Что считается выездом на встречную полосу движения

Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.

Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.

Читайте также:  Каков порядок отмены судебного приказа о взыскании алиментов на ребенка?

На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.

Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.

Можно ли обжаловать постановление

Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.

Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.

Рекомендации автовладельцам

Совет первый. Подъезжая к перекрестку, нужно внимательно следить за знаками. Они указывают, по каким правилам можно передвигаться на обозначенном участке дороги, какие маневры совершать допустимо и запрещено.

Совет второй. Даже в час пик не следует перестраиваться на полосу с трамвайной линией, если требуется ехать прямо. Своим маневром водитель может помешать движению общественного транспорта.

Совет третий. Водитель перестроился на полосу движения, где располагаются трамвайные пути в попутном направлении. Его цель – совершить разворот. Тогда нужно двигаться по полотну с рельсами до ближайшего перекрестка, затем подождать прохода встречного потока, и наконец пересечь пути встречного направления, направив авто перпендикулярно.

Штраф за обгон тихоходного транспортного средства, читайте здесь.

Видео: Движение по трамвайным путям,где можно и где нельзя:

Наказание за выезд на встречную трамвайную полосу

Правомерность нахождения автомобилиста на трамвайных рельсах определяется тем, в какую сторону они ведут. Если в попутном направлении, то у инспекторов есть даже ряд ситуаций, когда они настоятельно рекомендуют пользоваться путями.

С трамвайных путей разрешается поворачивать налево или совершать разворот. Обязательно, чтобы соблюдались два условия. Подобные маневры не должны противоречить разметке и знакам. Недопустимо создавать помехи самому трамваю.

На встречных трамвайных рельсах машине появляться нельзя. За нарушение уплачивается штраф в 5 000 рублей. На полгода можно остаться без прав (ч. 4 12.15 КоАП).

Нужно уточнить: обгон – это процесс, когда одно ТС опережает другое ТС с выездом на встречную полосу, а потом возвращается в исходную полосу движения. Не стоит путать такие понятия как «обгон» и «опережение». По факту, понятия схожи, их цель – это опередить движущее впереди транспортное средство, но только с одним отличием: при обгоне ТС выезжает на встречную полосу, при опережении такого выезда нет. В ПДД есть еще такая категория как «объезд». Под ним стоит понимать тот же обгон, но который предпринят к объекту, не осуществляющего движение.

По факту, если не очень разбираться в категориях, то все понятия схожи. Среди водителей часто возникает путаница, субъекты не понимают принципиальную разницу между обгоном, опережением и объездом.

Наказание и штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» в 2022 году

Наказание за несоблюдение предписаний дорожных знаков, регламентирует статья 12.16 КоАП РФ. Если речь идёт об обгоне, в силу вступают пункты 3 3.1 вышеуказанного нормативно-правового акта.

За обгон под знак «обгон запрещен» в 2021 году нарушителя могут оштрафовать на 5000 руб или лишить прав на 4 — 6 месяцев. Причём в действующем законодательстве не сказано, когда какое наказание применяется. Лишить водительского удостоверения имеет право только судья. Поэтому выбор наказания будет проходить во время судебного разбирательства. Во внимание будут приняты обстоятельства произошедшего и репутация гражданина.

Если нарушение допущено повторно, в силу вступает пункт 3.1 статьи 12.16 КоАП РФ. Гражданина лишат прав сроком на один год. Если обгон под знак «обгон запрещен» в 2021 году зафиксировала камера, будет вменено денежное взыскание в размере 5000 руб.

Ситуация Нормативный акт Наказание Возможность скидки
Выполнен обгон под знак «обгон запрещен», и водителя остановил инспектор п.3 ст. 12.16 КоАП РФ Штраф 5000 руб. или лишение прав на 4-6 месяцев Да
Повторное нарушение зафиксировано инспектором п. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ Лишение прав на 1 год Нет
Обгон под знак «обгон запрещен» зафиксировала камера п. 3 ст. 12.16 КоАП РФ Штраф 5000 руб. Да
Повторное нарушение зафиксировала камера п. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ Штраф 5000 руб. Нет

В каких случаях обгон возможен

Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:

  • Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
  • Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
  • Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.

В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги

В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.

Читайте также:  Электронные счета-фактуры (ЭСФ) — новые правила работы

При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.

В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Могут ли лишить прав за повторный выезд на встречку?

Возможность лишения прав за встречку зависит от обстоятельств, при которых было совершено нарушение, позиции водителя и прошедшего времени с момента выплаты предыдущего штрафа. Законом установлено, что повторным выездом считается тот, который был совершен в течение года после предшествующего наказания. Если промежуток превышает 12 месяцев, нарушение не будет считаться рецидивом, поэтому будут применены стандартные санкции.

Наказание за выезд на встречную полосу при рецидиве смягчается при стандартных условиях: отсутствие угрозы для жизни и здоровья окружающих, признание вины, наличие крайней необходимости и т. д. Например, если водитель ранее совершал разворот или неправильный объезд препятствий, суд может рассмотреть дело в индивидуальном порядке и обязать человека выплатить штраф.

При грубых нарушениях ПДД и отсутствии убедительной доказательственной базы участника могут лишить прав на год. Повышает риск наличие угрозы для жизни и здоровья других участников движения. Например, при пересечении сплошной и близком расположении пешеходного перехода вне зависимости от присутствия людей на нем в момент совершения нарушения будут выбраны наиболее строгие штрафные санкции.

Санкции за выезд на встречку зависят от способа регистрации нарушения. Если в процессе принимал участие сотрудник ГИБДД, высока вероятность лишения прав. Если нарушение было зафиксировано камерами, традиционно водитель получает штраф. При повторном выезде его размер составляет 5000 руб.

На встречке и с правами

Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.

При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.

Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.

А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.

«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».

Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.

Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.

Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».

В каком случае наказания не будет

Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.

Далее автомобилисту необходимо попросить сотрудника ГИБДД предоставить ему видео- или фотофиксацию правонарушения, так как без доказательной базы возбудить административное дело ДПСник не имеет права. И только при наличии реальных оснований для составления протокола виновнику ничего не останется, кроме как сослаться на следующие возможные обстоятельства:

  • Разметка на дороге была частично стерта или не отвечала установленному ГОСТу;
  • Знак 3.20 размещен на неправильной высоте от асфальтированного покрытия, или его невозможно считать из-за веток, грязи или технического состояния самого указателя;
  • Впереди идущее транспортное средство двигалось со скоростью, менее 30 км/час, а потому его обгон, согласно ПДД, не запрещался;
  • Пересечение сплошной линии произошло не по вине водителя, а ввиду внезапного появления препятствия по ходу автомобиля.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *