Информация о защите трудовых прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация о защите трудовых прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Защита прав и свобод человека и гражданина государственными органами в Российской Федерации гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.1 ст.17 и ст.45 Конституции РФ).

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде является одним из основных способов защиты трудовых прав работников. Это положение закреплено в ст. 352 ТК РФ.

К органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 353 ТК РФ относятся21:

— федеральная инспекция труда;

— федеральные органы исполнительной власти по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;

— федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные функциями внутриведомственного государственного контроля в подведомственных организациях;

— Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Государственная защита трудовых прав работников при осуществлении указанными органами государственного надзора и контроля обеспечивается путем предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства и требований охраны труда, а также путем принятия мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших соответствующие правонарушения.

Итак, рассмотрим первый орган, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства – федеральную инспекцию труда. Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).

Надзор за соблюдением трудового законодательства трудовая инспекция осуществляет посредством совершения следующих действий:

— проведения проверок (как плановых, так и внеплановых – например по заявлениям граждан);

— выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

— составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности22.

Необходимо отметить, что Государственная инспекция труда только выявляет правонарушения в трудовой сфере, но не обладает полномочиями для разрешения трудовых споров. При превышении полномочий Государственной инспекцией труда возможно обжаловать данные действия в суде.

Как единая централизованная система, включающая также государственные инспекции труда, федеральная инспекция труда наделена в соответствии со ст. 356 ТК РФ достаточно широким крутом полномочий.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ (ч. 3 ст. 354 ТК РФ).

Непосредственную деятельность по проведению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на всей территории России осуществляют государственные инспекторы труда.

В ст. 357 ТК РФ изложены их права. Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК РФ).

Вместе с этим на государственных инспекторов возложены определенные обязанности. Так, при осуществлении надзорно-контрольной деятельности они должны:

1) соблюдать действующее законодательство;

2) хранить государственную, служебную, коммерческую и иную тайну, ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, как в период их работы, так и после ее оставления;

3) держать в тайне источник всякой жалобы по поводу нарушений законодательства о труде и охране труда;

4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и он не желает разглашения сведений о себе (ст. 358 ТК).

Решения государственных инспекторов труда и иных должностных лиц федеральной инспекции труда могут быть обжалованы соотве��ствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд23.

Как отмечается на сайте Государственной инспекции труда в Ростовской области, с начала 2014 года общее число проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведённых Гострудинспекцией, составило 2610, что на 17,7% больше аналогичного периода 2013 года (2217 проверок). При этом было проведено 1077 плановых проверок и 1533 внеплановые проверки. Процент выполнения плана плановых проверок в I полугодии 2014 года составил 88,5%.

Отмечается, что на 29% возросло число проверок по вопросам оплаты труда (1594 в 2014 году и 1235 в 2013 году) и на 26% — по вопросам оформления трудовых отношений (1122 в 2014 году и 887 в 2013 году), при проведении которых выявлены правонарушения.

Общее количество выявленных госинспекторами нарушений трудового законодательства увеличилось с 11 419 до 22 164, то есть практически в два раза.24

Приведем примеры проверок, проведенных в 2015 году Федеральной инспекцией труда по Алтайскому краю.

29.04.2015 г. Государственной инспекцией труда проведена внеплановая документарная проверка в ООО «С» (г. Барнаул, торговля). В результате проверки установлено, что работодатель в нарушение требований статьи 153 Трудового кодекса РФ не оплатил работнику работу в праздничные дни в январе 2015 г. На основании выданного предписания работодатель устранил выявленные нарушения в установленный срок – произвел начисление и оплатил работу в праздничные дни в январе 2015г.

Куда жаловаться на работодателя если нарушают права?

Обратиться по вопросу защиты прав в случае нарушения со стороны работодателей можно в трудовую инспекцию, профсоюзы, прокуратуру, правоохранительные органы (при оскорблении, рукоприкладстве), налоговые службы или суд.

Читайте также:  03.12.2022 Премии МО РФ к Новому 2023 году — последние новости

При обращении в трудиспекцию заявление можно принести лично или отправив его почтой (шаблоны заявлений есть сайте) . Разрешается написание заявления анонимно, если не хотите указывать личные персональные данные. Подача жалобы возможна чрез 90 дней после обнаруженного нарушения. Заявки рассматриваются 1 месяц, но бывают случаи, когда дольше. Об увеличении срока рассмотрения заявителя обязательно уведомляют.

После получения заявления, трудовая инспекция проводит комплексные проверки. После этого выносит решение. Если оно принято и вы выиграли дело — работодатель обязан выполнить предписания за 10 дней.

При обращении в прокуратуру также можно написать обращение или доложить устно, но здесь уже указывайте конкретные статьи Конституции, которые были нарушены. Простые жалобы рассматриваются 15 дней, более сложные до 3 месяцев. Обращение должно быть кратким, понятным, жалобы описаны просто. Излагайте доводы по хронологии, не допуская помарок или ошибок. Добавьте опись приложений к заявлению.

Защита прав работников Федеральной инспекцией труда

Следует отметить, что среди федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере применения наемного труда, центральное место занимает Федеральная инспекция труда, которая представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, которым является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Структура Роструда предусматривает два вида территориальных органов: по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда, который имеет свою подсистему с учетом сложившихся направлений деятельности. Роструд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (ред. от 11 апреля 2015 г.). Роструд осуществляет надзор и контроль в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения а также осуществляет функции по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Федеральная служба по труду и занятости действует непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы по государственному надзору и контролю состоят из двух подразделений: правового, связанного с надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, и технического, ведающего вопросами охраны труда.

Основным направлением деятельности Федеральной службы по труду и занятости является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Наряду с этим она осуществляет государственный надзор и контроль в иных сферах, в частности за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Кроме того, она регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения; коллективные трудовые споры, возникающие по поводу соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Осуществление надзора за законностью в сфере применения трудового законодательства обеспечивается в том числе посредством проведения проверок должностными лицами государственной инспекции труда, которые наделены довольно широкими властными полномочиями. В частности, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства вправе беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта (ст. 357 ТК).

Защита прав работников профессиональными союзами

Профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов как индивидуального, так и коллективного характера. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. (в ред. от 22 декабря 2014 г.)«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах), профсоюз, являясь добровольным общественным объединением граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Таким образом, функция профсоюзов представляется двуединой: представительской и защитной, осуществляемой, как правило, одновременно. Профсоюзы, представляя права, свободы и законные интересы своих членов, обеспечивают осуществление функции их защиты.

Следует отметить, что объектом защиты выступают права и законные интересы, среди которых необходимо выделить индивидуальные, коллективные права (законные интересы) и индивидуальные права (законные интересы) коллективного характера.

Так, участвуя в проведении проверки соблюдения трудовых прав конкретного работника, состоящего в профсоюзе на правах членства, выявляя нарушение его субъективного права и принимая меры к его восстановлению, профсоюз защищает право данного работника, которое является индивидуальным.

Осуществляя контроль за исполнением коллективного договора, профсоюз тем самым обеспечивает защиту коллективных прав. Проведение забастовки также может преследовать цель защиты коллективных интересов работников. При этом, проводя с работодателем консультации по вопросу установления (изменения) правил поведения локальными нормативными актами, например системы оплаты труда, профсоюз осуществляет защиту интересов каждого работника (индивидуально). Однако такой интерес, который является по своей сути индивидуальным, носит коллективный характер в силу того, что касается всех работающих в организации. Требование профсоюза об устранении нарушений законодательства в области охраны труда направлено на защиту индивидуальных прав коллективного характера (право каждого работника и всех одновременно).

Необходимо отметить, что профсоюзы представляют и защищают в установленном порядке права и интересы не только своих членов, но и иных работников (независимо от их членства в профсоюзе).

Читайте также:  Выплаты за двойню с 2021 года: новое в законодательстве

Так, в силу ст. 11 Закона о профсоюзах права и интересы членов профсоюзов обеспечиваются путем представления и их защиты профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями и их органами исключительно по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Представление и защита коллективных прав и интересов работников осуществляются независимо от их членства в профсоюзе.

Осуществление профсоюзами защитной и представительской функции обеспечивается рядом правовых средств, среди которых прежде всего следует отметить их права, закрепленные в ТК и Законе о профсоюзах.

Так, в силу ст. 370 ТК профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Его особенность состоит в том, что оно одновременно является и обязанностью профсоюзов.

В целях осуществления защитной функции профсоюзы обеспечивают непрерывный (постоянный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза (ст. 19 Закона о профсоюзах).

Надо сказать, что в отличие от осуществляемого государственными органами власти надзора профсоюзы не могут применять к работодателю меры принуждения. Например, они не вправе приостановить работу организации, отдельных производственных подразделений и оборудования; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам работы. Они не вправе применять санкции к лицам, допускающим нарушение в области охраны труда, в процессе применения трудового законодательства.

Несмотря на это, российское законодательство предусматривает достаточные правовые средства, позволяющие профсоюзам полноценно осуществлять защитную функцию.

Профсоюзы в малом и среднем бизнесе — редкость

Михаил Тарасенко, председатель Горно-металлургического профсоюза России, г. Москва.

Профсоюзы — это естественная составляющая любого демократического государства. Они призваны решать проблемы защиты прав работника. Но в малом и среднем бизнесе (на производстве в т.ч.) профсоюзы по-прежнему встречаются редко, в особенности на новых, небольших фирмах (в отличие от крупных компаний, например, металлургических, где больше 80% сотрудников состоят в профсоюзах).

В основном профсоюзы сотрудничают с работодателем или его представителями в форме социальных партнерских отношений. Легче договариваться с собственником предприятия, когда он является его фактическим руководителем. Сложности возникают при вертикально интегрированной структуре хозяйствования.

Зачастую при неустойчивой конъюнктуре рынка на переговорах работодатели намеренно «занижают» свои возможности. В таких случаях мы приводим экономические аргументы (на основе изучения реальной экономики) и применяем свое право на коллективные спорыпо вопросаморганизации труда. Пока что дело до реальных забастовок не доходило, но предпосылки были неоднократно. У нас получилось договориться с работодателями: ООО «ВИЗ-Сталь», ТД «Евразхолдинг», группа «Мечел», «Русал».

Обращение в прокуратуру

Деятельность прокуратуры направлена на надзор за работой государственных организаций. Обратиться с жалобой к прокурору работники могут по различным вопросам, включая:

  • невыплату заработной платы;
  • незаконное увольнение, необоснованное сокращение штата;
  • невыполнение трудовой инспекцией своих обязанностей и др.

Дополнительная информация Обратиться в прокуратуру можно следующими способами: 1) отправить заявление по почте, телеграфу, факсимильной связи 2) прийти на личный прием. Помимо этого, в каждой прокуратуре должен присутствовать ящик «Для обращений и заявлений», который помещается в приемной, а в нижестоящих прокуратурах — в удобном для граждан месте.

Обращение в прокуратуру составляется в письменной (заявление/жалоба) либо в устной форме (во время официального приема). Рассматриваются коллективные и индивидуальные жалобы в течение 15 календарных дней. Дополнительно срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 15 дней, если требуется детальное изучение сложившихся обстоятельств. Результатом обращения в прокуратуру является письменный отчет о выполненной работе и мерах, принятых по отношению к недобросовестному работодателю.

К правомочиям сотрудников прокуратуры относится:

  • привлечение работодателя к административной ответственности (при наличии состава административного правонарушения);
  • направление гражданско-правового искового заявления в суд, выступление в качестве защиты на стороне истца;
  • сообщение в правоохранительные органы о наличии факта правонарушения.

Перечисленные полномочия являются правами сотрудников, но не обязанностями, поэтому заявитель не вправе требовать их исполнения.

Если права не нарушены

К сожалению, не редки случаи, когда самими работниками , желающими извлечь, в том числе, и материальную выгоду от возникающих различных спорных ситуаций, начинается вестись не совсем честная игра и они пишут заявления о несуществующих нарушениях своих трудовых прав со стороны своих нанимателей.

В этой ситуации, когда закон не нарушен, ущемленными оказываются права уже самих работодателей . Как же им защитить себя в таком случае и куда обращаться?

Причем это должно касаться не только приказов о назначении на должность и возложении обязанностей, но и о различных поощрениях , наложении дисциплинарных взысканий , оформлении совместительства и иных юридически значимых действиях, осуществляемых в отношении сотрудников, нанятых в организации.

Такой скрупулезный подход является основным способом обезопасить себя от разных неприятностей.

Сотрудник компании имеет следующие права:

  • трудящийся имеет возможность заключать, изменять и расторгать трудовые отношения;
  • работник имеет возможность выполнять работу, которая указана в трудовом договоре;
  • место работника должно отвечать всем нормам по охране труда;
  • сотрудник имеет возможность получать заработную плату без опозданий. Она должна соответствовать уровню его квалификации и проделанной работе;
  • имеет возможность отдыхать;
  • имеет право получать исчерпывающую информацию об условиях труда;
  • имеет возможность проходить дополнительную подготовку и повышать свою квалификацию;
  • имеет возможность объединяться в профессиональные союзы, для осуществления защиты своих интересов;
  • может участвовать в организационном управлении;
  • может участвовать в переговорах и осуществлять заключение коллективных договоров;
  • имеет право защищать свои интересы, свободы, права;
  • может разрешать трудовые споры, как индивидуальные, так и коллективные;
  • может требовать возмещение вреда, который причинен ему на производстве, в том числе и морального;
  • имеет право на обязательное страхование.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.
Читайте также:  Справка о беременности на работу: права будущих мам

По ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита прав человека – обязанность государственной власти. Согласно ст. 37 Конституции и главы 13 ТК РФ, трудящимся гражданам предоставляется право на защиту их прав всеми способами, не запрещенными законом.

Защита трудовых прав работников

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью впервые в российском законодательстве было провозглашено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., а затем получило нормативное закрепление в Конституции РФ. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В качестве гарантии реализации этой конституционной нормы выступают положения ст. 45 Конституции РФ, предусматривающей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, а также предоставляющей каждому возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Вместе с тем определения понятия «защита права» действующее законодательство не содержит, а сам этот термин используется в нормативно-правовых актах в различных смыслах. Это дает основания констатировать, что отсутствует единый законодательный подход к категории «защита права».

Защита в государственных органах

Этот способ – самый простой, поскольку его обеспечивает государство. Работнику нужно обратиться в Государственную инспекцию труда со своей проблемой, и дальнейшие действия сотрудники ГИТ возьмут на себя.

В Инспекцию нужно подать письменное заявление. В большинстве регионов РФ это можно осуществить и по Интернету, отправив заявление на электронную почту Инспекции. Узнать почтовый ящик регионального отделения ГИТ можно на его официальном сайте.

Работник может попросить у Инспекции, чтобы ее сотрудники не сообщали работодателю его личные данные. ГИТ не может отказать в просьбе, поэтому ФИО, должность и другие данные заявителя будут скрыты от работодателя во время проверки. Это право предусмотрено в Трудовом кодексе, чтобы не допустить для работодателя возможности повлиять на работника в процессе госнадзора.

Обратиться в ГИТ можно не только за проверкой факта нарушения прав, но и просто за разъяснением каких-либо норм в области трудового права и законодательства. Сотрудники Инспекции обязаны ответить на любое обращение (кроме, конечно же, шутливых писем, которые им неизбежно приходят на электронный ящик).

Как защита прав работников регламентируется законом

Согласно конвенциям МОТ, в процессе трудовых отношений именно работники наиболее уязвимы. Защита прав работников от работодателей проходит при поддержке государства.

Защищать их права призвана статья Конституции РФ № 37, которая предусматривает возможность проведения гражданами трудовых споров индивидуально либо на коллективной основе, используя незапрещенные законодательством методы, в т. ч. забастовки.

Лучшие традиции КЗоТа поддерживает раздел 13 Трудового кодекса, содержащий исчерпывающую информацию о защите трудовых прав работников.

Как осуществляется судебная защита прав работника

При нарушении трудового права работника, он может воспользоваться государственной инспекцией по труду, комиссией по трудовым спорам или судом для защиты своих нарушенных прав.

Для судебной защиты при нарушенных трудовых правах характерна доступность каждому работнику и высокая эффективность. Работник, как более слабая сторона в трудовом споре, добивается защиты своих прав, пользуясь возможностью бесплатного обращения в суд по трудовым спорам (он освобождается от оплаты госпошлины при подаче в суд иска о нарушении своих трудовых прав), сокращенными сроками в рассмотрении и разрешении дел о восстановлении на работе (до 1-го месяца, притом, что сроки рассмотрения гражданских дел в районных судах составляют 2 месяца), незамедлительным исполнением решения суда.

Между тем, при такой привлекательности судебной защиты нарушенного трудового права, для большинства сотрудников организацийобращение в суд является крайней мерой. Причины этого: работодатель диктуетусловия, отсутствует возможность найти работу в маленьком городе и селе. Все это вынуждает работника смириться с возможными ограничениями трудового права, дабы сохранить место работы или должность. Бывают и исключения, но, чаще всего, работник предпочитает сохранять место.

Конституцией Российской Федерации обеспечиваются права всех граждан на решение индивидуальных трудовых споров способами, установленными федеральными законами. Государство предлагает различные возможности для обращения в суд за защитой. Конституционными статьями №№45 и 46 предусматривается общая гарантированнаязащитатрудовых прав и свободработников. В них каждому дается право по защите своих прав и свобод всеми способами, которые не запрещены законом, а также дается гарантированная судебная защита прав и свобод граждан.

Ошибка №3. Невыплата и задержка зарплаты

В течение последних двух лет в РФ участилась практика заведения уголовных дел на первых лиц компаний, касающихся невыплат зарплаты, стипендий, пенсий и пособий (ст. 145.1 УК РФ). Вступившие в силу приговоры пока что встречаются нечасто. При возбуждении подобных дел прокуратура основывается на сведениях инспекций по труду о задолженности в выплатах зарплат. При этом, задолженностью является не только невыплата зарплаты более, чем за 2 месяца, но и частичное ее начисление. Например, работа в ночное время или сверхурочный труд требуют обязательной доплаты, и относятся к зарплате (ст. 129 ТК РФ), а отсутствие их начисления будет считаться, соответственно, задержкой зарплаты.

При задержках в выплатах зарплаты первое лицо компании могут оштрафовать, также, как и саму компанию (ст. 5.27 КоАП, ст. 236 ТК РФ). Помимо этого, по решению инспекции труда/суда, вы заплатите сотруднику за каждый день задержки процент (от следующего дня срока выплаты до дня фактической выплаты включительно).

Профсоюзы в малом и среднем бизнесе — редкость

Михаил Тарасенко, председатель Горно-металлургического профсоюза России, г. Москва.

Профсоюзы — это естественная составляющая любого демократического государства. Они призваны решать проблемы защиты прав работника. Но в малом и среднем бизнесе (на производстве в т.ч.) профсоюзы по-прежнему встречаются редко, в особенности на новых, небольших фирмах (в отличие от крупных компаний, например, металлургических, где больше 80% сотрудников состоят в профсоюзах).

В основном профсоюзы сотрудничают с работодателем или его представителями в форме социальных партнерских отношений. Легче договариваться с собственником предприятия, когда он является его фактическим руководителем. Сложности возникают при вертикально интегрированной структуре хозяйствования.

Зачастую при неустойчивой конъюнктуре рынка на переговорах работодатели намеренно «занижают» свои возможности. В таких случаях мы приводим экономические аргументы (на основе изучения реальной экономики) и применяем свое право на коллективные спорыпо вопросаморганизации труда. Пока что дело до реальных забастовок не доходило, но предпосылки были неоднократно. У нас получилось договориться с работодателями: ООО «ВИЗ-Сталь», ТД «Евразхолдинг», группа «Мечел», «Русал».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *