Права и обязанности ребенка в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности ребенка в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Обязанности Учащихся:

2.1. Добросовестно учиться.

(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196) п. 57)

2.2. Выполнять требования Устава школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.26.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.27.Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.28.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей)

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

1.29.Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

1.30.Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

1.31.Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.32.Выполнять домашние задания в установленные сроки.

(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п.3)

1.33.Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.

Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.

1.34.На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

1.35.Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

1.36.В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.

Основные обязанности детей

  • Согласно Конституции, дети с 6 лет обязаны получать дошкольное и школьное среднее образование, то есть ходить в детский сад или учиться в школе. Причем они должны строго соблюдать дисциплину, установленную в стенах образовательного учреждения.
  • С 8 лет на малышей возлагается обязательство придерживаться устава школы и правил поведения в обществе.
  • 14-летний ребенок обязан выполнять поручения, согласно ТК РФ, а также соблюдать трудовой распорядок, в случае если он устроился на работу. Кроме того, он должен придерживаться правил, установленных обществом и соблюдать устав школы, в которой он обучается.
  • С 17 лет мальчики обязаны встать на учет в военкомат и стать военнообязанным.

Защита прав и интересов ребенка

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.

Права и обязанности усыновленных детей

Ребенок в приемной семье также обладает правами, гарантированными законом. Стоит выделить, что усыновленные дети не теряют правомочия на общение со своими биологическими родителями, однако подобное желание должно согласовываться с новыми родителями. В случае возникновения спорных ситуаций, они регулируются органами опеки и попечительства.

Усыновленный ребенок имеет право:

  • рассчитывать на государственную защиту;
  • выражение мнения;
  • получение пенсий, льгот и пособий;
  • на хранение личного имущества, к примеру, фотографий биологических родителей и других семейных реликвий;
  • иметь собственную территорию;
  • знать правду о своем усыновлении и сведения о биологических родителях;
  • самостоятельно выбирать друзей;
  • отказаться от своей приемной семьи, в случае недопонимания или психологического воздействия.

Помимо прав, закон устанавливает и перечень обязанностей, которые он должен соблюдать. Приемный ребенок должен исполнять определенные обязанности по дому, выполнять различные поручения новых родителей, соблюдать правила гигиены, которые установлены в новой семье. Также гражданин, не достигший совершеннолетия, обязан уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи, бережно относиться к имуществу и заботиться о новой семье, в случае необходимости.

Права и обязанности ребенка

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка — это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

  • Ребенок от момента рождения до 6 лет имеет
  • ПРАВО
  • · на имя, отчество, фамилию;
  • · знать своих родителей, жить и воспитываться в семье (если это не противоречит интересам ребенка);
  • · на гражданство;
  • · на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • · на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • · выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • · на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • · иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • · на самостоятельное обращение в орган опеки и попе­чительства за защитой своих прав.
  • ОБЯЗАННОСТИ
  • · слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
  • · принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
  • · соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
  • По мере взросления ребенок приобретает все новые права, которые остаются с ним, пока он не станет взрослым и получит всю полноту прав и обязанностей.
  • С 6 лет добавляются
  • ПРАВА
  • · самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (купить мороженое, поменяться с друзьями игрушками);
Читайте также:  Какие документы нужны для оформления ипотеки

· совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (можно принять практически любой подарок, кроме квартиры и автомобиля и т.д.);

· сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Например, самостоятельно распоряжаться деньгами, которые дали родители (если родители дали деньги на игрушки или мо­роженое, то можно самостоятельно решить, купить их или положить деньги в копилку).

  1. ОБЯЗАННОСТИ
  2. · слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание (за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления);
  3. · получить основное общее образование (9 классов);
  4. · соблюдать правила поведения, установленные в вос­питательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
  5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  6. · перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  7. · за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство — вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

  • С 8 лет добавляются
  • ПРАВА
  • — на участие в детском общественном объединении.
  • ОБЯЗАННОСТИ
  • соблюдать устав школы и правила детского общественного объединения.
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • перед детским общественным объединением и его участниками.
  • С 10 лет добавляются
  • ПРАВА
  • · на учет мнения ребенка при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации, далее — СК РФ);
  • · быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

· давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

  1. · С 14 лет добавляются
  2. ПРАВА
  3. · самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав в определенных случаях (ст. 56 СК РФ);
  4. · требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

· давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);

  • · требовать установления отцовства в отношении свое­го ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);
  • работать (работники в возрасте до шестнадцати лет) не более 24 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины
  • · данной нормы (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ);
  • · заключать любые сделки с согласия родителей, (лиц, их заменяющих);
  • · самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • · самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • · вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ);
  • · управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • · участвовать в молодежном общественном объединении.
  • ОБЯЗАННОСТИ
  • · получить паспорт гражданина Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);
  • · выполнять трудовые обязанности в соответствии с ус­ловиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • · соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения.
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • · исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • · самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • · возмещение причиненного вреда;
  • · ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

· уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества, террористический акт, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д. — ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ).

Ответственность детей за невыполнение обязанностей

Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.

При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.

В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:

  • хулиганство;
  • распитие алкоголя;
  • употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.

Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:

  • с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
  • с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
  • с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
  • с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.

Список обязанностей ребенка по Семейному кодексу

То, что делает ребенок и все его обязательства по дому определяются родителями. Главное, чтобы они не противоречили установленным законодательным нормам.

К обязательствам детей относятся:

  • быть образованным на базовом уровне;
  • соблюдать нормы приличия и поведения в различных заведениях, в частности в образовательных организациях и в общественных местах;
  • исполнять возложенные на него обязательства определенными лицами;
  • всегда следовать уставу образовательного учреждения, где он обучается, так как нарушение установленных норм поведения карается наказанием;
  • регистрироваться в воинской части для прохождения обязательной службы. В России, данные обязательства распространяются только для детей мужского пола;
  • после становления совершеннолетним обеспечивать опеку, если понадобится, своим близким родственникам, особенно нуждающимся родителям.

Кроме обязательств, у малолетнего ребенка возникает однозначная ответственность. В случае, если он совершит какое-либо правонарушение, он может быть привлечен к ответственности с 14 лет (даже к уголовной). Мера наказания зависит от тематики преступления, которое совершил ребенок.

Права и свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. По этой причине, ребёнок имеет не только права и свободы, но и некие обязанности.

Как и остальные люди, ребенок должен уважать и принимать права и личные интересы других людей. Должен уважать культуру и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Важно, чтобы ребенок знал и соблюдал законы страны, в которой проживает, аккуратно относился к окружающей среде и к разным видам собственности.

Если человек не придерживается законов своей страны, то он попадает под юридическую ответственность. Несовершеннолетний человек должен получить необходимое образование и начинать готовиться к самостоятельному труду. У каждого ребёнка должна быть семья, которую он должен уважать и заботиться.

Читайте также:  Транспортный налог в Калужской области в 2022 году

Дети мужского пола несут воинскую повинность в виде учёта и военной подготовки. Если ребенок нарушает закон, то, учитывая уголовное право, может привлекаться к ответственности за разные правонарушения с 14 лет. К административной ответственности может привлекаться с 16 лет.

Рассматривая статью 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, ребенок в 14-летнем возрасте может привлекаться к уголовной ответственности за такие правонарушения:

  • Грабеж.
  • Разбой.
  • Предумышленное убийство.
  • Изнасилование.
  • Угон транспорта.
  • Захват заложников.
  • Вымогательство и прочее.

Административная ответственность наступает с 16-ти лет за такие правонарушения:

  • Неправильное обращение с животными.
  • Повреждение общих транспортных средств.
  • Принятие алкоголя.
  • Приставание к другим людям, прохожим.
  • Мелкое хулиганство.
  • Несоблюдение правил дорожного передвижения и прочее.

Конституция РФ устанавливает, что семья, материнство и детство на­ходятся под защитой государства. Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Семейное право — это совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникшие между гражданами в силу заключения брака, состояния в браке или его прекра­щения, а также в связи с рождением детей и их воспитанием, родством, усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними.

Центральное место среди источников семейного права занимает Се­мейный кодекс (принят 08.12. 1995 г.). Он содержит следующие разделы: семейное законодательство; заключение и прекращение брака; права и
обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алимент­ные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; коллизионные семейные нормы.

Основными принципами семейного права являются:

— единобрачие или моногамия;

— отстранение церкви от участия в регулировании брачных и семейных отношений;

— свобода и добровольность брачного союза, охраняемые законом;

— свобода расторжения брака, развод с целью защиты интересов несо­вершеннолетних детей, производится под контролем государства;

— равноправие мужчины и женщины;

— равноправие всех граждан в семейных отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии;

— охрана и поощрение со стороны общества и государства материнства;

— воспитание детей в семье, обеспечение и защита их интересов;

— охрана родительских прав, которые в сочетании с возложенными на родителей обязанностями по отношению к детям, осуществляются в инте­ресах как детей, так и самих родителей;

— моральная и материальная поддержка участников семейных отношений.

Семья начинается с заключения брака. Брак в РФ — это добровольный и

равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаим­ной любви, дружбы и уважения, имеющий целью создание семьи и заклю­ченный в установленном порядке с соблюдением требований закона. За­ключение брака происходит в государственных органах записи актов гра­жданского состояния органов местного самоуправления, дворцах бракосочетания в городах, а также разрешается регистрация брака по ува­жительной причине в стационаре лечебного учреждения или на дому. Бра­ки российских граждан, проживающих вне пределов РФ, заключаются в посольствах или консульствах РФ в зарубежных странах.

Законом предусматриваются условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное согласие лиц, вступающих в брак; б) достижение ими брачного возраста, который по общему правилу совпадает с совершенно­летием — 18 лет. Органы местного самоуправления могут в исключитель­ных случаях (беременность женщины, рождение ребенка и др.) понижать брачный возраст до 16 лет. Законодательством также установлен порядок и условия заключения брака для лиц, не достигших 16-летнего возраста.

Законом предусмотрено, что лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомленными о состоянии здоровья друг друга, и устанавлива­ет обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускаются: инцестные браки; браки между гражданами, если кто-то из них состоит уже в другом браке; браки между усыновителями и усыновленными; браки между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Нарушение перечисленных условий влечет за собой признание судом брака недействительным. В этом случае прекращаются все ранее возникшие семейные права и обязанности, за исключением прав детей, родившихся в таком браке.

Лица, желающие зарегистрировать брак, подают лично совместное за­явление в органы ЗАГСа по месту постоянного или временного жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Заключение брака проис­ходит по общему правилу. По окончании месячного срока после подачи заявления. При регистрации брака обязательно предъявляется документ, удостоверяющий личность, в котором производится запись о регистрации брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого суп­руга, даты и места регистрации брака.

В случае если один из супругов принимает фамилию другого, то под штампом регистрации делается пометка о необходимости обмена паспорта в связи с изменением фамилии. После регистрации брака супругам выдает­ся свидетельство о браке установленного образца. Браки российских граж­
дан с иностранцами, а также браки иностранцев между собой заключаются на общих основаниях.

Регистрация брака порождает возникновение прав и обязанностей суп­ругов как личного, так и имущественного характера. К личным правам супругов относится право избирать фамилию одного из супругов в качест­ве общей фамилии, сохранить свою добрачную фамилию, присоединить к своей фамилии фамилию супруга. Каждый из супругов пользуется в семье равными правами, и несет равные обязанности. Супруги пользуются пра­вом равной и неограниченной свободы выбора рода занятий, профессий и места жительства.

Имущественные отношений супругов регулируются нормами не толь­ко семейного, но и гражданского права. Согласно этим нормам, различает­ся имущество, приобретенное каждым из супругов до брака, а также иму­щество, нажитое во время зарегистрированного брака. Все имущество, принадлежащее супругам до заключения брака, является раздельной соб­ственностью каждого из них. Личной раздельной собственностью призна­ется полученное ими во время брака в порядке наследования или в дар, за исключением случаев, когда имущество было подарено обоим супругам совместно. Раздельным имуществом каждого из супругов признаются так­же вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и прочее), хотя бы они и были приобретены во время брака за счет общих средств супругов. Исключение составляют ценности и предметы роскоши.

Каждый из супругов самостоятельно владеет, пользуется и распоряжа­ется принадлежащим ему раздельным имуществом. Все имущество, нажи­тое супругами во время брака, признается законом их общей совместной собственностью. Каждый из супругов имеет равные права на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Доля каждого из супругов определяется только в случае раздела имущества судом как во время брака по иску, так и после его расторжения.

Семейный кодекс предусматривает договорной режим имущества суп­ругов. Брачным договором признается соглашение, в котором супруги са­ми определяют свои имущественные права и обязанности в браке и после его расторжения. Договор может быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом. Он может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению сторон; соглашение об его изменение и расторжении совершается в той же форме, что и сам брачный договор. Если он был за­ключен до брака, то приобретает силу только с момента регистрации. При этом любые положения договора могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных условий.

Существует несколько оснований для признания брачного договора недействительным:

— в результате признания брака недействительным;

— если он содержит условия, которые ставят одного из супругов в край­не неблагоприятное положение или противоречит основным началам се­мейного законодательства;

— несоответствие договора закону;

— когда цель заключения договора противоречит основам правопорядка и нравственности;

— если брак фиктивный;

— если один из супругов признан недееспособным или ограничен судом в дееспособности;

— если при заключении договора один из супругов был не способен по­нимать значение своих действий или заблуждался, подписав договор под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.

Обязанности ребенка в законодательстве зарубежных стран

Вплотную подойдя к анализу сложившейся в современном российском конституционном законодательстве системы обязанностей ребенка, автор настоящего исследования отмечает, что констатации нынешнего положения вещей было бы явно недостаточно для полного и глубокого понимания изучаемого явления. Рассмотрение исторического аспекта данной проблемы дает возможность с немалой достоверностью предположить, что содержащиеся в настоящее время в законах нашей страны обязанности несовершеннолетнего являются не просто продолжением и развитием, а прямым отражением исторически сформировавшихся в глобальном масштабе обязанностей ребенка — обязанностей, во многом общих для стран всего мира и развивавшихся по определенной схеме. Более того, автор с уверенностью утверждает, что обязанности для данного субъекта права на протяжении большей части истории человечества были первым и единственным составным элементом правового статуса, полностью определявшим правовое положение ребенка в обществе.

Читайте также:  Как отменить штраф за превышение скорости?

Безусловно, говорить о конституционно-правовом регулировании обязанностей ребенка как таковом можно лишь, начиная с определенного исторического момента — принятия первых Основных Законов государств и начала формирования конституционно-правовой отрасли национального законодательства. Однако, в силу того, что проследить развитие законодательного регулирования обязанностей несовершеннолетнего было бы сложно без обращения к самым его истокам, кроющимся во временах, очень далеких от принятия первых конституционных актов в их традиционном понимании, автор сознательно идет на определенные допущения в своем исследовании, начиная анализ конституционно-правового регулирования обязанностей ребенка с момента появления первых нормативно-правовых актов. Думается, что подобное немного вольное отношение к определению источников конституционного законодательства заслуживает право на существование уже потому, что во времена формального отсутствия деления права на отрасли практически любой нормативный акт носил комплексный характер и регулировал жизнь общества в целом, определяя все основные направления законодательной деятельности государства. Подобные законы могут и должны рассматриваться как определенные предшественники современных источников права, в том числе и конституционного.

Анализируя историю правового регулирования обязанностей ребенка, автор исходил из распространенного в научной среде тезиса о том, что качественные характеристики субъекта права той или иной эпохи определяются историко-культурными особенностями права как системы норм на каждом этапе её развития. Именно поэтому в процессе исследования означенной проблемы уделялось внимание не только констатации факта существования конкретных правовых норм, но и рассмотрению их в органичном взаимодействии с закономерностями исторического развития государственных и правовых систем.

Следуя сложившейся в науке истории права традиции, автор рассматривал становление правового феномена обязанностей ребенка в определенных пределах — пространственных и временных. При этом временными пределами вполне естественно был выбран период с момента возникновения государственности и соответствующего зарождения права до современного состояния правовой системы. Пространственными пределами, помимо тщательного изучения правового регулирования на территориях, занимаемых Русским, а затем Российским государством на протяжении всего его исторического развития, стали также территории зарубежных стран Востока (Китай, Индия) и нынешней Европы.

Комплексная картина эволюции правовых норм, регулирующих обязанности несовершеннолетнего, в столь сжатом виде, в каком она должна быть представлена в настоящем исследовании, получилась сложной. Как правильно заметил в свое время американский историк начала XX века Дж. Вигмор, история человеческой семьи и брака могла бы уместиться в тексте на одну-две страницы, если её описать и изобразить схематически в основных разновидностях и этапах эволюции, либо она должна занять несколько объемистых томов, если последовательно обобщать опыт разных народов и стран во всех районах мира.1 Кроме того, эта картина в определенной степени дополнительно осложнена и фактором некоторого субъективизма, полностью избежать которого при осуществлении какого бы то ни было отбора фактов просто невозможно.

Тем не менее, автор исследования постарался не свести предпринятый им анализ к описанию фактов и событий исторического прошлого, не слишком запутать и без того сложную проблему, а попробовал осмыслить её и сформулировать определенное научное знание, каковое, как известно, отнюдь не тождественно психическому восприятию тех или иных событий отдельно взятой личностью.

По мнению современных ученых, история первобытного строя насчитывает более двух миллионов лет. В нём еще не существовало ни государства, ни права, однако предыстория этих явлений берет свое начало именно оттуда. Обязательные для членов общины правила поведения складывались в то время на основе всевозможных культов, обрядов и традиций, поддерживались силой интересов общества и религиозных представлений и гарантировались возможностью общественного порицания (вплоть до изгнания из племени) в качестве своеобразного наказания для нарушителя правил.

Право на свободу собраний, ассоциаций, совести, мысли и религии

Возможность несовершеннолетнего самостоятельно формировать свои убеждения и создавать, таким образом, свои взгляды на жизнь, закреплены в Конституции, как свобода совести. Данное право защищает ребенка как личность.

Каждый гражданин, вне зависимости от возраста, волен сам решать, какую религию ему выбрать. При этом принадлежность к определенному вероисповеданию не является обязанностью. Человек может не поддерживать ни одну мировую религию (атеизм).

Несовершеннолетний может свободно выражать свои мысли: письменно, устно, в виде картин или других предметов творчества. Данное правило действует и в обратную сторону – каждый человек может читать, слушать, обозревать произведения искусства и составлять об этом собственное мнение.

Дети могут участвовать и проводить любые мирные собрания, не угрожающие другим группам населения. Представители власти не должны вмешиваться и чинить препятствия таким сборищам.

Несовершеннолетние имеют право на участие в ассоциациях. Важным моментом является добровольность вступления. Одним из вариантов реализации этой возможности будет участие в профсоюзах.

Права детей в зависимости от возраста

Государство уважает и обеспечивает все права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, за каждым ребенком, находящимся в пределах его юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст.2 Конвенции ООН о правах ребенка).

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (ст. 54 Семейного Кодекса РФ).

Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности (правоспособность)
Правоспособность гражданина — способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).

Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.

Права и обязанности граждан России

В Конституции РФ прописано следующее:

  • Права граждан. Каждый гражданин России имеет право на жизнь, свободу передвижения, личную неприкосновенность, выбор профессии и отдыха, право на медицинскую помощь и жилье. Все люди равны перед законом, защитой прав граждан занимается полиция и суд.
  • Свободы граждан. К ним следует отнести свободу мысли и слова, вероисповедания, совести. Согласно этому закону никто не имеет права нарушать свободы и права других граждан.
  • Обязанности граждан. Каждый гражданин России, помимо прав и свобод, имеет и ряд обязанностей. К ним относится защита Родины, охрана природы и окружающей среды, соблюдение законов, оплата налогов.

До скольких лет ребёнок считается таковым

Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай — если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.

Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.

О том, что такое эмансипация несовершеннолетних, смотрите в следующем видеоматериале.

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *