Нужны ли права на квадроцикл в России? Давайте разбираться
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на квадроцикл в России? Давайте разбираться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отправляясь на экзамен, человек может столкнуться с рядом подводных камней, препятствующих его успешной сдаче. Первым из них выступает моральное состояние человека. Накануне экзамена на получение права водить квадроцикл начинают нервничать даже уверенные в своих силах люди. Ситуацию усугубляет волнение. Рекомендуется расслабиться и стараться вести себя так же ровно, как и на обычных занятиях.
Подводные камни при сдаче экзаменов
Сдача экзамена будет проходить в непривычной обстановке. Гражданину предстоит ответить на вопросы билетов. Напряжение, сопряженное с волнением, может привести к тому, что человек забудет материал, который ранее знал безупречно. Поэтому рекомендуется многократно изучать билеты, попросив их у инструктора. Важно анализировать допущенные ошибки, дабы своевременно восполнять пробелы в знаниях. Обычно во время экзамена на получение права водить квадроцикл предоставляются те же самые билеты, которые человек учил ранее. Поэтому разобраться и найти правильный ответ не составит труда.
Практическая часть считается самым сложным этапом. Человек может растеряться от неожиданных просьб экзаменатора, не рассчитать габариты транспортного средства или угол поворота квадроцикла. Эта часть испытания носит субъективный характер. Ряд моментов можно диктовать двояко. При этом решающее слово всегда остается у экзаменатора. Ученик должен знать свои права и уметь их аргументированно отстаивать в диалоге с представителем Госавтонадзора. Важно проявлять внимательность. На площадке не стоит торопиться. Если есть возможность, лучше сдавать экзамен на транспортном средстве, на котором выполнялось обучение.
Основные требования к водителям
Требования к кандидатам в водители категории AI на квадроцикл содержит Постановление Правительства № 796 от 12.07.1999, а именно:
- возраст от 16 лет;
- отсутствие ограничений и противопоказаний по состоянию здоровья и психики (подтверждается справкой № 003-В/у);
- успешная сдача экзаменов;
- регистрация временная или постоянная, а также прохождение практики в одном из учебных комбинатов в городе/районе выдачи удостоверения;
- отсутствие запретов на управление транспортными средствами по линии ГИБДД (если ранее было получено ВУ).
Распространенные вопросы
Несмотря схожесть названий, квадроцикл и квадрицикл – это 2 абсолютно разных транспортных средства. Если первый вид транспорта является четырехколесным мотовнедорожником, то на втором разрешено ездить по общим дорогам и трассам. К тому же для управления данными транспортами нужны разные категории ВУ: «А1» и «В» соответственно.
Если квадроцикл используется в качестве спортивного ТС, которое не участвует в дорожном движении, оформлять полис ОСАГО не обязательно. Однако при езде на транспорте в пределах города, поселка или деревни, он должен быть застрахован в обязательном порядке.
Каждый гражданин РФ, желающий управлять квадроциклом, должен получить ВУ категории «А1» или “М”. Наличие прав является прямым доказательством того, что лицо имеет необходимые знания и навыки для управления внедорожной мототехникой.
Этот вид транспорта у многих ассоциируется с разного рода сафари, путешествиями по лесам. Действительно, квадроцикл предназначен для передвижения по местности, где нет автодорог. Представляет он собой мототранспорт с четырьмя колесами.
Разновидностью квадроцикла является снегоход, который позволяет передвигаться по бездорожью, когда есть осадки в виде снега.
По ГОСТу 52008–2003 эти транспортные средства относят к мотто вездеходам. И они требуют обязательную государственную регистрацию, которую осуществляет Гостехнадзор.
На эти виды ТС водителю владельцу выдают соответствующий паспорт на самоходную машину.
В нем указывают следующую информацию:
- название марки и производителя;
- технические и физические параметры (мощность, вес, габариты);
- сведения о собственнике;
- данные о выданном свидетельстве о регистрации;
- информацию о функционировании квадроцила (снегохода).
Чтобы иметь право управлять таким ТС понадобится специальное удостоверение водителя.
Если эксплуатация мототранспорта проводится без наличия разрешительного документа, то такие действия расцениваются как правонарушение, за что грозят штрафные санкции в размере 5 000-15 000 рублей.
Правовое обоснование получения прав на квадроцикл с 2022 года и какая категория присваивается?
С каждым годом популярность квадроциклов растет за счет небольшого размера транспорта и его способности преодолевать любое бездорожье, включая болотистые местности. Но несмотря на то, что ТС не предназначено для перемещения по дорогам универсального пользования, каждый владелец такой техники обязан подтвердить свою квалификацию соответствующей категорией. В противном случае, данное правонарушение будет расценено как передвижение вне закона.
Порядок допуска граждан к управлению мотовездеходами и правила получения ВУ на него были определены постановлением Правительства России №796 от 1999 года. Согласно 4 ст. данного постановления, квадроцикл представляет собой средство передвижения типа мототранспорт, с возможностью передвигаться со скоростью до 50 км/ч.
В чем отличие категорий М, А и В1 для самоходных машин
Категории М, А (А1) и В1 предназначены для управления разных типов ТС. Отличия категорий приведены в таблице.
Категория | Тип ТС |
М | Квадрициклы и трициклы с объемом двигателя не более 50 куб.см |
А (А1) | Квадрициклы и трициклы с мотоциклетной посадкой |
В1 | Квадрициклы и трициклы |
Удостоверение тракториста-машиниста | Квадроциклы и снегоходы |
Как получить водительские права на квадрОцикл
По отзывам, получить права на квадрОцикл в Гостехнадзоре достаточно просто. Сама процедура почти такая же, как в ГИБДД, но сдавать экзамены легче.
Кратко опишем процедуру получения прав на квадрОцикл по пунктам:
1. КвадрОциклом можно управлять, а следовательно, и получить права на него, с 16 лет
2. Пройдите обучение в специализированном учебном заведении
3. Пройдите медкомиссию и получите справку, что нет ограничений на управление квадрОциклом по состоянию здоровья
4. Подготовьте пакет документов для экзаменов в Гостехнадзоре:
— заявление
— квитанция об уплате госпошлины
— паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
— медицинская справка
— фотографии
Написать заявление, уплатить госпошлину и записаться на экзамены можно через сайт госуслуг.
4. Сдайте экзамены по теории и по практике в Гостехнадзоре и получите права.
Вся процедура чётко прописана в «Правилах допуска к управлению самоходными машинами…», вплоть до сроков пересдачи и проч. нюансов.
Документы для удостоверения
Рекомендуется знакомиться со списком для категории «А1» (в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства):
- медицинское заключение;
- заявление;
- паспорт;
- водительское удостоверение (если есть);
- документ, подтверждающий прохождение соответствующей профессиональной подготовки в установленном порядке для программ проф. подготовки водителей ТС, соответствующих категорий и других подкатегорий;
- согласие законных представителей в письменном виде (родителей, усыновителей или опекунов), с тем, что их несовершеннолетний кандидат будет сдавать экзамен и получать права в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия: несовершенным заявителем является гражданин в возрасте от 16 до 18 лет, за исключением случая признания несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) или заключения брака в порядке, установленном законом России.
Если водитель уже открыл категорию, то документ на самоходное ТС получить проще, так как для сдачи теоретического экзамена, по ПДД, не потребуется. Эта информация предназначена для тех, кто интересуется, как получить права на СН и КВ, если уже имеются права категории «В». Процедура получения удостоверения для них упрощена, но рекомендуется уточнить перечень свидетельств по месту сдачи экзамена.
Как получить права на квадроцикл и обязательно ли обучение?
До недавнего времени для получения прав на ATV не требовалось проходить обязательное обучение в специализированных образовательных организациях — к экзамену в подразделении Гостехнадзора можно было готовиться самостоятельно. Это прямо оговаривалось в правительственном Постановлении, регламентирующем допуск к управлению самоходными машинами и выдачу удостоверений на право управления (Постановление N 351 от 06.05.2011 подпункт б) пункт 11)
Однако в последнее время в ряде территориальных органов Гостехнадзора (Москва, Санкт-Петербург) в перечне обязательных, представляемых для сдачи экзамена на право управления самоходными машинами документов, фигурирует свидетельство об образовании (обучении). При этом отсутствует какое-либо упоминание о возможности самостоятельной подготовки к экзамену в соответствии с Постановлением правительства N 1243 от 17.11.2015 (п.7).
В то же время на официальных порталах Гостехнадзора некоторых территориальных подразделений (например, Кемеровской или Иркутской области) самостоятельная подготовка допускается, о чём напрямую прописано в перечне обязательной документации. Объяснить это можно только тем, что, по всей видимости, не все территориальные подразделения имеют соответствующую образовательную базу.
Поэтому перед подготовкой к сдаче квалификационных экзаменов необходимо уточнить в местном отделении Гостехнадзора обязательность представления документа о прохождении обучения, но лучше все же такой курс пройти заранее, тем более что в последнее время появилось множество соответствующих предложений от автошкол.
Образовательные организации, осуществляющие подготовку к получению прав на управление самоходными машинами, должны иметь определенный вид лицензии и быть аккредитованными территориальной службой Гостехнадзора.
Именно поэтому к многочисленным объявлениям автошкол о подготовке водителей квадроциклов следует относиться с осторожностью и обязательно проверять наличие соответствующей лицензии и аккредитации.
Некоторые территориальные органы уже разместили на своих официальных сайтах список учебных комбинатов, в которых такое обучение проводится.
Обычно, если у территориального органа есть аккредитованные учебные организации, квалификационный экзамен проводится одновременно с выпускным (его ещё называют итоговый аттестационный) экзаменом этих организаций.
Возрастной ценз для получения удостоверения тракториста-машиниста категории AI — 16 лет.
Если молодой человек в этом возрасте уже имеет водительские права на мотоцикл с объёмом двигателя до 125 см3 (категория AI) ему (как и всем, кто имеет автомобильные права) не придётся сдавать дополнительный экзамен по Правилам дорожного движения.
Права на квадрицикл/снегоход категорий А1 и М
На квадрицикле передвигаются не на дороге, однако данное ТС относится к мототранспортным. Управлять квадрициклом можно по категории В1 – чаще всего она уже открыта в правах категории В. В случае если водитель не имеет этой категории в удостоверении, то ему грозит штраф в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
Снегоход – это разновидность мототрактора, поэтому нужны права машиниста – тракториста. Требуется получить права категории А1. Допускается готовиться к экзаменам самостоятельно.
Вождение по категории В квадроцила невозможно. По ВУ с этой категорией можно ездить только на квадрицикле.
Для получения прав на управление квадроциклом нужно обратиться с заявлением в Гостехнадзор. Потребуется пройти обучение, взять занятие с инструктором, затем сдать теорию и практику – все как обычно. Ездить даже на детском квадроцикле можно только с правами.
Мнение эксперта
Евгений Романов
Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.
При объеме более 50 м³ тоже нужна категория В1. При наличии посадочных мест – А. Если мест больше восьми и вес не более 3,5 тонн – В категория. Для получения удостоверения, сначала нужно выяснить, каким типом транспортного средства будет управлять водитель.
Отвечая на вопрос, как получить права на квадроцикл, следует сразу отметить, что существует два способа.
Первый предусматривает наличие у претендента удостоверения категории А. В данном случае необходимо обратиться в ближайшее отделение Гостехнадзора с заявлением.
Также потребуется предоставить:
- медицинскую справку;
- квитанцию об оплате госпошлины;
- паспорт;
- документ, свидетельствующий об успешном завершении учебного курса в специальной организации;
- фотографии.
Какая категория прав нужна для квадрицикла
Отличить квадрицикл от его собрата очень легко. Этот вездеход больше напоминает миниатюрную машину, да и управление в нем осуществляется «по-автомобильному». Кроме этого, квадрициклы часто оснащаются крышей, а вместо седла в них есть удобный диван или кресло, как в машине. Еще одна отличительная черта – это «баранка».
Важно! При покупке квадрицикла продавец обязательно должен приложить к вездеходу ПТС (паспорт транспортного средства) для оформления в МРЭО.
В 2013 году в правах появилась доселе неизвестная категория – B1. Многие сочли, что она позволяет управлять машиной с автоматической коробкой передач, но это не так. Категория В1 предназначена как раз для трициклов и квадрициклов.
Но, это уместно, если ТС отвечает определенным требованиям (конструкции органов управления, массе, объему движка и так далее), но ведь вездеходы бывают разные, поэтому копнем глубже. Существуют еще такие категории, как: М и А. Для чего нужны они?
Особенности квадроцикла
Квадроцикл является вездеходным транспортом, оборудованным четырьмя колесами. Формально под это определение подходят и автомобили. Однако под понятие попадает мототехника или четырехколесные велосипеды мощностью от 500 кВт.
Условно квадроциклы принято подразделять на трюковые или утилитарные. В качестве обычного вездехода используются именно последние, а первые часто применяются для быстрой езды, так как способны разгоняться до 130 км/ч.
Трюковые варианты ставятся на узкую платформу, но имеют более широкую колесную базу. Проходимость из-за этого понижается, но технические качества современных моделей могут отличаться.
В последнее время появились электрические квадроциклы для взрослых, которые заряжаются от простой розетки. Особого обслуживания для этой техники не требуется, а постановка на учет и получение номеров исключаются.
В целом техника характеризуется общими достоинствами и недостатками. Положительные качества:
- высокий клиренс;
- надежный двигатель;
- высокие протекторы и широкие шины;
- полный привод;
- хорошая грузоподъемность;
- маневренность;
- простое управление.
Отрицательные качества:
- высокая цена;
- ненадежный аккумулятор;
- повышенный расход ресурсов.
Большая часть квадроциклов нуждается в регистрации, а кататься на технике можно только после получения прав.
Какие права нужны на квадроцикл?
Квадроциклы – это мототранспорт внедорожного типа, у которого есть 4 колеса, мотоциклетный руль и сиденье мотоциклетного типа. С другой стороны, некоторые квадроциклы (мотовездеходы) оборудованы автомобильным рулем и вполне машинными сиденьями. Основное их назначение – езда вне дорог общего назначения – по проселкам, лесу, болотам, снегу и грязи.
Квадроциклы относятся к самоходным транспортным средствам (к ним же причисляют трактор и другую специализированную транспортную технику). Главный документ – паспорт самоходной машины, который выдается после регистрации квадроцикла в Государственном техническом надзоре в срок 10 дней после его приобретения (или до конца срока действия транзитных номеров).
Какие нужны права на квадроцикл? Потребуются права машиниста-тракториста класса «А1» — вездеходные мототранспортные средства с максимальной скоростью до 50 км/ч. Мотовездеходы, как и любой другой транспорт, требуется регулярно отвозить на технический осмотр в ГИБДД.
Важно! Квадроциклы следует отличать от квадрициклов – транспортных средств для использования на дорогах общего пользования, имеющих двигатель с мощностью не более 15 кВт и развивающих скорость не менее 25 км/ч. Они представляют собой миниатюрные автомобили, похожие на российские инвалидки. Для них нужны права совсем другой категории.
До сих пор имеются некоторые расхождения в названиях. Так, если квадроцикл называется в паспорте снегоболотоходом или мотовездеходом, то по требованиям Гостехнадзора ему полагаются права «А1». Если же в паспорте стоит «Квадроцикл», то некоторые сотрудники ГИБДД требуют права «В1». Это расхождение в формулировках – формально «квадроциклы» не относятся к самоходным транспортным средствам.
Нужны ли права на квадроцикл?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к нормативным документам, дающим определение квадроциклу как транспортному средству.
За границей (да часто и у нас) квадроциклы имеют название ATV (All Terrain Vehicle – буквально вездеходы).
Не так давно (2013 год) в выпущенном ГОСТе по методам испытаний таких машин (там они называются также снегоболотоходами) отмечаются их характерные особенности:
- вездеход с колёсными движителями в количестве 4 штук на шинах низкого давления,
- имеет двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе,
- оборудован сидением в форме седла и имеет руль велосипедного или мотоциклетного типа,
- не предназначен для движения по общим автомобильным дорогам.
В более раннем (2003 год) ГОСТе, оговаривающем технические требования к квадроциклам, было введено ограничение на количество людей, перевозимых этим средством: только один водитель, однако впоследствии это ограничение сняли и в стандарте 2013 года фигурирует уже класс ATV II, предусматривающий пассажирскую перевозку.
Принципиальным же для разрешительной документации является то, что квадроциклы не предназначены для движения по общим автомобильным дорогам. Однако и прямого запрета на движение по таким дорогам (кроме автомагистралей) ПДД не содержат.