Предпроверочный анализ налоговой: важно знать каждому предпринимателю
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предпроверочный анализ налоговой: важно знать каждому предпринимателю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения мероприятий, предваряющих выездную проверку, в каждой инспекции ФНС имеется отдел предпроверочного анализа. Там работают специалисты, которые контролируют всех относящихся к данной ИФНС налогоплательщиков, выявляют среди них подозрительных, собирают о них информацию и принимают решение о целесообразности выездной проверки, а также разрабатывают наиболее эффективные стратегии ее проведения.
Отбор налогоплательщиков
Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.
К первой категории в том числе относится информация:
-
полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
-
общедоступная информация из интернета;
-
жалобы физических и юридических лиц.
Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:
-
ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
-
ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
-
ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
-
ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
-
ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Кто и как проводит предпроверочный анализ?
Анализ налогоплательщика проводится по критериям оценки рисков, приведенным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Выездная проверка тем более вероятна, чем больше рисков обнаруживается в деятельности организации. Гражданин также может руководствоваться критериями, перечисленными в Приказе № ММ-3-06/333@, для самопроверки своей деятельности.
Выделяются следующие критерии оценки рисков:
- Налоговая нагрузка (соотношение суммы уплачиваемых налогов и выручки налогоплательщика) у компании ниже, чем в среднем по отрасли, в которой она работает.
- На протяжении двух или более лет в налоговой и бухгалтерской отчетности организация заявляет убыточность. Важно отметить, что, оценивая этот критерий, специалисты примут во внимание объективные причины, по которым компания могла иметь убытки. Но если подобных причин нет, такая отчетность покажется странной.
- Большой объем применяемых налоговых вычетов.
- Расходы организации растут быстрее доходов.
- Средняя зарплата сотрудников налогоплательщика ниже средней по отрасли, в которой он работает.
- Налогоплательщик постоянно приближается к предельным значениям показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы.
- Если речь идет об индивидуальном предпринимателе и в декларации он указывает, что суммы доходов и расходов практически равны.
- Налогоплательщик ведет свою деятельность через цепочку контрагентов, перекупщиков или посредников без видимых на то причин.
- Налогоплательщик не предоставил в налоговую инспекцию запрашиваемые ею документы или пояснения.
- Налогоплательщик часто меняет место своего нахождения и «мигрирует» между разными ИФНС.
- Рентабельность компании значительно отличается от средней по ее сфере.
- Компания ведет деятельность с высоким налоговым риском.
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
- Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
- Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
- Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
- Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
- Непредставление документов в налоговый орган.
Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.
Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».
Что такое предпроверочный анализ?
На практике предпроверочный анализ представляет собой сбор данных о налогоплательщике, в ходе которого ФНС определяет целесообразность проведения ВНП. В процессе ППА инспекторы могут:
- запрашивать документы и информацию по любым сделкам (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
- допрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ);
- вызывать директора для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ);
- проводить исследования (например, назначать почерковедческое исследование).
Осмотры, выемки и экспертизы в ходе ППА производить нельзя. Эти мероприятия доступны только в пределах ВНП. Но согласитесь, что предоставленных инспекторам полномочий вполне достаточно для того, чтобы сформировать полную картину о деятельности и нарушениях налогоплательщика.
Некоторые предприниматели воспринимают ППА как некое «подпольное» мероприятие ФНС, потому что НК РФ известно только 2 вида проверок: камеральная и выездная. Налоговый орган комментирует свою деятельность в рамках предпроверочного анализа как форму предварительного налогового контроля в ходе камеральной проверки. По официальной версии Налоговой службы, данное мероприятие направлено на помощь налогоплательщикам в правильном исчислении и уплате налогов. Заодно позволяет ФНС определить, в отношении кого надо проводить последующий контроль в форме ВНП.
Вот такое нехитрое объяснение. Более того в ходе предпроверочного анализа составляется письменный формализованный акт — заключение по результатам ППА. В него включаются:
- основные сведения о проверяемом лице и его контролирующих лицах;
- оценка финансовой деятельности;
- оценка по критериям риска по Приказу ФНС №ММ-3-06/333;
- сведения о налогоплательщике из открытых источников и баз данных;
- сведения о проведенных налоговой мероприятиях в рамках ППА;
- выводы о целесообразности назначения ВНП.
Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки
Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.
Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной
Критерий сравнения |
Вид налоговой проверки |
|
Камеральная |
Выездная |
|
В чем цель |
В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика |
Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит |
Сколько налогов проверяются |
Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ) |
За какой период |
За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ) |
Как долго длится |
В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) |
Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Может ли приостанавливаться |
Нет |
Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ) |
Как часто проводится |
В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ) |
Бывает ли повторной |
Нет |
Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях: · вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании; · организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей |
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Упрощенный порядок учета определенных договоров
Суть упрощенного учета договора аренды в том, что арендатор не отражает в бухучете ни право пользования активом (ППА), ни обязательство по аренде. Он признает только расходы по арендным платежам, когда предмет аренды учитывается на балансе арендодателя. То есть по-старому.
Вы, конечно, знаете, что с 2022 года Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ установлено, что с 1 января 2022 года по имуществу, находящемуся в аренде, в том числе лизинге, налог платит арендодатель. Этим и определяется, что на своем балансе предмет аренды учитывает только арендодатель.
Арендатор признает только расходы по арендным платежам равномерно в течение срока аренды или на основе другого систематического подхода. То есть сохраняет прежний порядок учета (п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).
Как правило, это краткосрочная аренда и аренда недорогих объектов.
Никаких изменений в бухучете в этой ситуации у арендатора не происходит. Однако придется вносить изменения в учетную политику. В ней нужно будет прописать, в отношении каких договоров применяется упрощенный порядок учета.
Приказ Федеральной налоговой службы от 5 сентября 2017 г. N ММВ-7-12/713@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения функционального блока N 3 АИС «Налог-3», реализующего автоматизацию технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа»
В целях обеспечения автоматизации технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа», в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом результатов опытной эксплуатации, проведенной в соответствии с Государственным контрактом от 13.06.2017 N 5-7-02/76, приказом ФНС России от 27.12.2016 N ММВ-7-12/717@ приказываю:
1. Ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее автоматизацию технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа» в соответствии с Планом внедрения в промышленную эксплуатацию и в составе компонентов АИС «Налог-3» согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему приказу, соответственно.
2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева), Контрольному управлению (М.В. Чаликов), Управлению модернизации налоговых органов (И.А. Мирошникова), Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить выполнение мероприятий Плана.
3. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.
4. Контрольному управлению (М.В. Чаликов) обеспечить методологическое сопровождение программного обеспечения.
5. ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить администрирование, сопровождение эксплуатации и техническую поддержку программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.
6. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:
6.1. Довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных органов ФНС России.
6.2. Обеспечить использование сотрудниками территориальных органов ФНС России программного обеспечения в практической работе в соответствии с инструкциями на рабочие места, размещаемыми на Интранет-портале ФНС России.
Руководитель Федеральной налоговой службы |
М.В. Мишустин |
Проведение предпроверочного анализа является обязательным этапом выездной налоговой проверки, благодаря которому налоговые инспекторы перед посещением компании уже знают, где искать нарушения, и предполагают размер доначислений
13.12.2016Автор: Светлана Последовская, эксперт по финансовому законодательству
Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.
Порядок проведения процедуры
Строгого регламента опять же не существуют. Да, есть некоторые элементы, которые в той или иной ситуации применяются. Но какие будут задействованы в вашем случае, зависит от подозрений и тяжести потенциальных нарушений, сферы их появления и многих иных факторов.
Все же процедура проведение выездной налоговой проверки оформляется только законным методом. Поэтому после каждого действия будет составлен акт. А они могут быть следующими:
- Визуальный осмотр помещений. И не стоит препятствовать с получением доступа в любые комнаты или здания. Даже, если это кабинет директора. Все же в этом ракурсе у ФНС есть законные требования беспрепятственного перемещения по территории.
- Инвентаризация. Вот почему мы подчеркивали важность этого момента на предварительном этапе и необходимости программного обеспечения, упрощающего этот процесс. Налоговики будут максимально пристальны во время своей работы. Поэтому, если комиссия, проводящая инвентаризацию до этого, отнеслась к работе спустя рукава, на этом этапе вся правда и вскроется.
- Запрос и выемка документов. То есть, документацию могут и потребовать предъявить на месте. И забрать с собой для дальнейшего изучения, если прямо сейчас нет возможности выявить наличие или отсутствие ошибок и фальсификации.
- Экспертиза. Для этой задачи привлекаются независимые эксперты самых различных областей и уровня. Помните, что вы не оплачиваете их деятельность, даже если окажется, что нарушения реально имели место быть. А также вы вполне вольны наблюдать за их работой. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки – это ваше право.
- Допрос. Лица, являющиеся работниками компании, а также третьи лица, обладающие информацией, дают свидетельские показания. По закону принудить к этому нельзя. Но помните, что отказ от дачи информации сможет стать причиной для обращения в суд. А в ходе судопроизводства уже отказывать не получится.
Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)
Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:
- сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
- среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
- наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
- расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
- сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
- соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.
Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.
Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.
В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.
Рекомендации для компаний
Чтобы не допустить такой ситуации, организациям можно посоветовать следующее:
1. Перед каждой сделкой запрашивать документы у контрагента, подтверждающие реальность его экономической деятельности и наличие ресурсов выполнить обязательства по договору.
Также нужно изучать информацию о будущем партнере на сервисах проверки контрагентов или с помощью открытых источников данных: например, сайта ФНС России, Картотеки арбитражных дел, базы данных ФССП России. Другими словами, нужно проводить тщательную проверку контрагентов с учетом положений Письма ФНС России 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.
Не забывайте сохранять данные в специальном досье на контрагента в свободной форме: оно понадобится, если у налоговой все же возникнут вопросы.
2. Включать в договоры заверение об обстоятельствах.
Пример формулировки для договора оказания услуг: «Исполнитель обязуется возместить имущественные потери Заказчика, если на основании решения налогового органа будут предъявлены требования по причине не подтверждения налоговым органом права Заказчика на вычет сумм НДС и (или) отказа налогового органа в признании права Заказчика на включение в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций стоимости поставленных товаров по Договору».