Земли особо охраняемых территорий и объектов в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли особо охраняемых территорий и объектов в 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отношения в области охраны и использования земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов ФЗ об особо охраняемых природных территориях (далее — ФЗ от 14 марта 1995 г.), в ст. 2 которого перечисляются категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития на федеральном, региональном и местном уровнях, порядок образования их охранных зон, основные функции федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных научных и образовательных (высшего образования) организаций.

Комментарий к Статье 95 Земельного кодекса РФ

Перед государственными природными заповедниками ставятся цели сохранять и изучать естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы. На них возлагаются задачи сохранения биологического разнообразия, поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организации и проведения научных исследований, осуществления экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды, экологического просвещения.

Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

В государственных природных заповедниках могут выделяться земельные участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. В ст. ст. 6 и 11 ФЗ от 14 марта 1995 г. рассматриваются порядок пребывания на землях заповедника, платность его посещения, основы управления заповедниками федеральными государственными бюджетными учреждениями, передача им земельных участков в постоянное бессрочное пользование.

В ст. ст. 12, 14, 16 и др. того же Федерального закона предусматриваются изъятие из гражданского оборота земель, иных природных ресурсов и недвижимого имущества, расположенных в границах национальных парков и находящихся в федеральной собственности; порядок создания национального парка, пребывания в нем, платность посещения; основы управления, в основном аналогичные управлению землями заповедников.

В ст. ст. 19 и 20 ФЗ от 14 марта 1995 г. регулируются режим, порядок создания природных парков и управление землями, переданными им в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством РФ, запрещение изъятия или иного прекращения прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством (такой порядок пользования, запрещения изъятия и (или) прекращения устанавливается и для большинства других ООПТ). Природные парки относятся к ООПТ регионального значения.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль землепользования, в том числе быть:

— комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

— биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

— палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

— геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;

— гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем.

Задачи и особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного заказника определяются органами исполнительной власти, принявшими решение о создании такого государственного природного заказника. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников и имеющих обременения, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В ст. ст. 22 и 23 ФЗ от 14 марта 1995 г. предусматриваются порядок создания государственных природных заказников и управление государственными природными заказниками федерального значения государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками, а регионального значения — организациями, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

— эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

— места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

— природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

— уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);

— геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

— геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

— местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

— природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

— береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

— отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, проявления карста, пещеры, гроты).

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы допускается с изъятием либо без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области охраны окружающей среды и их территориальные подразделения принимают решение о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть ООПТ федерального или регионального значения.

Прежде всего следует учитывать, что Закон об ООПТ не предусматривает изъятие в государственную или муниципальную собственность тех земель, которые принадлежат физическим и юридическим лицам. Тем не менее, если земельный участок попал в границы особо охраняемых территорий, он обычно изымается из хозяйственного использования полностью или частично. Будущему владельцу перед приобретением такой земли следует выяснить все действующие ограничения. Как минимум, он должен получить четкое документальное подтверждение того, что участок находится в пределах ООПТ.

Именно при получении данной информации покупатели часто сталкиваются с трудностями. Проблема заключается в том, что создание особо охраняемых территорий началось еще в 20 веке, с текстовым и не всегда конкретным описанием границ. И в ЕГРН на сегодняшний день зарегистрированы не все ООПТ.

Читайте также:  Повышение пенсии и ЕДВ по инвалидности в 2023 году

Состояние данных земель не может оставаться без изменений. Со временем некоторые из них могут утратить свою первоначальную ценность, из-за которой они и выделены в охраняемую категорию. Например, изменение климата может привести к утрате полезных свойств курортной зоны.

Поэтому перевод такой земли в другую категорию возможен, это предусмотрено законодательством. Для перевода должно быть серьезное обоснование и результат государственной экспертизы, которая подтверждает утрату ценных качеств.

Также может быть переведена в категорию Оопт и земля из категории, например, населенных пунктов или лесного фонда. Благоприятный климат, здоровая атмосфера могут способствовать выведению части лесного массива в зону лечебно-оздоровительную. Как правильно осуществить такой перевод?

  1. В исполнительный орган местной или государственной власти подается ходатайство о переводе земли в другую категорию.
  2. К нему нужно приложить несколько важных документов, среди которых — копия документа, удостоверяющего личность, выписка из ЕГРН. Лицо физическое подает еще выписку из ЕГРИП, юридическое — выписку из ЕГРЮЛ.
  3. Обязательный документ — заключение государственной экологической экспертизы.
  4. Если у участка есть владелец, он должен дать свое письменное согласие на осуществление перевода земли.
  5. Ходатайство рассматривается, потом выносится по нему решение. Если ответ отрицательный, заявителю должен быть выдан акт об отказе, потом на его основании можно подать жалобу в суд.
  6. Перевод земли должен быть зарегистрирован в кадастровой службе.

Дендрологические парки и ботанические сады

Понятие особо охраняемых природных территорий этого вида содержит ст. 28 Федерального закона РФ № 33-ФЗ. Они определяются как природоохранные госучреждения, созданные для формирования коллекций живых растений и поддержания биоразнообразия.

Дендрарий представляет собой территорию, специально отведенную под культивацию в открытом грунте деревьев, кустарников и лиан. Древесная растительность размещается согласно определенной системе, например, по географическим, систематическим или декоративным признакам. Примыкающая к дендрарию зона, предназначенная для отдыха и рекреации, именуется дендропарком.

Имущество, находящееся на территории дендропарков и ботанических садов, ограничено в гражданском обороте. Управление дендропарками и ботаническими садами может обеспечиваться органами государственной власти федерального уровня, их бюджетными учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями и профильными ВУЗами.

Особый правовой режим vs особо охраняемые природные территории

В одном из дел была рассмотрена ситуация, когда заявитель обратился в ВС РФ с административным исковым заявлением о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке «Марий Чодра» в части действия норм, регламентирующих включение в границы Национального парка земельного участка. Заявитель ссылался на то, что включение земельного участка, расположенного в деревне <...> и относящегося к категории земель населенных пунктов, в границы Национального парка противоречит ст. 83 ЗК РФ, а также нарушает его право пользования земельным участком по назначению, поскольку режим особой охраны территории национального парка устанавливает существенные ограничения для собственников земельных участков (решение Верховного суда РФ от 25.12.2020 № АКПИ20-723).

При рассмотрении этого дела ВС РФ пришел к выводу о том, что «из положений следует, что понятие „земли особо охраняемых территорий и объектов“ как один из видов категорий земель не идентично понятию „особо охраняемые природные территории“, под которым понимается особый правовой режим, распространяющийся на включенные в границы такой территории земельные участки различных категорий земель и форм собственности».

Таким образом, в решении понятие «особо охраняемые природные территории» идентифицируется как «особый правовой режим», что противоречит определению ООПТ, изложенному в преамбуле Закона об ООПТ.

Согласно закону ООПТ — это «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».

В свою очередь, в Апелляционном определении Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.03.2021 № АПЛ21-82 суд отметил, что «статьей 58 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ закреплено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, <...> рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункты 1, 2)».

В случае принятия соответствующего решения на земельном участке, на котором расположен природный объект, имеющий особое природоохранное значение, действительно, может быть создана ООПТ. Однако согласно определению ООПТ такие территории подразумевают установление режима особой охраны — «участки земли <...>, которые имеют особое природоохранное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».

Таким образом, на наш взгляд, Апелляционная коллегия ВС РФ разводит данные понятия: в формулировке «устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории» усматривается возможность существования каждого из правовых инструментов в отдельности, однако законодательное определение не позволяет сделать вывод о существовании ООПТ без установленного особого режима охраны.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане использовали досудебный (обращение к Губернатору Московской области) и судебный способы.

Досудебный способ урегулирования спора

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам гарантировано:

  • Конституцией РФ (статьей 33);
  • Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1).

Заинтересованная общественность обратилась к губернатору, но несмотря на многочисленные обращения, проблемы жителей района не решались. При этом по словам представителя Губернатора и Правительства Московской области, вырубка 6,5 га леса не только не повредит экологии области, но и улучшит инвестиционный климат.

Обращение в суд

Право на обращение в суд за защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду, гарантировано:

  • Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года (статья 46);
  • Гражданским Кодексом РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (статьи 11, 12);
  • Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (статья 1, часть 2, пункт 2) (ранее, на момент рассмотрения дела (2013-2014 годы) действовали нормы Гражданского процессуального кодекса);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 11, часть 2).

Особенное природное значение

К таким землям относятся территории, на которых располагаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, другое:

  • Национальным парком является территория с естественными природными условиями, которые сохраняются в нетронутом виде. Охранные меры по отношению к национальным паркам регулируются государством.
  • Ботанические сады, а также парки дендрологические — это искусственно созданные природные зоны, в которых растут разнообразные виды растений. Их задача сохранение таких видов.
  • Заповедники — также земли с сохраненными естественными природными условиями, в которых создаются все необходимые условия для защиты исчезающих видов растений и животных.
  • Природными памятниками считаются ценные природные объекты, которые возникли естественным путем и имеют большое значение для культуры, эстетики.

Все эти земли находятся под защитой особенного правового режима. Изъятие земельных участков природных охраняемых территорий запрещено в любых целях, особенно в целях промышленности и народного хозяйства, строительства.

На таких землях категории Оопт запрещаются различные виды деятельности:

  1. Здесь нельзя выделять дачные или садово-огороднические участки.
  2. Запрещено строить дороги (автомобильные, железнодорожные пути), возводить хозяйственные объекты, укладывать трубопроводы или строить линии электропередач.
  3. Запрещается работа механизированных транспортных средств.
  4. По таким землям нельзя прогнать скот.

Особенно ценные объекты выделяются охранными зонами. О наличии охранной зоны должны свидетельствовать специальные знаки. Как правило, территории национальных заповедников, парков, других охраняемых территорий принадлежат государству или властям федерального субъекта, они не подлежат приватизации.

Если на земле со статусом особо охраняемой находится частный участок (он мог там располагаться до отнесения земли к охраняемой категории) владелец участок должен эксплуатировать землю только с учетом видов разрешенного использования, с учетом правового режима.

Читайте также:  Процедура получения гражданства РФ в упрощенном порядке

Никакие работы на земле не должны создавать опасность для экологии и ценных характеристик территории.

Государственные природные заповедники

Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля. Создаются с целью:

  • обеспечения естественного хода природных процессов;
  • сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
  • поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;
  • проведения исследований;
  • осуществления экологического мониторинга;
  • организации экологического просвещения;
  • развитие познавательного туризма.

Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.

Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ).

В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.

Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:

  • наделен гражданской правосубъектностью;
  • подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
  • может заключать гражданские сделки;
  • вправе выступать работодателем;
  • может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.

Правовое положение имущества природного заповедника определено ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота.

Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст. 9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена. Дозволены исключительно работы:

  • предусмотренные в положении, определяющем правовое положение конкретного заповедника;
  • оговоренные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона РФ.

На территории всех заповедников разрешены мероприятия, направленная на:

  • предотвращение стихийных бедствий;
  • обеспечение противопожарной и санбезопасности;
  • осуществление экологического надзора;
  • выполнение исследовательских задач.

Научная деятельность разрешена со значительными оговорками. Запрещено внесение в заповедные экосистемы чуждых им растений и животных для акклиматизации (интродукция). Здесь нельзя разводить домашних животных, проводить селекционные работы.

Чиновники и деятели науки (кроме сотрудников заповедника и госструктур, в ведении которых они находятся) могут находится в заповеднике на основании специального разрешения. За посещение заповедника туристами взыскиваться плата, размер которой регламентирован Приказом Минприроды РФ № 546 от 09.12.14 г.

Для сохранения природного комплекса в его первозданном виде могут выделяться зоны, в пределах которых категорически запрещено любое антропогенное вмешательство. На специально выделенных участках, не включающих особо ценные экосистемы и объекты, может разрешаться хозяйственная деятельность. Ее виды и объем определяются Положением о заповеднике.

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природо — охранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается за исключением случаев, предусмотренных законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ст. 58 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»).

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались особо охраняемые природные территории, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках час- тичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст. 95 ЗК РФ).

Юридическая значимость

Когда проходит специальная оценка земель и выведение их в категорию охраняемых законом государства, устанавливается их правовой статус и режим. У физических и юридических лиц больше нет возможности использовать землю в других целях.

Территории с статусом охраняемых это земельные площади с особенным значением – реакционным, научным, оздоровительным. Также значение может быть культурно-историческим и даже эстетическим.

ВНИМАНИЕ! Должен соблюдаться порядок отнесения к охраняемым территориям, иначе такой статус будет не законным.

Согласно такому порядку земли в специальную категорию значимых природных ресурсов выделяются документально подтвержденным решением федеральных государственных органов. Основная цель принятия решения – защита ценного участка от использования его в самых разных целях.

После присвоения статуса участок может использоваться только в нескольких экологических и социальных направлениях:

  • Для организации эффективной охраны природного ресурса. Может быть использован под заказник участок, под заповедник.
  • Для организации места отдыха для граждан. При этом должны соблюдаться все требования к охране экологии.
  • Для сохранности культурного наследия (исторического).
  • Для улучшения общего состояния экологии в регионе.

Как разделяются охраняемые объекты и территории в зависимости от цели использования. Выделяется несколько групп.

  1. Земельные площади с природоохраняемым значением.
  2. Участки с реакционным значением.
  3. Объекты и земли значения культурного и исторического.
  4. Территории, имеющие оздоровительную ценность. На них, как правило, размещены курорты, санатории.

Также в состав таких земельных площадей могут входить и участки к другим значением, которые, по Земельному Кодексу, требуют особенной охраны. Могут иметь значение охраняемых береговые полосы, участки микрозаповедников, некоторые территории в пределах населенных пунктов.

Где еще можно получить информацию

Информацию, которую вы получите из публичной кадастровой карты и правил землепользования и застройки, можно отнести в первую очередь к юридическим рискам. Так вы можете узнать о возможных ограничениях и запретах.

Этого недостаточно, чтобы по-настоящему почувствовать место расположения будущего дома. Необходимо продолжить анализ — использовать различные карты местности: лесов, рельефа, радиоактивного загрязнения, магнитных аномалий, погодные, экологические и т. п. Вам могут пригодиться, например, Wikimapia, Etomesto и другие интернет-ресурсы.

Вы вправе не доверять размеру официальных санитарно-защитных зон для вредных производств. Для предприятий наивысшего — пятого — класса опасности санитарно-защитные зоны будут 1000 метров. Сюда относятся мусоросжигательные заводы мощностью 700 тысяч тонн отходов в год, нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, свинокомплексы и т. д. Причем сами предприятия могут называться красиво: вместо мусоросжигательный завод — комплекс по сортировке и термическому обеззараживанию отходов с превращением их в экологически чистую электроэнергию, а химический завод красок может быть производственно-складским комплексом колористики и печати.

Читайте также:  Исковое заявление об определении порядка общения с ребенком (образец)

Если рядом с рассматриваемым домом есть что-то плохое, об этом кто-нибудь когда-нибудь обязательно написал. Поэтому лучше посмотреть местные форумы, группы в соцсетях и просто пошерстить интернет. А если боитесь, что рядом окажется тропа, где ходят на водопой животные, расспросите охотников или местных жителей. Они точно знают все о своих соседях.

В перечень таких площадей входят дендрологические парки, государственные заказники, ботанические сады, памятники природы.

  • Ботанические сады, дендрологические парки – участки, созданные искусственно. На них с целью сохранения и развития выращивается огромный перечень растений.
  • Заказники, заповедники, в отличии от предыдущего вида, участки с природными условиями, сохранившимися в естественном виде. Здесь защищаются популяции фауны и флоры.
  • К памятникам природы относятся объекты, возникшие природным путем или искусственным. Они имеют значение культурное, научное, эстетическое.
  • Национальные парки – большие по площади территории, где удалось сохранить природные условия. Часто они используются в рекреационных целях.

Общее для всех площадей – запрет на ведение любой деятельности, которая направлена не на сохранение или изучение природных условий.

Национальные и природные парки

Правовой статус парков как природных комплексов общефедерального значения регламентирован разделом III Закона РФ № 33-ФЗ. Хозяйственная деятельность в национальных парках ограничена, тогда как в заповедниках она запрещена.

На территорию национальных парков допускаются туристы, хотя их количество и уровень антропогенной нагрузки в целом регулируются. Ключевые задачи национальных парков определяются соответствующим индивидуальным административным актом и могут включать:

  • апробацию новых научных методов природоохраны;
  • восстановление историко-культурных объектов;
  • поддержание в неизменном виде эталонных либо уникальных природных объектов, участков;
  • регулирование туризма и рекреации;
  • осуществление экологического мониторинга.

В число национальных парков включают территории, на которых расположены комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Природные ресурсы и недвижимость, расположенные на территории национальных парков, по общему правилу признаются федеральной собственностью.

Администрацией природного парка может быть принято решение о выделении служебных наделов сотрудникам национальных парков.

Земли рекреационной зоны могут передаваться в аренду частным лицам для организации физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивных мероприятий.

Для национальных парков характерно функциональное территориальное деление. Правовой режим участка зависит от принадлежности к той или иной зоне. Перечень зон согласно ст.15 Закона РФ № 33:

  • заповедная, в пределах которой всякая хозяйственная деятельность запрещена;
  • особо охраняемая, используемая для познавательного туризма;
  • рекреационная, среди прочего может вмещать объекты туристской индустрии, музеи;
  • охраны объектов культурного наследия, может дополнительно использоваться для рекреации;
  • хозяйственного назначения;
  • традиционного экстенсивного неистощительного природопользования коренных малочисленных народов.

Посещение национальных парков лицами, не являющимися сотрудникам администрации парка или представителями контролирующих госструктур, возможно с письменного разрешения компетентного органа. С туристов и других частных лиц взыскивается плата.

В отличие от национальных, природные парки признаются особо охраняемыми территориями регионального значения. Земли особо охраняемых природных территорий этого вида и расположенные на них объекты признаются региональной собственностью.

Другой комментарий к Ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Как предусматривает ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Комментируемая статья относит к данной категории земли, которые отвечают определенным признакам. Эти земли должны иметь особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Принимая во внимание значение этих земель, они изымаются в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота. В отношении таких земель устанавливается особый правовой режим охраны.

Правовой режим земель особо охраняемых территорий определяется в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

На землях данной категории находятся государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые образуют природно-заповедный фонд. Особо следует подчеркнуть, что изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно п. 2 комментируемой статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли.

Целевым назначением земель данной категории является обеспечение сохранения природных комплексов, отдельных природных объектов путем полного или частичного ограничения хозяйственной деятельности на этих землях.

Другая отличительная особенность правового режима земель особо охраняемых природных территорий заключается в том, что он распространяется на смежные с этими территориями земли. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов РФ принимают решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственное управлен��е и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Государственное управление в отношении территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и Минприроды России и некоторыми иными. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *