Судебная защита прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная защита прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Актуальность темы представленного исследования связана, прежде всего, с тем, что идея правового государства находится в фокусе современного юридического мышления. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма государства, его правового характера в жизни современного общества. Идея правового государства, для которого главной ценностью является человек, осознана и получила закрепление в Конституции Российской Федерации. В правовой системе государства закреплен весь перечень прав, зафиксированных в международных актах и соглашениях, ставших новацией для отечественного законодательства.

Российская Федерация является социальным государством, одно из основных назначений которого — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом1. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Целью данной работы, является рассмотрение проблем судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

Предметом исследования является судебный механизм защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить такие задачи как:

-рассмотреть вопрос пенсионного обеспечения;

-проанализировать нормативно-правовые источники, регламентирующие данную деятельность.

Российское законодательство о пенсионном обеспечении граждан относится к наиболее проблемному с точки зрения правоприменительной практики. Это особенно стало заметно с момента реализации пенсионной реформы, осуществляемой на основании целого пакета федеральных законов и пода-конных актов, когда граждане стали в массовом порядке обращаться в суды.

Причем такие обращения имели место как в суды общей юрисдикции.

Разрешая споры и устанавливая истину, судебные органы выявляют проблемы в правовом регулировании. В ходе применения законодательства и в ходе аналитической работы по обобщению практики выявляются в огромных масштабах недостатки закона, просчеты законодателя и множество других обстоятельств, характеризующих состояние законодательства.

Вместе с тем большинство судебных ошибок допускается также и судьями при применении законодательства о пенсионном обеспечении. Основная причина, заключается в том, что пенсионное законодательство с каждым вновь принятым актом становится все более сложным и недоступным даже для тех, кто имеет высшее юридическое образование, не говоря о населении, которое в процессе реализации предоставленных прав выступает одним из участников пенсионных отношений. Несовершенство действующего пенсион-ноги законодательства не может не вызывать тревогу, поскольку создает не-определенность правового положения огромного количества граждан (нынешних и будущих пенсионеров), не позволяет сформироваться едино образ-ной правоприменительной практике, создает трудности в реализации пенсионных прав граждан.

Ошибки судов при рассмотрении и разрешении таких дел могут очень дорого стоить обществу, поэтому необходимы меры по обеспечению правильного применения всеми судами общей юрисдикции федерального законодательства и выработке единой судебной практики. С учетом планируемых поправок к Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации становится единым высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению эко-гномических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным закон-ном, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно анализу практики можно отметить, что жалобы по социальным

вопросам занимают по количеству одно из первых мест среди всех обращений граждан в Конституционный Суд. Это свидетельствует об имеющихся кон-центральных недостатках действующего пенсионного законодательства, в связи с этим перед Конституционным Судом ставятся задачи особого рода не только защитить основные социальные права граждан, но и способствовать выработке направления развития такого законодательства. Конституционный Суд РФ своими решениями и содержащимися в них правовыми позициями со-задет ориентиры для законодателя, способствуя последовательному развитию социального законодательства в направлении гармонизации интересов грыж-дан и публичных интересов, с тем, чтобы не допускать произвольного, не-обоснованного отказа от предоставления мер социальной защиты и в то же время учитывать экономические и финансовые возможности государства.

Однако не все решения Конституционного Суда с выраженными в них позициями учитываются правоприменителями, в том числе судами общей юрисдикции. Это связано с вопросом о юридической силе решений Конституционного Суда.

Так, по итогам рассмотрения дел данной категории Конституционный Суд Российской Федерации принимает итоговые решения в форме постановления, решая при этом исключительно вопросы права. Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда, признающее положение закона или иного нормативного акта не соответствующими Конституции РФ, является специальной нормой, одновременно отменяющей ее действие. В данном случае Конституционный Суд РФ выступает в качестве «негативного» закон ода-теля, так как он устраняет ошибки законодателя и восстанавливает конституционность в правовом пространстве.

Что же касается решений судов, основанных на актах, признанных не-конституционными, то они не подлежат исполнению, поскольку указанные акты должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, при-менянный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Сложившаяся ситуация негативно сказывается на правах и интересах лиц, чьи права нарушаются отказом в пересмотре состоявшихся по делу судебных постановлений.

Безусловно, необходимо законодательное закрепление положений о возложения ответственности за неисполнение принятых Конституционным Судом решений (это касается как законодательной, так и исполнительной власти), а также норм, обязывающих пересматривать состоявшиеся решения по делу (касается судебной власти).

Между тем представляется, что законодательно необходимо четко опри-делить зависимость обязательности его исполнения от формы, в которой оно вынесено. Бесспорно, все решения Суда в той или иной степени защищают право, его сущность и принципы, как постановления и определения. Не вызывает сомнения то, что правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в его итоговых решениях, т.е. в постановлениях, не могут быть про-игнорированы ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельно-стих. Очевидно, что решения Конституционного Суда РФ приобрели прецедентное значение, и Конституционный Суд часто ссылается в своих постанов-линиях на предыдущие постановления по другим делам, по которым были ре-шины аналогичные вопросы конституционного права.

Важно отметить, что ссылки на постановления Конституционного Суда РФ встречаются и в решениях судов общей юрисдикции, что является вполне допустимым, хотя вопрос о пределах обязательности решений Конституционного Суда РФ для других судов весьма сложен и требует специального рассмотрения. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в него

постановлениях, фактически отражают особого рода правотворчество. В связи, с чем в научной литературе справедливо относят итоговые решения Конституционного Суда, каковыми являются постановления, к общей системе источников права России.

Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда РФ, создающие ориентиры для правоприменителей, законодателей, не всегда соблюдаются и реализуются своевременно, что подрывает доверие граждан к действующей судебной системе.

Позиция Конституционного Суда РФ представляется абсолютно обоснованной. Иное толкование закона привело бы к ущемлению пенсионных прав граждан, в частности предоставление пенсионного обеспечения не в полном объеме. Ответственность работодателя за неуплату страховых взносов, а в ряде случаев и ненадлежащее осуществление ПФР полномочий по контролю за уплатой страховых взносов, не должны перекладываться на плечи пенсионера.

Пенсионным законодательством также предусматривается возможность подтверждения периодов работы свидетельскими показаниями. Однако такая возможность сопряжена с множеством условий. Во-первых, использование свидетельских показаний допускается только при отсутствии документов о работе и невозможности их восстановления. При этом отсутствие документов о работе должно быть связано с их утратой вследствие стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, урагана, пожара и тому подобными причинами). В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Что лучше выбрать — УК или негосударственный пенсионный фонд?

Такой выбор всегда остается за вами. Из-за существующих тонкостей в законодательстве негосударственные пенсионные фонды имеют больше возможностей для выгодных вложений пенсионных накоплений, поэтому увеличение совокупного объема этих средств у них происходит быстрее, чем у управляющих компаний. То есть доходность у них выше, и вы сможете сами убедиться в этом, когда будете изучать их динамику в управлении пенсионными накоплениями по сравнению с УК.

Но уходя из государственного пенсионного фонда, вы полностью переводите свою пенсию в НПФ, который будет вам ее выплачивать. Если у него найдут какие-то серьезные нарушения, то отзовут лицензию, что никогда не произойдет с ПФР. Дальше мы рассмотрим эту ситуацию с отзывом лицензии у НПФ, и вы поймете, что ничего сверхстрашного с вашей пенсией не произойдет, но предупредить о такой неприятной возможности мы обязаны.

Что делать, если накопления неправомерно» ушли» в НПФ?

Ну и, наконец, ситуация, которая возникает, когда накопления пенсионера часто без его ведома переводятся из ПФР в НПФ. Такие варианты возможны, когда недобросовестные банки среди документов по кредиту дают подписать и заявление о переводе или же ставят условием предоставления кредита переход в НПФ, который «близок» этой организации. Это незаконно, но бывает, что такие схемы и проходят у банковских организаций.

Как сопротивляться этому? Для начала стоит проверить в ПФР, где сейчас ваши пенсионные накопления. Если они переведены в НПФ, а вы об этом ни сном, ни духом, то можно обратиться с заявлением в ПФР о переводе их обратно, но сделать это надо обязательно до конца текущего года! Если же вы пропустили этот момент, не отчаивайтесь.

Всегда можно обратиться в тот НПФ, куда ушли ваши накопления. Для этого нужно написать претензию, и на нее фонд обязательно ответит и напишет, какие основания были для перевода. После этого нужно обратиться в правоохранительные органы, и по вашему заявлению будет проведена тщательная проверка. Так что мошенники всех мастей просто не будут иметь успеха в манипуляциях с вашими накоплениями.

По известной пословице под лежачий камень вода не течет, и обязательно стоит поинтересоваться своими пенсионными накоплениями, а также рассмотреть возможность управления ими с целью получения небольшой, но стабильной прибавки к пенсии. Только делать это нужно со знанием дела, тщательно взвесив все «за» и против». Мы надеемся, что статья вам немного поможет в этом деле.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

  1. Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Астраханской области гражданских дел о нарушении пенсионного законодательства в 2008 году // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Статистические данные Управления Судебного департамента в Астраханской области.
  3. Российская газета. 2012. N 295, 21 декабря.
  4. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-661/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Азарова Е.Г. Судебная практика разрешения споров в сфере социального обеспечения // Комментарий судебной практики. Выпуск 12 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2006. С. 67 — 91.
  6. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-3202/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Под ред. Н.К. Толчеева. М.: Норма, Инфра-М, 2012.
  8. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.03.2013 по делу N 33-827/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Глава 2 Виды трудовых пенсий

Проведенное в данной работе исследование позволяет сделать следующие выводы:

Читайте также:  Порядок действий при ДТП по ОСАГО для виновника и пострадавшего в 2022 году

Прежде всего, следует отметить, что действующее законодательство делит пенсионное обеспечение российских граждан на трудовое и государственное пенсионное обеспечение. В случае, если право на трудовую пенсию возникает в связи с уплатой страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, пенсионная пенсия предоставляется вне рамок обязательного пенсионного страхования. Это»забытые» пенсии.

Критерием разделения пенсий на Виды является также источник их финансирования:трудовые пенсии финансируются из Пенсионного фонда Российской Федерации, а государственные пенсии-из федерального бюджета.

Пенсионная пенсия — это пенсия по государственному пенсионному обеспечению. Она назначается лицу, которое уже много лет занимается определенной профессиональной деятельностью, связанной с риском раннего профессионального старения, независимо от достижения общего пенсионного возраста.

Если гражданин уходит с работы (службы), дающей право на эту пенсию, или когда деятельность завершена, то ему выплачивается пенсионная пенсия.

В соответствии с Федеральным законом» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » от 15 декабря 2001 года данная пенсия устанавливается федеральной гражданской службой при наличии одновременно двух условий:

  1. Стаж государственной службы не менее 15 лет;
  2. Увольнение с Федеральной службы по основаниям, установленным законом.

На государственную службу могут поступить граждане России, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом. Предельный возраст для получения государственных услуг составляет 65 лет.

Следует отметить, что не все работники государственного сектора являются государственными государственными служащими. Таковыми считаются только те лица, которые наделены исполнительной властью и административными функциями. Это работники исполнительного органа государственной власти.

Пенсионная пенсия устанавливается в составе трудовой пенсии по старости (инвалидности), которая назначается в соответствии с Федеральным законом»О трудовых пенсиях Российской Федерации» и выплачивается одновременно. Поэтому обязательным условием назначения Федеральной должностной пенсии является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Судебная защита нарушенных пенсионных прав

Судебная защита нарушенных прав гарантирована ст. 46 Конституции Российской Федерации. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на ряд решений Верховного и Конституционного суда РФ, Пенсионный фонд продолжает допускать в своей работе «ошибки», которые умаляют права граждан на заслуженный отдых, гарантированные Конституцией РФ.

Для обращения в суд за защитой нарушенного права необходимо написать исковое заявление в соответствии с требования ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ. Гражданин вправе лично или через своего представителя подать исковое заявление, при этом представитель должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность. В связи с тем, что гражданин, чье пенсионное право нарушено не обладает (в большинстве случаев) специальными знаниями, лучше обратиться к профессионалу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 94 содержит указания на возмещение судебных издержек в связи с привлечением в дело представителя.

В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им пенсионного права, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

При желании гражданин, решившийся отстаивать свои пенсионные права в суде, может привлечь к этому процессу прокуратуру. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд на основании заявлений граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • истцы – инвалиды I и II группы (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.);
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, по искам к Пенсионному фонду РФ (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.).

Актуальность изучения вопроса о правовом режиме и особенностях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет обусловлена следующими причинами. Пенсия представляет собой гарантированную ежемесячную денежную выплату: а) в целях компенсации: — установленным законом лицам заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности; — нетрудоспособным членам семей этих лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью; — утраченного заработка установленной законом категории граждан в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; — вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф; б) в целях предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам. Любое государство должно обеспечивать базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система является одной из составляющих системы социальной защиты. Пенсия за выслугу лет – это особое государственное обеспечение, на которое имеют право люди, занятые в определённых видах деятельности при условии, что они достигли обозначенного законодательно стажа работы. Этот определённый стаж работы принято называть выслугой лет. Выплата этого вида пенсии будет происходить из государственного федерального бюджета. Целью работы является анализ современного правового регулирования пенсионного обеспечения по выслуге лет в Российской Федерации. Объект исследования – общественные отношения в сфере государственного пенсионного обеспечения по выслуге лет. Предмет исследования – законодательство, определяющее правовой режим государственной пенсии за выслугу лет. Реализация поставленной в работе цели предполагает рассмотрение следующих задач исследования: 1. Изучить общие положения о пенсионном обеспечении по выслуге лет. 2. Проанализировать условия и особенности назначения пенсии за выслугу лет. 3. Проанализировать основные проблемы пенсионного обеспечения по выслуге лет и дать рекомендации по совершенствованию правового регулирования данных отношений. Методология работы представлена использованием основных приемов и методов исследований. К ним следует отнести анализ и синтез научной законодательства и литературы, исторический метод, системный метод, сравнительно-правовое исследование. Теоретическую основу исследования составили современные научные материалы, самостоятельные публикации правоведов по вопросам и проблемам правового режима пенсионного обеспечения за выслугу лет Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, характеру объекта и предмета исследования. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. Первая глава работы раскрывает общие положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет. Во второй главе исследованы особенности пенсионного обеспечения за выслугу лет. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Замечание 1

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Организация деятельности силовых ведомств по осуществлению пенсионного обеспечения

В ходе мероприятия на основании действующих нормативных правовых актов, а также информации, представленной в соответствии с запросами Счетной палаты Российской Федерации министерствами и ведомствами, были проанализированы существующие системы организации деятельности по пенсионному обеспечению военных пенсионеров и приравненных к ним лиц.

Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия Минобороны России по организации пенсионного обеспечения военных пенсионеров установлены Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082. Реализация указанных полномочий осуществляется через систему органов, в которую входят: службы Минобороны России; центральные органы военного управления, не входящие в службы; иные подразделения.

Судебная защита пенсионных прав граждан

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: АЙРИС-К65 пресс, 2016. — 64с.
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. ред. от 29.12.2015 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2014, N 2 (часть II) (поправка).
  3. Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 5.
  4. Федеральный закон от 21.03.2005 № 18-ФЗ ред. от 28.12.2013 «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» // «Собрание законодательства РФ», 28.03.2005, N 13, ст. 1076.
  5. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ ред. от 04.11.2014 «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // «Российская газета», N 95, 06.05.2008.
  6. Афанасьев С.А., формируется правовая база пенсионной реформы // Пенсия. – 2011. — №5. – С.15-32.
  7. Афанасьев С.А., Программа пенсионной реформы уточняется //Пенсия. – 2011. — №3. – С.17-29.
  8. Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий // Адвокат — 2012 .- № 10.- С.163 .
  9. Зурабов М. Ю., О целях и ходе проведения пенсионной реформы // Пенсия. – 2012. — №4. – С.4-36.
  10. Комментарий к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»/Под ред. Е.Н.Сидоренко. — М.: Юрайт Издат, 2013.- 157 с.
  11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // «Российская газета», N 64, 23.03.2012.
  12. Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 (ред. от 16.01.2017) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // «Собрание законодательства РФ», 27.09.2010, N 39, ст. 4926.
  13. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Российская газета», N 247, 20.12.2001.
  14. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
  15. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) «О статусе военнослужащих»// «Собрание законодательства РФ», N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
  16. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
  17. Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, N 9, ст. 328.
  18. Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // «Российская газета», N 63-64, 02.04.1998.
  19. Закиров Р.А. «Некоторые вопросы приобретения права на пенсию за выслугу лет и исчисления общего трудового стажа при назначении пенсии за выслугу лет» // Право в Вооруженных Силах. — 2014. — № 11. — С. 62.
  20. Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 n 379-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожевникова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями закона РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // «Пенсия», N 3, 2006.
  1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Российская газета», N 247, 20.12.2001. ↑

  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215. ↑

  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // «Российская газета», N 64, 23.03.2012. ↑

  4. Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 (ред. от 16.01.2017) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // «Собрание законодательства РФ», 27.09.2010, N 39, ст. 4926. ↑

  5. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) «О статусе военнослужащих»// «Собрание законодательства РФ», N 22, 01.06.1998, ст. 2331. ↑

  6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215. ↑

  7. Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, N 9, ст. 328. ↑

  8. Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // «Российская газета», N 63-64, 02.04.1998. ↑

  9. Закиров Р.А. «Некоторые вопросы приобретения права на пенсию за выслугу лет и исчисления общего трудового стажа при назначении пенсии за выслугу лет» // Право в Вооруженных Силах. — 2014. — № 11. — С. 62. ↑

  10. Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 n 379-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожевникова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями закона РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // «Пенсия», N 3, 2006 ↑

    Есть условия, при выполнении которых назначается пенсия. У вас должен быть минимально установленный трудовой стаж и минимальное количество накопленных баллов. Если вы планируете выйти на пенсию с 2025 года и после стаж должен быть 15 лет, а количество баллов — 30. Минимальные требования для других лет приведены в таблице:

    Год Минимальный страховой стаж Минимальное количество баллов
    2016 7 9
    2017 8 11,4
    2018 9 13,8
    2019 10 16,2
    2020 11 18,6
    2021 12 21
    2022 13 23,4
    2023 14 25,8
    2024 15 28,2
    2025 и позднее 15 30

    В этом случае автоматически ваша накопительная часть пенсии останется в распоряжении Пенсионного фонда России. Управлять им будет государственная УК, доход и прирост пенсионных накоплений будут небольшими, поскольку такие компании вкладываются исключительно консервативно — в облигации и депозиты. Этот вариант надежен, абсолютно безопасен, но по сравнению с другими дает наименьшие возможности по приросту пенсионных накоплений.

    В этом варианте ПФР продолжает вести учет ваших накоплений, выплачивать накопительную часть, но по заявлению вы доверяете инвестирование своих средств негосударственной компании. Обычно они вкладываются в государственные ценные бумаги, а также корпоративные акции высокой степени надежности. Для того чтобы осуществить такой переход, нужно написать заявление в отделение ПФР по специальной форме.

    Именно у НПФ имеются наибольшие возможности по эффективности вложений ваших пенсионных накоплений. Их управляющие компании занимаются так называемым сбалансированным инвестированием в самые различные финансовые инструменты.

    Основным социальным назначением правосудия в сфере гражданских дел считается обеспечение надлежащего осуществления субъективных прав, а также законных интересов. Правовой спор вызывает необходимость обращения за защитой от судебных органов, которая является государственной гарантией надлежащей реализации субъективного права. Реализация судебным органом судебной защиты выступает в качестве публично-правовой обязанностью суда, которая вытекает из его природы и назначения. В связи с этим, за судебной защитой обращаются как граждане, так и государство в лице компетентных органов, которые представляют исполнительную власть. Судебной защитой является одно из условий наличия и действия важного принципа демократического государства — разделения властей. Гражданский процессуальный кодекс РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) //СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. конкретизирует и дополняет положения ст. 46 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. о судебной защите.

    Экономической основой конституционного строя российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство, распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, а Российская Федерация поддерживает конкуренцию между ними, осуществляет соответствующий контроль.

    Как указывается в статье 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать- свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем .

    Показателем общего экономического состояния страны является валовой внутренний продукт (ВВП). Данный показатель дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

    Показатель ВВП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП79.

    Система показателей валового внутреннего продукта и национального дохода характеризует основные результаты экономического процесса, определяет размеры и структуру конечного продукта, темпы экономического роста, показывает распределение доходов, масштабы перераспределительных процессов.

    Именно уровень ВВП и темпы его роста или снижения являются показателями эффективности или неэффективности соответственно экономики.

    Так, в 2009 году специалисты Организации экономического сотрудничества и развития провели исследование того, какие коррективы внес экономический кризис в уровень удовлетворенности жизнью населения разных стран. Одним основополагающим критерием, по которому определяли самую довольную жизнью страну, являлся уровень роста ВВП на душу населения в 2009 году (наряду с этим критерием рассматривали предполагаемый уровень удовлетворенностью жизнью в будущем, уровень роста безработицы). По мнению экспертов, лидерство стран Северной Европы (Дания-68,362$, Финляндия-55,344$, Нидерланды-55,453$, Швеция-54,908$, Ирландия-63,788$, Швейцария-65,563$) является скорее закономерным следствием стремительного роста ВВП, в частности это продемонстрировал лидер рейтинга — Дания. Именно эта скандинавская страна, несмотря на экономический кризис, демонстрирует высочайший уровень ВВП в мире. Следовательно,- государства со здоровой экономикой оказались самыми счастливыми .

    Доля ВВП, используемая- на социальные цели и качество жизни населения, является основным общепризнанным индикатором социального государства, каковым в силу статьи 7 провозглашается Российская Федерация81. В советский период целью всей1 экономической политики государства было распределение валового внутреннего продукта и недопущение имущественного неравенства советских граждан.

    В экономической литературе подчеркивается важнейшая роль распределительных отношений в общей системе производственных отношений. Она заключается в том, что при их посредстве определяется доля каждого в отдельности и общества в целом в произведенном продукте. Среди распределительных отношений важное значение имеют отношения в области пенсионного обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан .

    Такая форма распределения как социальное обеспечение опосредует совокупность распределительных и организационных отношений, которые выражают экономический аспект социального обеспечения. Эти отношения связаны с распределением необходимого продукта социалистическог�� общества сверх вознаграждения по труду и части прибавочного продукта, направляемых для удовлетворения потребностей индивидуального и совместного потребления .

    Распределительный характер общественных отношений в сфере социального обеспечения объективно обусловливает обязанность государства гарантировать их нормальное функционирование. При этом главной универсальной гарантией является экономика страны, основная функция которой заключается в том, чтобы создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям . Экономические блага — это результаты созидательной производственной деятельности людей. Задача государства — стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

    Границы государственного вмешательства в отношения по перераспределению части валового внутреннего продукта в пользу л��ц, пострадавших от социальных рисков, должны определяться на основе современных научно обоснованных представлений о социальном государстве.

    Главной универсальной экономической гарантией является та часть внутреннего валового продукта, которую государство выделяет для удовлетворения социальных потребностей общества в целом и на социальное обеспечение, в частности. Социальные расходы в общем объеме ВВП в нашей стране значительно ниже, чем в других развитых странах. На рубеже XXI века доля социальных расходов в странах Европейского союза на социальную защиту составила около 28% совокупного ВВП86, при этом наиболее значительную их часть составляли расходы на пенсионное обеспечение. Как отмечает Э. Хижный, на долю пенсионных систем в западно-европейских странах, США и Японии приходится в среднем около 40 % всех социальных затрат, а в странах Центральной и Восточной Европы 20-30%.

    Юридические гарантии, по мнению ряда ученых, это установленные действующим законодательством правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает реализацию субъективных прав110.

    По своей сути юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, это касается обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

    От эффективности действия юридических гарантий зависит степень реализации прав, свобод и обязанностей граждан, правоприменительная практика и, в конечном счете, подчиненность государства праву111.

    Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе следует отнести: пределы прав и свобод, их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

    Вторую группу юридических гарантий составляют: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

    Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина должен основываться на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

    Рассматривая понятие юридических гарантий, обратимся к позициям, высказанным по этому вопросу учеными в области трудового права.

    Под юридическими гарантиями в трудовом праве понимаются закрепленные в трудовом законодательстве способы и средства реализации и защиты трудовых прав.112 А.Д. Зайкиным в 1987 году было предложено понимать под юридическими гарантиями закрепленные в законодательстве условия и средства, обеспечивающие субъектам трудовых и производных от них правоотношений реальные возможности для охраны, беспрепятственного осуществления, восстановления (в случае нарушения) их субъективных прав и надлежащего исполнения ими обязанностей . Распространено понимание юридических гарантий, как системы средств, способов и условий, которые способствуют обеспечению предоставленных работнику трудовых прав.

    Впервые легальное определение правовых гарантий закреплено в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантиями признаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

    Как справедливо отмечает В.В. Федин понятием «гарантии» охватываются не только денежные выплаты, носящие гарантийный характер (гарантийные выплаты и гарантийные доплаты), но и те средства, способы и условия, которые обеспечивают работникам осуществление их трудовых прав114.

    Представляется, что как в сфере трудовых отношений, так и в пенсионных отношениях юридические гарантии гражданин — это, прежде всего, нормы права, условия, средства и способы, с помощью которых осуществляются вступление гражданина в соответст��ующее правоотношение, реализация его субъективных прав, их охрана и защита, а в случае нарушения обеспечивается восстановление предоставленных ему законодательством прав (трудовых или пенсионных).

    В науке трудового права классификация юридических гарантий проводилась неоднократно115.

    В науке трудового права ученые К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова разделили общепринятую в юридической науке позицию по классификации юридических гарантий на гарантии реализации трудовых прав и гарантии защиты трудовых прав. По сфере действия юридические гарантии основных трудовых прав ими даны в двух видах как «общие», относящиеся к трудовым правам всех работников и «специальные» — относящиеся лишь к определенным категориям (к женщинам, подросткам и др.).

    Большинство гарантий, приведенных в VII разделе ТК, имеют форму денежных выплат и связаны с институтом заработной платы. Такие выплаты рассматриваются обычно в качестве гарантийных, понятие которых в законе отсутствует, обычно они определяются как сохранение за работником места работы и среднего заработка на период его отсутствия в установленных законом случаях»7.

    Юридические гарантии как бы «сопровождают» трудовые права работника и, наоборот, их отсутствие зачастую делает проблематичным реализацию трудовых прав. При этом юридические гарантии по-разному проявляются в нормах, они являются способом, условиями реализации трудовых прав граждан, но могут одновременно выступать в этом качестве и являться средствами конкретизации трудового права, его осуществления .

    В литературе отмечается, что система таких гарантий довольно сложна и многогранна119.

    На основе общепринятой в юридической науке и науке трудового права классификации, исходя из общих гарантий реализации прав, свобод и обязанностей, закрепляемых правовым (конституционным) статусом личности, можно разграничить гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение на следующие две группы:

    -гарантии осуществления (реализации) пенсионных прав и,

    — гарантии защиты пенсионных прав.

    Судебная защита нарушенных прав гарантирована ст. 46 Конституции Российской Федерации. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на ряд решений Верховного и Конституционного суда РФ, Пенсионный фонд продолжает допускать в своей работе «ошибки», которые умаляют права граждан на заслуженный отдых, гарантированные Конституцией РФ.

    Для обращения в суд за защитой нарушенного права необходимо написать исковое заявление в соответствии с требования ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ. Гражданин вправе лично или через своего представителя подать исковое заявление, при этом представитель должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность. В связи с тем, что гражданин, чье пенсионное право нарушено не обладает (в большинстве случаев) специальными знаниями, лучше обратиться к профессионалу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 94 содержит указания на возмещение судебных издержек в связи с привлечением в дело представителя.

    В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им пенсионного права, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

    При желании гражданин, решившийся отстаивать свои пенсионные права в суде, может привлечь к этому процессу прокуратуру. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд на основании заявлений граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

    От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

    • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
    • истцы – инвалиды I и II группы (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.);
    • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, по искам к Пенсионному фонду РФ (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.).

    При удовлетворении исковых требований пенсионера или лица, претендующего на назначение пенсии, в судебном решении должно быть четко указано, с какого времени пенсионный орган обязан назначить пенсию. В этом вопросе имеющаяся судебная практика исходит из того, что если в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам или ему по каким-либо другим причинам было необоснованно отказано в назначении пенсии, то суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня первоначального обращения за ней (но во всех случаях не ранее дня возникновения права на нее).

    Наиболее спорными вопросами при обращении в суд граждан, достигших возраста 60 лет, является назначение пенсии по случаю потери кормильца, т. к. необходимо доказывать факт иждивения.

    Государственные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых, социальных пенсий, включая организацию их доставки, производят��я органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

    Глава 3 Способы защиты пенсионных прав

    Сложная система оснований к получению пенсии по выслуге стала причиной многочисленных судебных процессов: государственные или муниципальные органы и пенсионер не могли без участия суда разобраться, есть ли у гражданина право на пенсию.

    Своеобразная судебная практика сложилась и в отношении часто изменяемых муниципальных нормативных актов[31, с.14]. Например, муниципальное образование изменило свои пенсионные правила и переназначает уже назначенные пожизненно муниципальным служащим пенсии в сторону уменьшения[35, с.103]. Суд здесь поддерживает сторону муниципального образования, фактически легализуя обратную силу закона, ухудшающего права гражданина. Мотивируется это тем, что пенсия по местному закону — это лишь дополнительная гарантия[16, с.53].

    Считается, что заработная плата государственного служащего в 2020 году будет индексироваться с учетом уровня инфляции. Но с 2013 года, несмотря на то, что экономический кризис усиливался, правительство не хотело проводить такие изменения. Это было связано с тем, что постоянно увеличивался дефицит бюджета страны, а также вводились санкции извне. Также президент требовал сократить затраты на все, а также уменьшить дотационные программы. В первую очередь под такой удар попали именно государственные работники. Именно им временно заморозили заработные платы, так что индексация не проводились вовсе. Однако, даже учитывая данные обстоятельства, заработная плата у сотрудников постепенно увеличивалась. Согласно анализу Росстата, усредненный показатель в системе за период 2017-2019 годов ставил примерно 115, 7 тыс. рублей.

    Рассмотрим споры о досрочном назначении пенсии работникам Государственной противопожарной службы морского флота(п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

    В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[25, с.100].

    Данный пункт воспроизводит положения подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В условиях действия данного Закона в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утвержденном постановлениями Президиума Верховного Суда России от 4 и 25 марта 2009 года, разъяснялось, что работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с указанным подпунктом назначена быть не может.

    Ранее соответствующее регулирование содержалось в пункте «о» ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривавшем, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации[22, с.46].

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда отменено решение районного суда по гражданскому делу по иску Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в округе Иркутской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии по старости.

    Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 12, 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» следует, что как нормами действующего пенсионного законодательства, так и нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства предусмотрено включение времени военной службы только в общий трудовой (страховой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный стаж не предусмотрена[40, с.412].

    Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 октября 2006 года № 380-О, определении от 23 сентября 2010 года № 1152-О-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа[32, с.615].

    Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являлось постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

    Так, в соответствии с п. 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям периоды, указанные в подпунктах «к» и «л» (в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода[39, с.230].

    В подпунктах «а», «б» пункта 16 Положения указывалось о праве на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочих и служащих на других работах с тяжелыми условиями труда — по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.

    Таким образом, период военной службы до 20 ноября 1990 года (дата вступления в силу Закона № 340-1) подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.

    В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

    Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *