Жилищные фонды и управление ими
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищные фонды и управление ими». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ). Это легальное определение включает в понятие жилищного фонда все жилые помещения независимо от отнесения их к той или иной форме собственности. В зависимости от классификационных оснований жилищные фонды дифференцируются на различные виды.
Частный жилищный фонд, как указывалось выше, состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
В свою очередь, в состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят:
а) индивидуальные жилые дома;
б) приватизированные и построенные дома;
в) приобретенные по различным правовым основаниям (по договорам купли-продажи, мены, дарения, по наследованию и по иным правовым основаниям, предусмотренным законодательством) квартиры и дома;
г) квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом;
д) квартиры в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир.
Источники пополнения жилищного фонда граждан:
- строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств, а также с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и иных средств. С каждым годом все более увеличивается строительство жилых домов (дач, коттеджей) на землях сельского поселения;
- приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
- строительство и приобретение домов на основании гражданско-правовых сделок;
- приобретение домов и квартир в порядке наследования;
- приобретение жилья путем участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах и др.
Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), включает:
- жилые дома и другие жилые помещения, приобретенные по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- право собственности на жилые помещения у юридических лиц возникает в результате их долевого участия в жилищном строительстве либо использования других форм вложения своих средств в это строительство;
- оформив предварительно (надлежащим образом) свое право (право собственности, долгосрочной аренды или наследования) на соответствующий земельный участок, юридические лица могут строить жилье самостоятельно.
Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий. Особенностью права собственности юридических лиц на жилые помещения является то, что оно ограниченно, так как собственники — частные юридические лица могут только сдавать жилые помещения в пользование гражданам на основании договора найма.
Государственный жилищный фонд законодатель определяет как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, государственный жилищный фонд подразделяется на: 1) ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий; 2) ведомственный жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении государственных федеральных учреждений.
Находящийся в федеральной собственности Российской Федерации ведомственный жилищный фонд по объему составляет около 60% всего жилищного фонда страны. Этот фонд постоянно пополняется за счет: 1) централизованных капитальных вложений; 2) нецентрализованных средств названных предприятий, организаций, ведомств.
Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для обеспечения жилищных потребностей: 1) работников предприятий, учреждений, ведомств; 2) работников медицинских, культурно-просветительных и некоторых других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив того или иного предприятия, учреждения, ведомства. В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию.
Жилищный фонд субъектов Российской Федерации включает:
- жилые помещения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;
- жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;
- жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении учреждений, созданных субъектами Российской Федерации.
Главное назначение жилищного фонда субъектов Российской Федерации — обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих на территории республик, краев, областей, Еврейской автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также работников тех государственных предприятий и учреждений, которые находятся в управлении и подчинении органов власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Этот фонд включает жилые дома и иные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности району, городу, поселку городского типа и другим муниципальным образованиям. Эти жилые помещения закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования. Жилые помещения этого фонда используются для обеспечения жильем малоимущих граждан, проживающих в муниципальном поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Понятие и виды жилищных фондов Российской Федерации
Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ст. 19 ЖК РФ), в которую входят жилые помещения независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Ю.К. Толстой определяет жилищный фонд как совокупность жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, расположенных в жилых или иных строениях, помещений, которые в зависимости от формы собственности, характера использования, других факторов подчиняются особому правовому режиму и удовлетворяют потребности граждан в жилье постоянно или временно.
Жилищный фонд: понятие, классификация и характеристика
Часть 2.
Характеристика
отдельных видов
жилищного фонда.
2.1.Частный
жилищный фонд
Частный жилищный фонд — это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников.
В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики). В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом.
В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ). В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия и т. д., которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики.
1. Жилые дома (жилые помещения), находящиеся в собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, по своей экономической природе представляют собой предметы личного, индивидуального потребления длительного пользования. Они предназначены для проживания граждан.
В городах гражданам обычно принадлежат небольшие жилые дома, предназначенные для удовлетворения их жилищных потребностей.
Большая часть жилых домов граждан
находится в сельской местности. В настоящее время одним из главных источников пополнения жилищного фонда граждан является строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и других средств.
Важным источником пополнения частного индивидуального жилищного фонда является также приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
В состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, входят также жилые дома, построенные или приобретенные на основании гражданско-правовых сделок — договоров купли-продажи, мены, дарения и др.
Раньше в законодательстве существовали серьезные ограничения по количеству жилых домов, которые могли принадлежать гражданам, по их размерам. Предусматривалось, что в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом или его часть.
Гражданин — собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, Пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере.
2. Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц.
Как сказано
выше, составной частью частного жилищного
фонда являются жилые дома (жилые
помещения в других строениях), находящиеся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников (частные юридические лица).
Юридические лица вправе приобретать жилые дома, другие жилые помещения по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (по договорам купли-продажи, мены, дарения и т. д.
); довольно часто право собственности на жилые помещения у частных юридических лиц возникает путем их долевого участия в жилищном строительстве либо других форм вложения своих средств в это строительство или приобретения жилья.
Наконец, юридические лица могут строить жилье и самостоятельно, оформив надлежащим образом предварительно свое право на соответствующий земельный участок (право собственности, право долгосрочной аренды либо право наследования).
Особенностью
права собственности частных
юридических лиц на жилые помещения является то, что если гражданин-собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания членов его семьи либо сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основании договора, то частные юридические лица могут иметь жилье в собственности только для сдачи его в пользование гражданам на основании договора найма.
Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в получении жилья).
2.2. Государственный
жилищный фонд.
Государственный жилищный фонд — это совокупность жилых домов и других жилых помещений, находящихся в государственной собственности.
В нашей стране, где в течение нескольких десятилетий развитию государственной собственности придавалось приоритетное значение, где в конституциях было записано, что государственной собственностью является «основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах, удельный вес государственного жилищного фонда в структуре основных производственных фондов пока остается довольно высоким. Определенные коррективы в это состояние вносят, во-первых, повышение роли и значения частного (в особенности индивидуального) жилищного фонда, а во-вторых, осуществляемый в стране процесс приватизации государственного жилищного фонда.
Консультация юриста: Государственный и муниципальный фонд: есть ли разница
- ВОПРОСЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
- Приватизация земельного участка: необходимая документация
- Договор социального найма и последующая приватизация
- Стоимость процедуры по приватизации квартирного жилья
- Кто имеет право осуществлять приватизацию квартиры
- Заявление на приватизацию жилья: тонкости и нюансы оформления
- Приватизация комнаты в общежитии
- Как написать отказ от приватизации
- Как приватизировать землю под домом
- Отказ в приватизации квартиры
- Обмен приватизированной квартиры
- Как продать долю в приватизированной квартире
- Оспаривание незаконной приватизации
- Расприватизация квартиры и нежилых помещений
- Приватизация земельных участков
- Сроки приватизации квартиры
- Доверенность на приватизацию квартиры
- Приватизация квартиры военнослужащим
- Документы для приватизации квартиры
- Приватизация квартиры — плюсы и минусы
- Приватизация квартиры с чего начать…
- Приватизация квартиры через суд
- Приватизация комнаты в коммунальной квартире
- ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Кадастровый паспорт на садовый и дачный дом
- Технический паспорт на дачный дом
- Приостановка выплаты субсидии на оплату ЖКУ
- О принудительном изъятии земли
- Жилищный сертификат для молодой семьи: условия получения и реализация
- Как получить жилищный сертификат молодым семьям
- Государственный жилищный надзор
- Жилищные нормы
- Закон о прописке и регистрации
- Индивидуальное жилищное строительство
- Временная регистрация по месту пребывания
- Государственный жилищный сертификат
- Жилищные программы
- Имущественный налоговый вычет
- Регистрация по месту жительства
- Долевое участие в строительстве
- Жилищный накопительный кооператив
- Правила пользования жилыми помещениями
- Ипотечное жилищное кредитование
- Жилищный отдел
- Налог на недвижимость
- Продажа квартиры, полученной по наследству
- Закон «О тишине»
- ВСЕ О ДАРЕНИИ
- Как составить договор дарения квартиры между родственниками
- Документы, необходимые для дарения квартиры родственнику
- Законные основания для расторжения договора дарения на квартиру
- Требования, предъявляемые к составлению договора дарения квартиры
- Как зарегистрировать договор дарения квартиры в Росреестре
- Об оформлении договора дарения квартиры
- О порядке заключения договора дарения доли квартиры несовершеннолетнему ребенку
- О составлении договора дарения квартиры
- Кто не платит налог на подаренную родственником квартиру
- Возможно ли дарение квартиры без согласия супруга
- Можно ли подарить свою долю квартиры без согласия владельцев других долей
- Подарить или завещать квартиру — что надежнее и лучше
- Особенности оформления договора дарения доли в квартире
- ВСЕ О НАСЛЕДСТВЕ
- Перечень документов для оформления квартиры по наследству
- Порядок оформления наследства на дом с земельным участком
- Оформление наследственной доли в квартире
- Оценка квартиры для получения свидетельства на наследство
- Перечень документов, необходимых для принятия в наследство дома и земли
- Оформление права собственности на унаследованную квартиру
- ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ
- Какие документы потребуются при продаже квартиры
- Оформление сделки по продаже квартиры
- Процедура продажи доли в квартире
- Оформление предварительного соглашения купли-продажи квартиры
- Порядок действий при продаже унаследованной квартиры в течение 3-х лет
- Покупка квартиры по предварительному договору с задатком
- Как оплатить покупку квартиры, используя материнский капитал
- Оформление договора купли-продажи квартиры с представителем по доверенности
- Подготовка договора купли-продажи квартиры своими силами
- ВЫПИСКА И ВЫСЕЛЕНИЕ
- Порядок выселения из квартиры прописанных лиц
- Неуплата коммунальных услуг как основание выселения из квартиры
- Особенности составления иска о выписке бывшего мужа
- Процессуальное оформление обращения в суд о выселении
- Правовые аспекты выселения ребенка
- Порядок и особенности выселения без предоставления жилья
- Выселение незаконно проживающих лиц в судебном порядке
- Особенности выписки из квартиры по судебному решению
- Как выписать из квартиры ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста
- О выписке из квартиры всех прописанных собственников жилья
- Выписка из квартиры без указания нового адреса места жительства
- Как составить исковое заявление в суд на выписку из квартиры
- Как выписать человека из квартиры в его отсутствие
- Выписка из квартиры: необходимые документы
- Доверенность на выписку из жилого помещения
- Выписка из квартиры в связи с продажей собственности
- Особенности составления искового заявления о выписке из квартиры
- Выселение из квартиры
- ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС
- Условия, при которых возможен перевод жилого объекта в статус нежилого
- С чего начинается процесс перевода жилого помещения в статус нежилого
- Процедура перевода жилого помещения в нежилое: нужно ли согласие собственников квартир
- Алгоритм перевода нежилого помещения в жилой объект
- Право молодых семей на улучшение жилищных условий
- Очередь на квартиру: кому предоставляется шанс
- Улучшение жилищных условий многодетным семьям
- Необходимые документы для улучшения жилищных условий
- Материнский капитал на ремонт жилья
- Жильё за материнский капитал
- Материнский капитал на покупку дома
- Квартира за материнский капитал
- Материнский капитал и военная ипотека
- Ипотека под материнский капитал
- Как продать квартиру, купленную за материнский капитал
- Как правильно заключить договор дарения доли земельного участка
- Как оформить перерасчет за коммунальные услуги
- Перерасчет за коммунальные услуги – оформляем правильно
- Расчет квартплаты ЖКХ
- Где встать в очередь на квартиру
- Как прописаться на даче
- Соглашение о разделе земельного участка
- Как получить участок земли бесплатно
- Технический паспорт на квартиру
- Как оформить дарственную на землю
- Как оформить в собственность постройку на участке
- Как оформить землю под строительство
- Как получить субсидии на оплату коммунальных услуг
- На что обращать внимание при покупке и продаже квартиры
- Каковы последствия неуплаты за коммунальные услуги
- общего имущества в коммунальной квартире
- Как продать ипотечную квартиру
- Оформление дарственной на недвижимость
- Обмен квартиры по социальному найму
- Обмен квартирами между родственниками
- Размер платы за жилое помещение
- Что такое проблемные квартиры
- Прописка в ипотечной квартире
- Договор мены квартир
- Социальная норма площади жилья
- Последствия самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения
- Как купить квартиру, если собственник ребенок
- Нуждающиеся в жилье: правила регистрации
- Как проверить «чистоту» квартиры при покупке
- Приобретение права на государственное жилье
- Необходимые документы для признания семьи малоимущей в 2014 г.
- Прописка в съемной квартире
- Как получить право собственности на квартиру в новостройке
- Как продать квартиру, в которой зарегистрирован несовершеннолетний
- Договор безвозмездного пользования жилым помещением
- Раздел лицевых счетов
- Продажа комнаты в коммунальной квартире
- Как уменьшить плату за услуги ЖКХ
- «Выдел доли в натуре»
- Предоставление земельных участков многодетным
- Снятие с регистрационного учета через суд
- Расторжение договора купли-продажи квартиры
- Как изменить способ управления многоквартирным домом
- Аварийное жилье
- Как правильно сдать квартиру в аренду
- Временные жильцы
- Как правильно оформить задаток за квартиру
- Собрание собственников многоквартирного дома
- Договор пожизненной ренты
- Покупка жилья у родственников на материнский капитал
- Ипотека: покупаем жилье у родственников
- Что такое отчуждение квартиры
- Как признать жилье непригодным для проживания
- Утрата прав на жилое помещение
- Ухудшение жилищных прав
- Оформление права собственности на квартиру
- Документы для прописки на квартиру
- Жилищный департамент
- Прописка в квартире
- Как выписать человека из квартиры
- Порядок оплаты коммунальных услуг
- Нарушение жилищных прав
- Выделение доли в жилом/нежилом помещении
- Вселение в жилое помещение
- Единый Жилищный Документ
- Перепланировка квартир
- Перевод жилого помещения в нежилой фонд
- Служебное жилье
- Общее имущество в многоквартирном доме
- Договор коммерческого найма жилья
- Субсидия на приобретение жилья
- Улучшение жилищных условий
- Регистрация права собственности на жилье
- Государственная жилищная инспекция
- Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам
- Ветхое жилье
- Договор жилищного (социального) найма
- Квартира в наследство по завещанию
- Расселение коммунальных квартир
- Дарственная на квартиру
- РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
- Регистрация прав собственности на жилье по ипотеке
- О сроках регистрации в Росреестре прав собственности на жилое помещение
- О правилах регистрации жилого помещения в собственность по наследству
- Все о документах для регистрации права собственности на жилье
- Все о документах, необходимых для регистрации собственности на жилое помещение в новостройке
- Как оформить заявление на регистрацию прав собственности на жилье
- Правила регистрации в МФЦ прав собственности на жилое помещение
- Все о правилах оплаты госпошлины на регистрацию права собственности на квартиру
- ГЛАВНЫЕ СТАТЬИ
Статья 3. ЖК РФ. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
Статья 4. ЖК РФ. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
Статья 31. ЖК РФ. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
Статья 33. ЖК РФ. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
Статья 39. ЖК РФ. общего имущества в многоквартирном доме
Статья 56. ЖК РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 57. ЖК РФ. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 62. ЖК РФ. Предмет договора социального найма жилого помещения
Статья 161. ЖК РФ. Выбор способа управления многоквартирным домом
- ЗАЛИВ КВАРТИРЫ
- Куда обращаться при заливе квартиры
- Залив квартиры по вине управляющей компании
- Порядок действий виновнику залива
- Ответственность за залив квартиры
- Как компенсировать моральный вред при заливе квартиры
- Исковое заявление о заливе квартиры
- Претензия по заливу квартиры
- Залив застрахованной квартиры
- Соглашение о заливе квартиры
- Возмещение ущерба, причиненного заливом квартиры
- Что делать, если соседи залили квартиру
- Определение причин залива квартир и помещений
- Как составить акт о затоплении квартиры
- Что делать пострадавшему, если залили квартиру
- Смета на ремонт квартиры после залива
- Оценка ущерба после залива квартиры
- Независимая экспертиза после залива квартиры
- АРЕНДА И НАЙМ
- Что такое и как составить договор безвозмездного найма жилого помещения
- Отличие договора аренды от договора найма
- Как составить договор безвозмездной аренды
- Как составить договор аренды жилого помещения
- Зачем нужна регистрация договора аренды квартиры
- Каковы особенности аренды с правом последующего выкупа квартиры
- Что требует закон при сдаче жилья в аренду без посредников
- Каковы особенности оформления страхового депозита при аренде квартиры
- Как составить договор найма жилого помещения
- Как заключить договор служебного найма жилого помещения
- Как составить договор безвозмездного пользования квартирой
- Как правильно оформить договор аванса при покупке квартиры
- Как составить договор аренды квартиры посуточно
- Договор аренды комнаты в общежитии
- Особенности социального найма жилья
- Договор аренды нежилого помещения
- Приватизация жилья по социальному найму
- Где получить договор социального найма жилья
- Договор аренды комнаты в квартире
- Как сдать квартиру в аренду
- Договор о расторжении аренды нежилого помещения
- Как составить договор аренды жилья
- Как правильно сдавать в аренду муниципальное жилье
- Неотделимые улучшения арендованного имущества
- Как осуществить расторжение договора найма жилого помещения
- Договор аренды комнаты в коммунальной квартире
- Как составить договор краткосрочного найма жилого помещения
- РАЗДЕЛ КВАРТИРЫ
- Особенности раздела приватизированного жилья между родственниками
- Особенности заключения соглашения о разделе жилья между супругами
- Особенности раздела приватизированного жилья при разводе
- Как правильно разделить ипотечную квартиру, если есть несовершеннолетний ребенок
- Как правильно делить квартиру, имея долевую собственность
- Особенности раздела квартиры с учетом интересов несовершеннолетних детей
- Как правильно составить соглашение на раздел ипотечного жилья
- Как разделить квартиру, в которой собственник – муж, после развода
- Если жена – собственник жилья, как разделить квартиру после развода
- Как правильно разделить квартиру в ипотеке в случае развода
- ПЕРЕПЛАНИРОВКА
- Как составить заявление на перепланировку квартиры
- Особенности легализации самовольной перепланировки
- Разрешение на перепланировку
- О штрафах за незаконную перепланировку квартиры
- Что можно, а что нельзя при перепланировке квартиры
- Самовольная перепланировка квартиры: как узаконить
- О порядке согласования перепланировки
- Особенности согласования перепланировки нежилых помещений
- Перепланировка квартиры: суть и особенности
До 1 января 2006 г. от обложения налогом на имущество освобождались не только бюджетные учреждения, но и все организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, полностью или частично финансируемых из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, а также объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Такая льгота предоставлялась на основании п. п. 6 и 7 ст. 381 НК РФ. К сожалению, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона N 139-ФЗ эти нормы утратили силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».
Поэтому если законодательство субъектов РФ не установило особых льгот по налогу на имущество для объектов жилого фонда, с 2006 г. необходимо уплачивать данный налог на общих основаниях. Также в законе субъекта РФ для этих объектов может быть установлена пониженная ставка налога на имущество.
О муниципальных помещениях
Также имеется фонд жилых помещений, которые были переданы муниципальными и государственными предприятиями администрации города и числятся на ее балансе.
В этом случае все подобные помещения теряют статус ведомственных и могут в последующем предоставляться гражданам без каких-либо условий, так как переходят в разряд муниципальных. Такие квартиры передаются в пользование по договору социального найма и могут быть переведены в разряд частной собственности.
В последние годы некоторые большие города принимают собственные положения, которые призваны регламентировать такой процесс, как приватизация ведомственного жилья и непосредственно сам ее порядок.
Для примера, в городе Москве, в соответствии с постановлением правительства, получить ведомственное жилье в собственность имеют право сотрудники, которые проживают там и притом проработали на предприятии значительный период времени. Сколько же необходимо трудиться, чтобы стать обладателем такого рода недвижимости? Ответ прост — более десяти лет.
Порядок приватизации ведомственного жилья
Рассмотрим подробнее, как именно передается ведомственное жилье в собственность. Для начала необходимо получить согласие предприятия.
Решение о возможности приватизации служебной квартиры сотрудником предприятия принадлежит целиком и полностью непосредственно самому предприятию, то есть номинальному собственнику. Для начала нанимателю следует составить заявление о желании приватизировать квартиру. Администрация организации обязана рассмотреть данное заявление в срок не более двух месяцев.
По истечении этого срока сотрудник получает официальный ответ с решением по вопросу приватизации. Если предприятие приняло отрицательное решение, то это означает автоматическое завершение процедуры.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 5-КГ13-18 Суд отменил принятые по делу судебные акты и принял новое решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку служебные жилые помещения, которые были закреплены за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Пчелинцевой Л.М. и Гетман Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 г. дело по иску Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. к Департаменту жилищной политикии жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по кассационной жалобе Негробова В.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Негробова В.И. и его представителя Боголюбского С.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Эльдарова А.М., полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что Негробову В.И. в связи с его работой в жилищно-эксплуатационной комендатуре № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (далее — комендатура № … ЖКО КЭУ г. Москвы), находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, на основании служебного ордера, выданного Ленинским исполкомом г. Москвы 16 апреля 1992 г. на состав семьи из четырех человек (Негробов В.И., его жена Негробова Л.H., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.), была предоставлена трехкомнатная квартира, находящаяся по адресу: г. …. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решения об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.
Дело рассматривалось судами неоднократно.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Негробов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Негробова В.И. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 29 декабря 2012 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 апреля 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и второй инстанций, которые выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 февраля 1983 г. Негробов В.И. был принят на работу в комендатуру № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы … дежурным по ЦТП. Указанная комендатура находилась в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
16 апреля 1992 г. Ленинским исполкомом г. Москвы Негробову В.И. на состав семьи из четырех человек (он, его жена Негробова Л.Н., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.) был выдан служебный ордер на право занятия трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. …, общей площадью 68,6 кв.м., жилой площадью 46,2 кв.м.
На основании служебного ордера истцы были зарегистрированы в квартире, в отношении которой возник спор.
В 1995 году Негробов В.И. уволился из комендатуры № … ЖКО КЭУ г. Москвы.
На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжали проживать в спорной квартире.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца не состоит, свое право на однократную бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. не реализовали.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 536-ПП «О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ в собственность города Москвы в 2005-2006 годах» и распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июня 2006 г. № 1763-р жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. …, в котором находится спорное жилое помещение, с 1 июля 2007 г. передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. В деле имеется акт приема-передачи указанного жилого многоквартирного дома от 1 апреля 2007 г. (л.д. 72-74).
В связи с передачей в государственную собственность г. Москвы объектов жилого фонда, относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Государственного учреждения комендатуры № … ЖКО КЭУ г. Москвы, приказом начальника квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы от 19 ноября 2007 г. № 431, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации Государственное учреждение комендатура № … ЖКО КЭУ г. Москвы было расформировано (л.д. 137).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд с учетом положений постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» исходил из того, что право собственности г. Москвы на спорное жилое помещение на момент рассмотрения дела в суде зарегистрировано не было, решение об исключении занимаемой истцами квартиры из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не издавалось, то есть правовой режим спорной квартиры изменен не был. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Негробова В.И. не состоит, поэтому права на предоставление занимаемого жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, на его приватизацию не имеет.
С данными выводами согласился суд второй инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда первой и второй инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к отношениям сторон.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Приведенные выше разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судом при разрешении спора применительно к правоотношениям сторон учтены не были, как не было учтено и то обстоятельство, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судом были установлены. В частности, то, что занимаемое истцами жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное им в качестве служебного, впоследствии было передано в собственность г. Москвы.
Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Истцы же, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность г. Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Таким образом, доводы суда о том, что семья Негробова В.И. на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, а потому не имеет права занимать спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, являются несостоятельными. Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», на которое ссылались суды первой и второй инстанций в обоснование своих выводов, к возникшим между сторонами отношениям не может применяться, так как изначально спорная квартира собственностью г. Москвы не являлась. Негробов В.И., работая в комендатуре № … ЖКО КЭУ г. Москвы, находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в трудовых отношениях с органом государственной власти г. Москвы, иным государственным органом г. Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет бюджета г. Москвы, не состоял.
В связи с изложенным вынесенные по настоящему делу судебные постановления судов первой и второй инстанций Судебная коллегия признает незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истцов, что является в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для их отмены.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения, и удовлетворить иск Негробова В.И., Негробова Е.В., Негробова А.В., поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. удовлетворить.
Признать за Негробовым В.И., Негробовой Е.В., Негробовым А.В. право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: г. …, по 1/3 доли за каждым.
Председательствующий | Горшков В.В. |
В 1991 году на территории Российской Федерации было введено понятие «приватизация». Приватизация жилой площади, в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда РФ» последней редакции 2022 года, представляет собой бесплатную передачу в право собственности граждан, занимаемого ими жилья.
Согласно установленным нормам, граждане имеют право приватизировать лишь те жилые помещения, которые относятся к государственному жилищному фонду, предоставленные в пользование на основании оговора социального найма.
Более того, лица, осуществляющие приватизацию обязаны включать несовершеннолетних граждан, которые соответствуют следующим критериям:
- проживают на приватизируемой жилой площади;
- имеют право пользования квартирой;
- проживают отдельно, но имеют право на пользование помещением.
Главной задачей приватизации является создание комфортных условий для свободного выбора способа удовлетворения жилищных потребностей гражданами РФ. Кроме того, процедура позволяет оптимизировать использование жилых помещений за счет личной заинтересованности жильцов.
Получая право собственности на жилую площадь, граждане получают следующие возможности:
- разумно вкладывать свои денежные средства;
- осуществлять накопление недвижимого имущества;
- стать активным участником оборота на рынке недвижимого имущества;
- свободно владеть и распоряжаться своим имуществом.
Порядок предоставления жилья из манёвренного фонда
Порядок вселения граждан в помещения МЖФ регламентирован на правительственном уровне. Переселение из аварийного жилья в маневренный фонд осуществляется на основании предварительно составленных актов. Муниципальные власти вносят аварийное строение в реестр предназначенного к сносу жилья.
При плановом сносе морально устаревших зданий или домов частного сектора, на месте которых в дальнейшем будет возведён новый микрорайон, к плану застройки прикрепляется согласование с градостроительным комитетом администрации области, города, края и генеральный план населённого пункта.
Вопрос о выселении граждан в здания МЖФ рассматривают региональные власти на слушаниях в административной комиссии. Оформляется протокол слушаний, выписка из него удостоверяется властями города, что и будет служить основанием для уведомления жильцов о переселении.
Если здание находится в собственности жильцов, процедуру выселения в жильё маневренного фонда организовывает управляющая компания. Для этого председатель УК, ТСЖ обращается в муниципалитет с запросом на предоставление жилья из резерва МЖФ. После согласования с властями граждан расселяют в предоставленные для временного пользования квартиры.
Государственный жилищный фонд — это совокупность жилых домов и других жилых помещений, находящихся в государственной собственности.
В нашей стране, где в течение нескольких десятилетий развитию государственной собственности придавалось приоритетное значение, где в конституциях было записано, что государственной собственностью является «основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах, удельный вес государственного жилищного фонда в структуре основных производственных фондов пока остается довольно высоким. Определенные коррективы в это состояние вносят, во-первых, повышение роли и значения частного (в особенности индивидуального) жилищного фонда, а во-вторых, осуществляемый в стране процесс приватизации государственного жилищного фонда. Вместе с тем отметим, что в результате передачи жилых помещений в собственность граждан многие государственные и муниципальные жилищные организации ослабили внимание и заботу о поддержании жилых домов (жилых помещений) в надлежащем состоянии, а граждане — собственники приватизированных квартир зачастую не могут ввиду отсутствия денежных сбережений производить ремонт таких домов.
Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность, т. е. собственность Российской Федерации, и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.
Государственный жилищный фонд состоит из двух частей:
1) ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;
2) фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.10
Если раньше государственный жилищный фонд находился в собственности одного-единственного собственника — Советского государства, то теперь, в соответствии с Законом об основах федеральной жилищной политики, жилищный фонд находится в собственности многих собственников, а именно; на федеральном уровне собственником федерального жилищного фонда является Россия, а на уровне субъектов Российской Федерации собственниками жилищных фондов являются соответственно каждая республика, область, край, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург.
Одной из важных особенностей владения и управления государственной собственностью является то, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать одновременно и как собственники жилья, и как субъекты, которые могут в определенных пределах устанавливать правила поведения для себя, наделять себя правомочиями собственников, т. е. как носители государственно-властных полномочий. Субъекты права государственной собственности определяют порядок и условия распределения жилых домов и жилых помещений, входящих в государственный жилищный фонд, могут устанавливать структуру органов управления этим фондом и т. д.; им как собственникам принадлежат права владения, пользования и распоряжения жилищным фондом. Важнейшей особенностью в реализации указанных правомочий является то, что фактическое пользование жилыми домами и жилыми помещениями, принадлежащими государству, осуществляют не органы государства, а отдельные граждане на основе найма либо по другому основанию. Более того, государство возводит жилые дома с одной целью — обеспечения граждан жильем.
Остановимся на характеристике отдельных видов государственного жилищного фонда
Жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности
Жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности, — это ведомственный жилищный фонд) состоящий в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий или оперативном управлении государственных федеральных учреждений.
Таким образом, ведомственный жилищный фонд — это совокупность многих фондов, принадлежащих отдельным государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или учреждениям на праве оперативного управления.
Право хозяйственного ведения означает, что государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом, в том числе жилыми домами (жилыми помещениями), в пределах, определяемых ГК РФ. Предприятие распоряжается принадлежащим ему имуществом (кроме недвижимого имущества) самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами или иными правовыми актами (ст. 294-295 ГК РФ).
Статья 9. Изменение отношений собственности
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
При ликвидации общественных объединений и отсутствии их правопреемников жилищный фонд, находившийся в их собственности, передается в муниципальную собственность района, города или входящих в них административно-территориальных образований с сохранением всех жилищных прав граждан и предоставлением права последующей приватизации жилых помещений.
Граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, вправе переоформлять их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.
Статья 15.5. Ответственность граждан за оплату жилья и коммунальных услуг
В случае если оплата жилья по договору социального найма жилого помещения не осуществляется в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах норм площади общежития.
Размер пеней при задержке гражданином оплаты жилья и коммунальных услуг не должен превышать одну трехсотую действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 15.6 настоящего Закона будет изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.
Статья 14. Наем жилого помещения
Право найма жилого помещения предоставляется гражданам, вновь получающим жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов в пределах нормы жилой площади.
За гражданами, проживающими по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, сохраняется право найма независимо от площади занимаемого жилого помещения.
Договор найма заключается местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями с указанными гражданами, проживающими в квартирах, иных жилых помещениях.
Федеральным закономот 22 августа 2004 г. № 12 `2-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.