4 требования инспектора ДПС, которые водитель не обязан выполнять

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4 требования инспектора ДПС, которые водитель не обязан выполнять». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.

Комментарии к ст. 19.3 КОАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы и сотрудников некоторых других правоохранительных органов препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

2. Часть 1 данной статьи содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению служебных обязанностей указанными лицами.

К сотрудникам полиции относятся граждане РФ, осуществляющие служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым присвоены специальные звания, к военнослужащим — лица рядового, сержантского и офицерского состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск, иных воинских формирований.

Права военнослужащих внутренних войск по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности установлены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.).

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность гражданина за неповиновение законному распоряжению или законному требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. Речь идет о гражданах, не находящихся в связи с осуждением или привлечением к уголовной ответственности в соответствующих учреждениях.

К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, указанные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других федеральных законах (см. ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» в ред. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ). Ныне это сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Положению об указанной Службе, утвержденному Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 (с изм. и доп.) сотрудники ФСКН России вправе производить дознание и следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности ФСКН России; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотиков; выдавать в установленном порядке предписания и заключения. Согласно КоАП РФ должностные лица органов ФСКН России вправе осуществлять доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств и иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27).

Положение о Федеральной миграционной службе (ФМС России), утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 (с изм. и доп.), устанавливает функции указанной Службы по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляемые должностными лицами, имеющими специальные звания. В соответствии с КоАП РФ эти лица вправе осуществлять доставление, личный досмотр, изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.2, 27.7, 27.10), составлять протоколы об административных правонарушениях миграционного законодательства (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3), рассматривать соответствующие дела (ст. 23.67).

5. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 238 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в комментируемую статью введена новая часть — четвертая. В ней устанавливается ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

Обязанности и полномочия сотрудников органов ФСБ определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп.), в том числе ст. 13 указанного Закона.

В примечании к комментируемой статье имеется специальная оговорка: положения ч. 4 данной статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении них мер профилактики в соответствии с упомянутым выше Законом. Эти меры предусмотрены ст. 13.1 данного Закона (имеется в виду объявление физическому лицу официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности).

6. Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, указанные в статье лица вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка.

Читайте также:  Доверенность М-2 и М-2а (на получение товара).

7. Неповиновение законному распоряж��нию или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ России, ФМС России, образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, лишь в тех случаях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок.

8. Привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования указанных в статье лиц были законными.

О нахождении сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, ФСКН России, ФМС России, ФСБ России при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.

9. Нередко неповиновение следует за другим нарушением общественного порядка, за которое по закону предусмотрена административная или уголовная ответственность. Если же эти действия фактически образуют элементы одного правонарушения, их следует квалифицировать по той статье данного Кодекса или УК РФ, которая предусматривает ответственность за наиболее серьезное правонарушение из числа совершенных.

По совокупности нескольких административных правонарушений подобные деяния должны квалифицироваться тогда, когда они были совершены разновременно и не охватывались единым намерением. В этих случаях назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 настоящего Кодекса.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 данной статьи, рассматривают мировые судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют по ч. 1 данной статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (п. п. 1 и 78 ч. 2 ст. 28.3, п. 5 ч. 5 ст. 28.3). Протоколы по ч. 3 данной статьи составляют должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3), органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы по ч. 4 данной статьи составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3).

В такой ситуации мы решили позвонить и водителю-активисту Александру Росину, который в феврале был главным «застрельщиком» возмущения водителей и предпринимателей, которых «игры в эвакуацию» уже совсем утомили.

«Начальник ГИБДД Сергей Бородин вернулся обратно — на время проверки его убирали в УМВД. Соответственно, проверки ГИБДД вернулись, они проходят везде по городу. Омских водителей тоже останавливают. Для примера: повсюду в городке Нефтяников, в том числе на улицах Доковской и Комбинатской, повсюду в Порт-Артуре. Штрафная стоянка работает там же, на Волгоградской, плюс ещё одна — на 2-й Солнечной», — рассказал он.

Проверка СКР закончилась — фактов коррупции она не обнаружила, добавил Александр. Проблема в том, что непосредственно факты передачи денег Бородину не были установлены. На время ревизии в областном УМВД он поработал заместителем начальника штаба по тылу. Должность высокая, это говорит о чьём-то покровительстве, считает активист. Ход делу же с эвакуацией не дают, потому что если начать серьёзное уголовное разбирательство, то, вполне возможно, он «сдаст» как раз тех своих покровителей… Теперь Росин надеется, что ситуации поможет личный приём у одного из чинов областного УМВД, которого он сейчас добивается. Об успехах он позже обещал рассказать.

Ранее БК55 уже выяснял, что

используемые эвакуаторы через вторые руки принадлежат самому Бородину. Хотя документальных подтверждений этому пока нет.

«Закончилась ли проверка на эту тему? Не знаем ни про какие проверки. Все транспортные средства, которые следуют по федеральным трассам, проверяются по максимуму», — реагировал на трассе на соответствующий вопрос лейтенант Дербенёв.

Неиссякаемый поток машин продолжает катить по федеральной трассе. Потенциальные жертвы или нарушители?

Объективные причины не останавливаться по требованию сотрудника ДПС

Далеко не во всех случаях водитель, который не остановился по требованию работников ГИБДД, хотел сделать намеренное правонарушение.

Чаще всего это происходит в двух случаях:

  • если водитель не остановился, поскольку соответствующее требование настигло его на плохо освещенном дорожном участке, или тогда, когда человек, призывающий его остановиться, не показался ему похожим на сотрудника ДПС. В таких случаях лучше заплатить штраф, чем стать жертвой мошенников. Помните, что сотрудник ДПС по требованию водителя должен показать ему свой нагрудный знак и удостоверения сотрудника дорожной службы;
  • если он не остановился в указанном месте, поскольку такая остановка стала бы грубым нарушением правил дорожного движения. Лучшее решение – это требование остановить автомобиль в положенном месте. Если же сотрудник дорожной службы все равно продолжает выписывать штраф, то следует уточнить причину неподчинения.

Что является законным требованием сотрудника полиции

Полный перечень прав и обязанностей сотрудников полиции указан в ст.13 Федерального закона «О полиции». Список довольно длинный. Приведем несколько примеров, соответствующих законному требованию сотрудника. Уточнить полный перечень можно в текстах соответствующих нормативных актов.

Итак, что в числе прочего может требовать сотрудник полиции:

  • Проверки документов при наличии оснований.
  • Прекращения совершения противоправных действий.
  • Явки в отделение для опроса или допроса.
  • Предоставления информации, необходимой для расследования уголовных и административных дел.
  • Пропуска в организации и учреждения, знакомства с документами.
  • Проведения досмотра граждан и транспортных средств.
  • Безвозмездного использования СМИ и интернет-ресурсов.
  • Привлечения граждан к внештатному сотрудничеству с их согласия.
  • Остановки транспортного средства и отстранения водителя от управления им.
  • Использования трансляционных средств граждан для пресечения преступлений.
Читайте также:  Действия при ДТП с пострадавшими, административная и уголовная ответственность

Если взыскания штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД избежать не удалось, можно попытаться обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Однако при составлении и подаче жалобы нужно учесть ряд нюансов:

  • Текст заявления на обжалование штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД лучше оформлять в официальном стиле с юридической терминологией и без сленговых выражений.
  • Ни в коем случае не проявлять эмоциональных и тем более нецензурных речевых оборотов.
  • Информацию лучше подавать в печатном виде – это более разборчиво, чем в письменном.
  • Нельзя предоставлять заведомо ложную информацию.

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
  • необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
  • если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
  • для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
  • когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
  • необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
  • для проверки перевозимых в ТС грузов.

Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:

  • диска со световозвращателем красного цвета;
  • жеста (когда необходимо, применяется жезл);
  • громкоговорящего устройства.

Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.

Как отказать и не нарваться на проблемы

Следует понимать и различать понятия «предложить» и «требовать». Если сотрудник полиции требует выйти из автомобиля, руководствуясь последними двумя пунктами, лучше не сопротивляться, так как последствия будут хуже.

Если представитель полиции «предлагает» выйти из салона, руководствуясь первым перечнем пунктов, водитель может отказаться, но в таком случае тоже могут возникнуть проблемы.

Например, если автолюбитель неправильно закрепил багаж и отказался при этом покидать салон, инспектор с большой долей вероятности составит протокол. Хотя водитель мог бы отделаться легким предупреждением.

Все остальные случаи, которые не прописаны в Приказе МВД, не обязывают водителя покидать свое место. Однако даже при таком раскладе отказывать нужно грамотно, чтобы не столкнуться с неприятностями.

Как действовать, если сотрудник ГАИ просит выйти:

  • Общаться с представителем полиции следует вежливо и спокойно, необходимо уточнить причину остановки.
  • Если инспектор требует покинуть салон автомобиля, необходимо вежливо напомнить, что он будет обязан составить протокол о задержании, а также прояснить причины, по которым гражданина отстраняют от управления ТС (статья 27.4, 27.9, 27.12 КоАП).

При этом следует четко знать свои права, а также обязанности сотрудника ГИБДД. Кроме того, лучше записать все происходящее на камеру.

Можно ли обжаловать постановление

Обжаловать постановление инспектора ГИБДД можно с этой целью водитель должен обратиться либо в вышестоящие инстанции ГИБДД, либо решать вопрос в судебном порядке. Если выбирается первый вариант, то доказать свою правоту будет сложно. Даже если водитель на самом деле не собирался убегать, связи полицейских со своими же могут повлиять на принятие решения. А в суд придется собирать больше подтверждающих документов.

Но и в первом, и во втором случае для объяснения неостановки можно назвать такие причины:

  • Из-за большого количества авто не ясно, кого именно останавливали;
  • На обочине стояло много авто, которые помешали заметить жесты инспектора;
  • Действия, вынуждающие остановиться, были неверными или невыразительными.
  • Ночью на полицейском не было одежды со светоотражающими элементами, также отсутствовал жезл, который святиться.

Но все эти факты должны быть подтверждены – либо показаниями свидетелей, либо данными с видеорегистратора.

Какими правами наделена полиция?

Для начала стоит подробно рассказать про полномочия полиции, установленные законом. Согласно Федеральному закону «О полиции», все представители рассматриваемой структуры наделены рядом обязанностей и прав. Стоит выделить основные виды полномочий полицейских:

  • проверка документов граждан, если имеются конкретные подозрения в причастности к совершению правонарушений;
  • выдвижение требования покинуть место совершения преступления;
  • приглашение или принудительное доставление граждан в полицейский участок в связи с расследованием того или иного дела;
  • выдвижение требований прекратить совершение нарушающих закон действий;
  • применение физической силы и огнестрельного оружия в целях самозащиты или пресечения сопротивления;
  • доставление граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в больницу;
  • посещение отдельных организаций для ознакомления с документацией, необходимой для проведения расследования, а также запрос документов для расследования у обычных граждан.
Читайте также:  Какой срок исковой давности по ДТП

Безусловно, это далеко не все функции и обязанности, которыми обладает представитель полицейской структуры. При этом наказания за невыполнение законных требований сотрудника полиции избежать не удастся. Выражаться такое наказание может в двух формах: административной ответственности и уголовной. О каждой из форм будет подробно рассказано далее.

Что грозит гражданам за неповиновение сотрудникам полиции

Не повинуясь законным требованиям полиции, граждане должны понимать, что это противоправные действия, мера ответственности за которые зависит от степени вины. Если гражданин просто отказался предъявить документы или совершил другое малозначительное противоправное деяние, отвечать он будет согласно Кодексу об административных правонарушениях, в иных случаях может наступать уголовная ответственность. Меру ответственности за конкретное правонарушение устанавливает суд, но чаще всего, согласно ст.19.3 за неповиновение выписывается штраф в размере 1 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.В случае если гражданин применяет по отношению к сотруднику полиции физическую силу или убегает с места происшествия, наступает ответственность по ст.319 Уголовного кодекса РФ. Штраф в этом случае составляет до 40 тыс. руб., при этом гражданин также должен будет отработать 360 часов или получит до 1 года исправительных работ. В случае оказания злостного сопротивления в действие вступают нормы ст.318 УК РФ, при этом максимальное наказание по этой статье составляет 10 лет тюремного заключения.

Новые причины остановки и проверки документов

А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.

Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.

В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.

Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.

То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:

— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.

И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:

77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:


остановки транспортного средства;

55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:


55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Обязательность подтверждения спецмероприятий

Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.

Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.

Неповиновение сотруднику полиции имеет несколько особенностей. Для успешной защиты интересов государства у милиции должны быть значительные полномочия. Со своей стороны государство обязано адекватно защищать сотрудников полиции.

Но при этом оно не может забывать о правах и интересах своих граждан. То есть необходимо рационально сочетать эти условия и в законодательной, и в правоприменительной практике. В том числе, в вопросах неповиновения сотруднику полиции.

Понятие полномочий сотрудников полиции исходит из их прав и обязанностей. Полицейские имеют право:

  • при наличии подозрений в причастности человека к нарушению закона проводить проверку его документов;
  • при осуществлении человеком противоправных действий требовать их прекращения;
  • предложить человеку проследовать в отделение милиции для осуществления допроса или принудить его к этому в случае отказа;
  • получать необходимую для расследования документацию у граждан и организаций;
  • по прибытии на место происшествия требовать от посторонних его покинуть;
  • в процессе расследования посещать учреждения, в которых имеется необходимая документация;
  • в целях преодоления незаконного сопротивления (но не неповиновения), а равно для своей защиты допускать применение физического воздействия или спецсредств, включая табельное оружие.

Кроме того, сотрудники полиции вправе производить любые процессуальные действия в рамках действующего законодательства.

Это могут быть досмотр, обыск, получение объяснений, допрос и т.д. Кроме того, работники милиции имеют право доставить человека, находящегося под воздействием наркотических веществ или алкоголя, в медицинские учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *