Авторское право на музыку и ее переработку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторское право на музыку и ее переработку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторские и смежные права входят в совокупность интеллектуальной собственности наряду со средствами индивидуализации, патентным правом, коммерческой тайной (ноу-хау), правами на топологии интегральных микросхем и селекционные достижения. Так вот, авторское право подразумевает вашу возможность беспрепятственно обнародовать свое произведение. А также оно по умолчанию содержит запрет на то, чтобы кто-либо вносил в ваше произведение изменения, ставил на нем свое имя либо псевдоним.

В чем заключаются права автора?

Авторское право на музыку на самом деле представляет собой целый комплекс прав, которые можно разделить на 2 большие группы.

1. Права, которые всегда остаются у автора музыки

Право авторства.
Даже если вы продали права на исполнение музыки, ваше имя должно присутствовать на экземплярах или публиковаться при исполнении
Право на неприкосновенность.
Без вашего согласия никто не вправе изменять песню или мелодию
Право на обнародование.
то есть на публичное исполнение и на отказ от него. Без согласия автора никто другой не может это сделать

2. Права, которые могут быть переданы от автора другим лицам и принести коммерческую прибыль

  • Право на воспроизведение, публичное исполнение песни, мелодии
  • Право на распространение (продажу экземпляров)
  • Право на передачу в эфир
  • Право на переработку, изменение

Договор между участниками музыкального коллектива

Если вы лично написали музыку или песню, то авторские права принадлежат только вам в объеме 100%. Чаще же всего музыкальные произведения создаются коллективом творческих людей (композитор, поэт, музыканты группы), а не одним человеком. Поэтому авторские права возникают у всех участников, которые внесли свой творческий вклад.

Оценка творческого вклада должна производиться участниками самого коллектива. Если это затруднительно, то распределение долей можно сделать равным. Например, если в музыкальной группе 4 человека, то на каждого придется 100%:4=25%. Чтобы в дальнейшем между участниками не возникли разногласия, необходимо заключить соглашение, в котором следует указать долю прав на песню для каждого из них.

Распределение прибыли также производится по договору. Для этого составляется либо отдельное соглашение, либо комплексный договор, в котором прописаны как доля прав, так и доля вознаграждения. Они могут не совпадать. Так, если один из авторов в процессе создания песни меньше участвовал в творческом процессе, но зато вложил финансовые средства, может получить бо́льшую долю вознаграждения.

Соавторство может быть делимым и неделимым. Например, если один из участников группы написал сэмпл, то в соглашении можно указать, что он имеет право передать его другому лицу. Если соавторство неделимое, то произведение нельзя раздробить на части.

Договор между авторами нужен не только для распределения долей. Он упрощает взаимодействие с инвесторами, работодателями, продюсерами, покупателями музыки. Если музыканты решат, что только один из них будет решать вопросы передачи прав на все произведение, то это можно оформить или с помощью создания юридического лица, учредителями которого являются участники группы, или заключением агентского договора на услуги.

Авторское право: что это?

Что мы имеем в виду, когда говорим об объектах авторских прав? Это литературные, музыкальные, художественные произведения — книги, сценарии, песни, картины, фильмы и т.д. Полный перечень (причем открытый) можно найти в статье 1259 Гражданского кодекса. Пункт 4 этой же статьи говорит, что для возникновения авторского права достаточно создать произведение — оформлять не обязательно (в отличие от некоторых других стран).

Но, если регистрация не обязательна, зачем она вообще нужна? Вопрос риторический для тех, кто сталкивался с пиратством в офлайн и онлайн-пространстве: вам нужно защитить свое право от посягательств, а для этого вы должны доказать, что принадлежит оно именно вам. И даже если вы ставите на объекте вашего права знак копирайта (© плюс ваше имя), это не гарантирует защиту от незаконного использования: не всегда копирайт означает принадлежность авторства конкретной персоне.

Нельзя зарегистрировать (читайте «присвоить») авторское право на общедоступный контент. Имеются в виду произведения фольклора, нормативные правовые документы любого уровня, государственная символика или, например, идея, метод, которые уже долгое время являются достоянием общественности.

Регистрация авторских прав на музыку

Если вы написали музыку, которую хотите защитить от несанкционированного использования, позаботьтесь о регистрации авторского права самостоятельно.

В статье 1259 сказано, что музыка (это могут быть песни, аранжировки, треки) — это объект авторского права, который является произведением искусства.

Причем субъективная ценность и условное достоинство (цена) произведения роли не играют — все, что вы создали благодаря своим умениям и талантам, принадлежит вам.

Только как об этом сообщить миру и доказать, что произведение придумали вы? Для это есть конкретный алгоритм регистрации авторского права, по которому вы сможете «застолбить» свое место и оградить интеллектуальную собственность от вторжения. В случае, если вашу музыку все равно используют незаконно, обращайтесь в суд. Составить иск и защитить ваши интересы поможет профессиональный юрист.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

Ответственность за нарушение авторских прав на музыку

Законодательством Российской Федерации устанавливаются все виды ответственности за незаконное использование чужих музыкальных материалов. Так, нарушителям может грозить административная, гражданская или уголовная ответственность.

Ярким примером несоблюдения законодательства об авторстве является размещение музыкальных материалов на порталах, социальных сетях и прочих ресурсах. Автор произведений, когда узнает о таких нарушениях, вправе подать требование порталу об удалении своей музыки из источника в определенные сроки. Если по мнению владельца такими действиями ему был нанесен серьезный материальный ущерб, он может потребовать выплаты крупной компенсации или обратиться в Роскомнадзор с просьбой заблокировать ресурс и стянуть штраф.

Читайте также:  Вправе ли удерживать алименты с пенсии военнослужащего?

Несмотря на то, что Закон ограничивает использование авторской музыки и песни, он же не ограничивает применение материалов в некоммерческих целях. Например, авторские права на классическую музыку не особенно интересуют представителей инстанций хотя бы потому, что авторы таких произведений давно умерли. Такие композиции можно использовать без авторских прав, но относительно современных композиторов стоит быть осторожнее. Аналогично в существующих реалиях владельцы интеллектуальных продуктов могут не всегда догадываться о том, что их музыка была использована в таком-то фильме или театральной постановке. Далеко не каждый может себе позволить нанимать собственную службу защиты прав и качества.

Права на публичное исполнение

В основе мастер-копии лежит само музыкальное произведение – композиция, на которую распространяется целый набор прав. В контексте YouTube их можно разделить на две категории: права на публичное исполнение и другие права.

Когда какая-либо композиция с YouTube играет в общественных местах, например барах, ресторанах или отелях, это считается ее публичным исполнением. Лицензиями на него часто управляют специальные организации по защите авторских прав (PRO). Они собирают и распределяют роялти между авторами песни и музыкальными издательствами. В некоторых странах за это отвечают авторские общества. Они также осуществляют общее управление правами. Кроме того, авторское общество вместо индивидуальной лицензии на отдельное произведение может выдать комплексную лицензию на использование всех треков своего каталога на определенный период времени.

Льется музыка. Авторские права на музыку без нарушений

Как используется музыка без нарушения авторских прав? В указанном нормативном акте указано, что использование русской музыки в коммерческих целях возможно только по соглашению с автором или с конкретными организациями, осуществляющими коллективное управление правами, автор музыки в этом случае получает гонорары за воспроизведение своих произведений. Возможно использование музыки для рецензирования, критики или в качестве учебного пособия с указанием автора и названия.

Пользователи часто задаются вопросом: можно ли проверить авторские права на музыку? К сожалению, официального способа нет. Но вы всегда можете воспользоваться бесплатными ресурсами музыки, которая распространяется без претензий на авторские права.

Как происходит регистрация прав на произведения в РАО

Для того чтобы предупредить нарушение авторских прав на музыку, необходимо принять меры к присвоению собственности на официальной основе. Обычно плагиаторы стараются проверить имеющиеся темы на наличие государственной регистрации перед запуском в проект, да и в принципе могут подозревать, что запись к ним попала не совсем законным способом. Регистрация музыкальных произведений сегодня осуществляется в целях предоставления права коллективного управления, рационального распределения и выплаты вознаграждения за применение продукта.

Обратиться в РАО и зарегистрировать авторские права на музыку может любое физическое лицо, которое обладает исключительными правами. Доказательством выступают такие документы:

  • наличие у автора лицензионного договора, дающего возможность законного применения аудиопроизведений в коммерческих целях;
  • наличие заявления на регистрацию конкретных песен, равно как и прав на них;
  • наличие копий решений судебных органов.

Отрывки для раскрытия темы

Более простой и незатратный вариант — использовать короткие музыкальные отрывки произведений, но и тут есть свои нюансы. Существует мнение, что можно бесплатно использовать короткие фрагменты треков в музыкальных подкастах для ознакомления. Это и правда, и нет.

Законы о соблюдении авторских прав различны в разных странах, так что отчасти ответ на этот вопрос зависит от того, кому именно принадлежит копирайт на звуковые фрагменты, которые вы намереваетесь использовать.

В целом существует понимание того, что на условиях так называемого добросовестного использования (fair use) цитирование музыкальных произведений в ограниченных объемах допустимо.

При этом обязательно выполнение некоторых требований:

  • использование фрагмента произведения не должно преследовать рекламных и коммерческих целей;
  • фрагмент должен быть использован только в рамках более широкого представления темы для её лучшего раскрытия, в качестве своего рода звуковой иллюстрации;
  • фрагмент может быть использовать в образовательных целях.

О продолжительности цитирования: наш опыт свидетельствует о том, что использование звуковых фрагментов продолжительностью до 12-15 секунд без очистки авторских прав, при условиях обязательного соблюдения правил «добросовестного использования», более-менее безопасно. Целиком использовать все композиции без разбора – значит нарушать законодательство об авторских правах.

  • Авторское право в России нельзя официально зарегистрировать. В случае возникновения конфликтной ситуацией с ем-либо, также претендующим на авторство, его можно только доказать в суде.
  • Авторское право работает с момента создания произведения.
  • Некоторые авторские права подлежат отчуждению третьим лицам по желанию автора.
  • Собирать доказательства авторства необходимо еще на этапе написания песни.
  • Хорошие доказательства — заверение у нотариуса, публикация в небольшом издании.
  • Слабые доказательства — бумажное письмо, свидетели (если нет видео или аудио, подтверждающих то, что им действительно показывалась песня в определенный день).

Ответственность за нарушение авторских прав на музыку

Законодательством Российской Федерации устанавливаются все виды ответственности за незаконное использование чужих музыкальных материалов. Так, нарушителям может грозить административная, гражданская или уголовная ответственность.

Ярким примером несоблюдения законодательства об авторстве является размещение музыкальных материалов на порталах, социальных сетях и прочих ресурсах. Автор произведений, когда узнает о таких нарушениях, вправе подать требование порталу об удалении своей музыки из источника в определенные сроки. Если по мнению владельца такими действиями ему был нанесен серьезный материальный ущерб, он может потребовать выплаты крупной компенсации или обратиться в Роскомнадзор с просьбой заблокировать ресурс и стянуть штраф.

Несмотря на то, что Закон ограничивает использование авторской музыки и песни, он же не ограничивает применение материалов в некоммерческих целях. Например, авторские права на классическую музыку не особенно интересуют представителей инстанций хотя бы потому, что авторы таких произведений давно умерли. Такие композиции можно использовать без авторских прав, но относительно современных композиторов стоит быть осторожнее. Аналогично в существующих реалиях владельцы интеллектуальных продуктов могут не всегда догадываться о том, что их музыка была использована в таком-то фильме или театральной постановке. Далеко не каждый может себе позволить нанимать собственную службу защиты прав и качества.

Читайте также:  Таблица размеров средних пенсий и возраста выхода на пенсию в странах мира

Стоит ли пытаться обойти закон

На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.

К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд. Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет. Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.

Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и YouTube каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.

Защита авторских прав на песню

Вы написали красивую песню. Песня, на ваш взгляд, хороша и имеет коммерческие перспективы. Надо бы как-то зафиксировать свои права на неё. Как это сделать?

Многие хотят зарегистрировать авторские права. Регистрация авторских прав — Яндекс фиксирует почти 2000 таких запросов в месяц. Однако, по закону авторское право возникает с момента создания произведения и никакой дополнительной регистрации не требуется.

Другое дело, что если вы захотите защитить свои права в суде, — вам понадобятся доказательства, и защита авторских прав будет гораздо проще, если заранее к этому подготовиться. Для такой защиты существует масса вариантов. Например, РАО предлагает депонировать носитель с вашим материалом.

Смысл всего этого с пафосом обставленного мероприятия лишь в том, чтобы зафиксировать факт предоставления вами определённого документа в конкретное время. Всё остальное — болтовня, единственная цель которой — оправдать довольно высокую цену услуги. 😉 Такую же услугу может теоретически оказать нотариус.

Нотариальная защита авторских прав в суде будет иметь больший вес, нежели красивая бумажка от РАО. (См. практические результаты похода к нотариусу.)

Защищает ли ваши «зарегистрированные» авторские права на произведение РАО? Проведите эксперимент. Зарегистрируйте свою песню в РАО или других подобных организациях. Затем организуйте исполнение своей песни ресторанными музыкантами в одном или нескольких заведениях своего города так, чтобы это было как бы без вашего на то разрешения.

Итак, люди поют ваши песни, исполнение в ресторане — это конкретно коммерческое использование вашей интеллектуальной собственности, нарушение авторских прав. Как вы думаете, что за этим последует? Да ничего, абсолютно ничего! В чём же тогда заключается «работа» РАО и подобных организаций? Думайте сами.

Кстати, у них написано в учредительных документах, что они некоммерческие организации. Но за регистрацию объектов интеллектуальной собственности они просят совсем не копейки… 😉 А вот защита авторских прав — ваше личное дело.

Вы можете заснять незаконное исполнение на видео, попытаться зафиксировать свидетельские показания посетителей заведения и пр., и уже с этими документами попробовать обратиться в суд.

Вы потратите массу времени и денег, и суд через пару лет (если повезёт) таки вынесет окончательное решение, по которому «несчастный» кабацкий лабух будет должен выплатить вам какую-нибудь смешную сумму за нарушение ваших авторских прав, причём этот музыкант, официально нигде не работающий, будет выплачивать эти копейки очень долго и микроскопическими частями…

Вы будете бегать по ресторанам и концертным площадкам всей страны? Создадите огромный юридический отдел? Агентурную сеть по всей стране? А за рубежом? 😉 Авторское право — это право, или непосильная ноша?

Кстати, нормальные воры и плагиаторы никогда не крадут произведения целиком. Это — удел полных придурков.

Более продвинутые — воруют, например, соло из одной песни, слегка его переделывают, мелодию и гармонию — из другой, и тоже переделывают, а текст может быть написан оригинальный — и вот в таком виде произведение уже почти невозможно признать «украденным» или нарушающим чьи-то авторские права… 😉

(А вот в советское время музыканты писали рапортичку в бухгалтерию — репертуарный план, и каждому автору из этого списка честно начислялась копеечка, и если автор был талантливый, как Юрий Антонов, например, — он получал очень неплохие деньги.

Кстати, отечественный производитель был защищён — в репертуаре не должно было быть более 20% музыки иностранных авторов. Была система и она работала. Сейчас этого нет. Зачем? Ведь тогда у авторов появится стимул сочинять хорошие песни…

А кому это надо? )

Есть ещё вариант для защиты авторских прав — Библиотека Конгресса США. Всё онлайн, удобно и продуманно, но 35 долларов за песню — дороговато. Есть варианты и подешевле — типа Song Registration (пожизненная международная регистрация, $29.

95 — до 4-х песен), но это не так солидно, как Библиотека Конгресса…

🙂 Есть и сервисы отечественного происхождения, например, scireg — независимый международный он-лайн Регистратор авторских прав, где стоимость регистрации и сертификата — $ 20 за штуку.

По поводу распространённого заблуждения типа «послать письмо самому себе» можно почитать здесь (англ.). Цитата — «Ни один суд никогда не принял этот метод как юридическое доказательство авторского права, так что не тратьте свое время.»

Если бы власти действительно хотели дать авторам возможность недорого, просто и понятно зарегистрировать авторские права на интеллектуальную собственность, то они давно бы это сделали. Но на чём тогда будут делать деньги захребетники типа РАО, Библиотеки Конгресса США и прочие? 😉

Не люблю, когда критикуют, ничего не предлагая. Поэтому моё предложение — далее. Ведь на самом деле всё очень несложно. Вот недавно приняли закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Заиметь себе такую в ближайшем будущем любой желающий сможет за 300 рублей (так, по крайней мере, пишут везде).

Всё о правах на музыку

Мы продолжаем говорить об авторском праве и в этой статье коснемся такого объекта авторских прав, как музыкальное произведение.

Все мы любим музыку. Мы слушаем музыку, скачиваем музыку, добавляем музыку в свои плейлисты, в видео, в социальные сети.

Сегодня уже не надо прикладывать большие усилия, чтобы раздобыть для музыкального оформления какого-либо мероприятия или ролика нужную пластинку или кассету, переписать ее или делать запись, например, без партии голоса (минусовку).

В открытом доступе в сети Интернет размещены сотни тысяч композиций всех исполнителей в различных вариантах.

Однако, чтобы использовать необходимые произведения и не допускать при этом нарушения интеллектуальных прав, необходимо иметь четкое представление об охране музыкальных произведений, правах на них и круге правообладателей.

Читайте также:  Как приобрести квартиру с использованием материнского капитала

Музыкальные произведения, как с текстом, так и без текста, отнесены в ст.1259 ГК РФ к объектам авторских прав.

Авторские права бывают имущественные и личные неимущественные.

  • Авторские права изначально при создании любого произведения возникают у автора.
  • Личные неимущественные права, такие как право на имя или право авторства, неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен.
  • А вот исключительное право – имущественное – может впоследствии быть передано автором и принадлежать любому другому физическому или юридическому лицу.

Вследствие того, что музыкальное произведение может состоять из нескольких охраняемых объектов авторских прав, у него может быть и несколько правообладателей. Кроме того, немного забегая вперед, отмечу, что с музыкальными произведениями тесно связаны не только авторские права, но и смежные.

Обычно, известные широко используемые музыкальные произведения представляют собой песни. Как правило, у песни есть автор музыки и автор текста. Кроме того, не стоит исключать и возможность соавторства. Однако в современной музыкальной индустрии исключительное право редко принадлежит самому автору.

Большинство песен или пишутся на заказ для так называемых музыкальных лейблов либо покупаются этими же самыми лейблами у авторов. Таким образом, исключительные права на многие популярные песни сконцентрированы в руках продюсерских центров и звукозаписывающих компаний. То же касается и смежных прав.

Смежные права в контексте музыкальных произведений – это права на результаты исполнительской деятельности и права на фонограммы.

Исключительное право на такой объект смежных прав как исполнение изначально возникает у исполнителей песни – музыкантов и певцов. А права на фонограмму возникают у студии звукозаписи, где впервые сделана запись.

Впоследствии и исключительное право на исполнение и исключительное право на фонограмму, как и в случае с объектами авторских прав, может принадлежать другому лицу.

Согласно действующему законодательству авторы, правообладатели и обладатели смежных прав имеют право на вознаграждение за использование результатов своей интеллектуальной деятельности.

При этом следует помнить, что согласно п.2. ст.

1270 ГК РФ использование (со всеми вытекающими последствиями) признается таковым вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

То есть даже при не коммерческом использовании музыкального произведения, все вышеперечисленные правообладатели имеют право на вознаграждение, и они это вознаграждение должны получить.

Такая позиция подтверждается обширной судебной практикой. В частности, интересно дело №А32-13601/2016, по которому с Администрации города Сочи было взыскано 180 000 рублей за нарушение авторских прав при проведении праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня города-курорта.

Понятно, что при таком огромном объеме музыкального контента невозможно заключить соответствующие лицензионные договоры с каждым автором, исполнителем и музыкальной компанией.

Для централизованного сбора вознаграждений, причитающихся по закону, и распределения их между законными получателями, законодательством предусмотрен правовой институт коллективного управления интеллектуальными правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами полна нюансов и противоречий и она вполне может стать темой для отдельной статьи. Сейчас же рассмотрим лишь те нюансы, которые непосредственно касаются управления правами на музыкальные произведения.

  1. Как уже было отмечено, организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют деятельность, направленную, в том числе, на сбор и распределение вознаграждений между правообладателями.
  2. То есть в условиях действующего законодательства у какого-либо учреждения, часто использующего музыкальные произведения, нет необходимости заключения лицензионных договоров на использование музыки с каждым правообладателем.
  3. Достаточно заключить договоры с такими организациями и выплачивать вознаграждение в соответствии с утвержденными ставками за использование объектов авторских прав и смежных прав. В Российской Федерации существуют две организации, имеющие государственную аккредитацию в данных областях:

Российское авторское общество (РАО) – в области управления авторскими правамиВсероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – в области управления смежными правами.

Эти организац��и в силу п.3. ст.1244 ГК РФ вправе осуществлять коллективное управление правами даже тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры.

То есть их деятельность в силу аккредитации покрывает практически все поле существующего ныне музыкального контента.

Авторское право на YouTube: понятие и основные правовые аспекты, о которых следует знать

Так что же такое «авторские права» и на какую музыку в видео они распространяются? Сначала обратимся к определению.

Авторское право — это право, предоставленное законом создателю интеллектуальной собственности, в том числе, музыкальной композиции, использовать свое произведение по личному усмотрению. Таким образом, это право автора на воспроизведение, получение дохода и решение о том, кем и каким образом написанная им музыка может быть использована.

Нюанс, играющий важную роль в ответе на вопрос, как не нарушить авторские права при использовании музыки в видео на Ютубе или иной площадке, — срок действия авторских прав. В разных странах он может отличаться в зависимости от особенностей законодательства. В большинстве случаев закон накладывает запрет на использование музыкальной композиции без разрешения на протяжении всей жизни автора и ещё в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января следующего за этим печальным событием года.

Кроме того, существуют смежные с авторскими права, а также возможность наследования права распоряжаться интеллектуальной собственностью. Таким образом, далеко не всегда достаточно просто рассчитать, сколько лет прошло со дня смерти композитора, чтобы понять, можно ли беспрепятственно использовать музыкальное произведение в своем видео. Рассмотрим более надежные варианты, как можно проверить авторские права на музыку перед записью видео для YouTube.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *