9. Опека и попечительство. Патронаж

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «9. Опека и попечительство. Патронаж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.

Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Объектом исследования являются понятия: опека и попечительство, патронаж над дееспособными гражданами.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.

Целью данной работы является определение особенностей опеки и попечительства, патронаж над дееспособными гражданами.

Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:

  1. изучить правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации;
  2. определить особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними
  3. рассмотреть попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами

Изучению вопросов опеки и попечительства посвящено значительное число исследований. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства. Работы Кулагиной Е.В., Кулагина М.И. содержат научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса.

При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование особенностей опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами. Исследуемые в курсовой работе вопросы опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.

Вопросы опеки и попечительства над детьми является одной из важных тем в российском законодательстве. Разрешение опеки и попечительства над ребенком получают с учетом его мнения, назначить опекуна над несовершеннолетним ребенком в возрасте свыше 10 лет можно только с его согласия. В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина. Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).

Опекун/попечитель, который был назначен временно исполняющим обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, обладает всеми правами и обязанностями опекуна/попечителя, однако он не имеет права распоряжаться имуществом подопечного от его имени, в том числе, давать согласие на совершение каких-либо сделок с имуществом самим подопечным.

Патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей редакции ст. 41 ГК РФ. Патронаж — самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.

Порядок установления опеки и попечительства

Человек, решивший взять на попечение гражданина, нуждающегося в поддержке, должен предоставить в отдел опеки и попечительства массу документов, среди которых:

  • ходатайство, в котором прописана просьба назначения опекуном;
  • справка с места работы с указанием следующих сведений: должность, величина средней зарплаты за последний год. При отсутствии места официального трудоустройства необходимо предоставить иной документ для подтверждения дохода. К примеру, пенсионерам нужно подать удостоверение и справку из ПФ РФ с указанием суммы пенсионного обеспечения;
  • письменное подтверждение права пользования жилой недвижимостью;
  • справка об отсутствии судимости за совершение умышленного преступления, направленного против жизни и здоровья человека;
  • медицинское заключение, в котором отражены результаты обследования, предусмотренного регламентом Минздрава и соцразвития РФ. По стандартам требуется пройти в: психоневрологическом, наркологическом и инфекционном диспансерах;
  • свидетельство о регистрации отношений – актуально, если заявитель состоит в браке;
  • письменное согласие от других членов семьи на проживание с опекаемым на одной жилой площади;
  • письменное подтверждения соответствия жилой площади требованиям санитарных, пожарных и иных служб;
  • характеристика с места работы/учебы;
  • автобиография.

Важно: вышеуказанный перечень не является закрытым, так как в зависимости от обстоятельств сотрудники ведомства могут запросить дополнительные сведения.

Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Наряду с именем, индивидуализирующими признаками граждан являются их место жительства и акты гражданского состояния.

Место жительства гражданинаважный элемент его правового статуса. Согласно п. 1 ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признается место жительства их законных представителей (п. 2 ст. 20 ГК). Важно отличать место пребывания гражданина и его место жительства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о праве граждан на свободу передвижения) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства – это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).

Закон о праве граждан на свободу передвижения установил регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, в Москве и Московской области подзаконными актами установлены некоторые особенности регистрации граждан по сравнению с актами федерального значения.

Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев:

– переселенцы – это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т. п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.

– вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане Российской Федерации, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства на территории России.

Читайте также:  Какое повышение социальной пенсии ожидается в 2023 году

беженцем согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах) признается, в частности, лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона о беженцах, в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством РФ порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства Российской Федерации или права постоянного проживания на территории РФ, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, играют подразделения федеральной миграционной службы (ФМС). При этом одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.

Актами гражданского состоянияпризнаются юридические факты, которые согласно закону подлежат регистрации в органах ЗАГС. Статья 47 ГК содержит исчерпывающий (т. е. не подлежащий расширению) перечень актов гражданского состояния, в который вошли такие события, как рождение и смерть, и такие действия, как заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. Целью государственной регистрации этих юридических фактов является установление бесспорного доказательства того, что указанные события и действия имели место, а также того, когда они произошли, так как с подобными юридическими фактами связано правовое положение гражданина в обществе. В частности, с рождением связано возникновение гражданской правоспособности. Регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС путем внесения соответствующих записей в актовые книги, на основании которых гражданам выдаются соответствующие свидетельства. Срок хранения актовых книг – 75 лет со дня составления записей. По истечении указанного срока актовые книги передаются в государственные архивы.

По заявлению заинтересованных лиц, решению суда, решению административных органов и в иных случаях в записи актов гражданского состояния могут быть внесены изменения или исправления. Аннулирование записей актов гражданского состояния и их восстановление производится органом ЗАГС на основании решения суда.

Юридические лица могут иметь свои обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, – представительства и филиалы. Первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; вторые могут осуществлять часть или даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юридического лица, а их имущество является частью имущества юридического лица. Филиалы и представительства действуют на основании не самостоятельных уставов и подобных им учредительных документов, а на основе положения, утвержденного юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют по его доверенности. Главные различия между этими подразделениями определяются объемом выполняемых ими функций. Представительство имеет меньшее количество функций по сравнению с филиалом. Так, филиал может вести всю или часть деятельности юридического лица, в то время как под представлением интересов юридического лица понимается совершение правовых действий, носящих административный, вспомогательный характер.

Дочерние и зависимые общества и их отличие от представительств и филиалов. Взаимосвязь имущества и деятельности некоторых хозяйственных товариществ и обществ порождает их деление на основные общества (товарищества) и дочерние общества, а также преобладающие (участвующие) общества и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 106 ГК). Таким образом, как в отношениях основного – дочернего, так и в отношениях преобладающего – зависимого обществ присутствует элемент влияния (контроля). Наличие контроля означает, что контролирующее общество (основное, преобладающее) получает в той или иной степени возможность влиять на руководство подконтрольным (дочерним, зависимым) обществом. В то же время наличие элемента зависимости не лишает дочернее (зависимое) общество статуса юридического лица, т. е. статуса самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данное обстоятельство коренным образом отличает дочернее и зависимое общество от филиалов и представительств, которые рассматриваются лишь как подразделения организации, их создавшей. С этим связан и ряд других особенностей. Так, например, дочерние (зависимые) общества могут создаваться в любом месте, в том числе в месте нахождения основного (преобладающего) общества, что исключается для филиалов и представительств.

Между дочерними хозяйственными обществами и зависимыми хозяйственными обществами существуют и различия. Так, контрольный пакет акций (учитывая голосующие акции) основного общества в дочернем обществе, как правило, составляет более 50 %; в зависимом обществе – более 20 %. В основу создания дочернего общества положен критерий возможности основного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между обществами договором. В зависимом хозяйственном возможности преобладающего общества определяются тем, что оно, являясь владельцем значительного пакета акций и обладая соответствующим числом голосов, может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основного общества, однако основное общество, имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам). Преобладающее общество не располагает по отношению к зависимому обществу теми правами, которые имеет основное общество по отношению к дочернему, и поэтому не несет какой-либо ответственности по долгам (обязательствам) зависимого общества.

Понятие юридического факта. Простые и сложные юридические факты. Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании различных жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Эти обстоятельства обычно именуются юридическими фактами. Поскольку юридические факты лежат в основе гражданских правоотношений и влекут за собой их установление, изменение или прекращение, их называют основаниями гражданских правоотношений. Статья 8 ГК содержит общий, не исчерпывающий перечень различных юридических фактов как оснований гражданских правоотношений. При этом гражданские отношения могут возникать, изменяться и прекращаться и на основе иных юридических фактов, которые прямо не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.

Несмотря на то, что, в большинстве случаев гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в жизни не исключены ситуации, когда какие-либо отношения имущественного и личного характера оказываются неурегулированными гражданским законодательством. Например, практике известны споры лиц, выигравших по лотерее дорогостоящую вещь (квартиру) по одному из лотерейных билетов, купленных ими в складчину с условием раздела выигрыша, полученного по любому из билетов. Действующее законодательство признает подобные основания юридическими фактами при условии их соответствия общим началам и смыслу гражданского законодательства. Если какое-либо соглашение субъектов гражданского права основано на признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора и других основных начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК), оно может порождать гражданские права и обязанности.

Основанием гражданского правоотношения может служить единичный юридический факт. Например, для установления обязательства купли-продажи достаточно заключения договора между продавцом и покупателем. Такие обстоятельства именуются простыми юридическими фактами. Однако основание некоторых гражданских правоотношений образуют два, а иногда и более юридических фактов, возникающих либо одновременно, либо в определенной последовательности. Например, для установления жилищного обязательства в отношении муниципального жилого помещения требуется выдача ордера и заключение на его основе договора найма жилого помещения. Такие основания гражданских правоотношений именуются сложным юридическим фактом.

Основная классификация юридических фактов. Предусматриваемые законом юридические факты делятся на две большие группы.

Читайте также:  Система управления мотивацией персонала

1. Первую группу составляют действия граждан и юридических лиц, которые, в свою очередь, подразделяются: а) на правомерные действия; б) неправомерные действия. Здесь необходимо заметить, что нормы гражданского права связывают юридические последствия как с действиями, так и с бездействиями. Например, если подрядчик своевременно не приступает к исполнению договора подряда, то заказчик в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

К правомерным действиям относятся договоры, иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления (например, выдача органом местного самоуправления ордера на занятие жилого помещения), судебные решения, установившие гражданские права и обязанности, факты приобретения имущества на иных (кроме сделок) законных основаниях (к примеру, вследствие приобретатель-ной давности – ст. 234 ГК), а также факты создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности. По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.

Юридические поступки – это правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок. Например, находка потерянной вещи порождает обязательство по ее возврату потерявшему даже в том случае, если у нашедшего вещь нет никакого желания возвратить эту вещь ее владельцу (ст. 227 ГК).

Кто может быть опекуном (попечителем)?

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.

Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).

Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.

Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.

Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.

Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.

Кто может быть опекуном (попечителем)?

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.

Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).

Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.

Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.

Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.

Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.

Опекунство: что это такое, как его установить, чем опека отличается от попечительства и патронажа?

Иногда малыши лишаются заботы родителей и попадают в детские дома. С этого момента о них заботится государство. Чтобы ребенок имел возможность воспитываться в условиях семьи, государственные органы разработали несколько вариантов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в новые семьи.

Оформив опекунство, человек берет на себя обязанности по воспитанию и уходу за ребенком, защищает его интересы. Оформить опеку может далеко не каждый. Какие же требования предъявляются к опекунам? Где и как оформляется опека? Все это необходимо узнать прежде, чем взять малыша в свою семью.

Опека, представляет собой форму устройства малолетних граждан, а также психически недееспособных лиц с целью защиты их интересов. Законодательство выделяет следующие категории лиц, нуждающихся в опеке:

  • Дети до 14 лет. Опекун назначается ребенку в случае лишения родительских прав его родных родителей, признания их недееспособными, умершими или пропавшими без вести.
  • Люди, страдающие психическими расстройствами и признанные недееспособными. Такие лица не могут самостоятельно принимать адекватные решения и обеспечивать себя, поэтому им требуется помощь опекуна.
  • Инвалиды. Тяжелая степень инвалидности, как врожденной, так и полученной в результате травм, дает человеку право на опекунскую помощь.
  • Люди, страдающие алкоголизмом, наркоманией или игроманией. Когда различные виды зависимости лишают человека возможности контролировать себя, он может быть признан частично недееспособным.

Решение о назначении и прекращении опеки принимается органами социальной защиты, в обязанности которых входит выявление лиц, нуждающихся в помощи и отбор кандидатов на оформление опекунства. Данные органы обязаны контролировать исполнение опекунами своих обязанностей.

Как оформить опекунство над пожилым человеком или инвалидом

Пожилые люди и инвалиды 1 и 2 группы, часто не способны полностью отвечать за свои действия. Иногда данная особенность угрожает их жизни и жизни окружающих. В случае, если суд признает такого человека недееспособным, ему назначается опекун. Если лицо признается частично дееспособным — над ним устанавливается попечительство.

Для того, чтобы получить положительное решение, необходимо направить запрос в орган опеки и попечительства. Данная инстанция собирает доказательства недееспособности подопечного и направляет пакет документов в суд.

После того как суд вынес решение, опекуну необходимо снова явиться в орган опеки. В течение 7 дней с момента повторного обращения сотрудники муниципальной организации проведут проверку жилищных условий заявителя и оценят степень подготовки жилого помещения.

Оформление опеки над людьми, старше 80 лет, происходит по такому же алгоритму. Если пожилой человек признан дееспособным, назначается патронаж. Стоит учесть, что Фонд социального страхования оказывает дополнительную финансовую помощь для лиц, старше 80 лет. Цель данных выплат — покрытие расходов за патронажное попечительство. Если имеет место факт установления полной опеки, денежная компенсация оформляется опекуном. Главное условие, опекун должен быть признан официально неработающим.

Следует учесть, что 2 группа инвалидности должна ежегодно подтверждаться. Если МСЭК изменит группу, то опекуну придется пройти новую процедуру установления опеки.

Инвалидность 2 группы дает человеку в любой момент отказаться от помощи попечителя. 1 группа инвалидности характеризуется полным отсутствием самообслуживания.

Понятие опеки и попечительства

Опека и попечительство — это комплексный раздел семейного и
гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами. которые
нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту
их личных и имущественных прав. Данный правовой институт охватывает широкий
круг вопросов, связанных как с семейным, так и гражданским законодательством.

Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих
случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы,
регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же
законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные
органы — опеки и попечительства. Общим для этих институтов является и порядок
выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин,
должен обладать правосубъектностью . Она складывается из двух составляющих:
правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это способность
индивида иметь права и нести обязанности. Дееспособность — это способность
своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и
исполнять их. Дееспособным гражданин признается по достижении определенного
возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого
возраста вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей,
закрепленный в законе. Существует также понятие частичной дееспособности.
Частично дееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.

Читайте также:  Больничный совместителю — по всем местам работы

Дееспособность гражданина, достигшего 18-ти лет, может быть
ограничена решением суда. Причиной этому может послужить злоупотребление
гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами. в том случае,
если из-за подобных действий в тяжелое материальное положение ставится его
семья. Над ним устанавливается попечительство. Такой гражданин вправе
самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком
и другими доходами он может лишь с согласия попечителя. Если основания,
способствовавшие ограничению дееспособности отпали. суд признает гражданина
полностью дееспособным, попечительство отменяется.

Частично дееспособный гражданин в соответствии с ГК РФ
вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком или другими доходами.
совершать мелкие бытовые сделки, вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими, а также осуществлять другие действия, предусмотренные
законом. Более серьезные сделки они могут совершать с согласия своих законных
представителей, к которым относятся родители, усыновители и попечители. Лица,
не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными.
Гражданский закон выделяет в данном периоде два промежутках с рождения до 6-ти
лет и с 6-ти до 14-ти лет. Дети, чей возраст соответствует первому промежутку,
признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте от 6-ти до 14-ти
лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и распоряжаться
средствами, предоставленными его законными представителями.

Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным
условием признания его дееспособным. Для того, чтобы максимально полно
реализовывать свои права и исполнять обязанности гражданин должен быть
психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина
недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица
гражданина. признанного недееспособным осуществляют его опекуны. Возможна также
ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее не в
состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию
здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено
попечительство в форме патронажа.

Что такое патронаж и его виды

Понятие патронаж раскрывается законодателем в ст. 41 ГК РФ. Оно подразумевает оказание условно бесплатной бытовой помощи дееспособным гражданам, которые в силу возраста или особенностей здоровья не могут самостоятельно решить текущие личные вопросы, отстоять права и исполнить обязанности.

Стороны вправе заключить договор поручения без вознаграждения. Но в большинстве случаев такая помощь безусловно носит материальную подоплеку, так как законодательством не запрещено заключать договоры, в условиях которых предусматривается вознаграждение помощника в имущественном или денежном эквиваленте.

Чтобы получить социального помощника, нуждающийся в уходе человек вправе обратиться в органы соцзащиты. Заявление рассматривается в десятидневный срок. При положительном решении, в течение месяца государство обязано найти помощника для заявителя.

Этот вид патронажных отношений подразумевает безвозмездность со стороны государства. На практике определение понятия шире, так как существуют коммерческие формы патронажных взаимоотношений. Например, получив отказ соцзащиты, гражданин вправе заключить договор с патронажной службой, оказывающей те же услуги за деньги.

Кроме того, данное понятие используется в служебных инструкциях для медицинского персонала. По распоряжению Минздрава, поликлиники обязаны помогать беременным женщинам и новорожденным детям, контролируя условия жизни этих лиц.

Таким образом, патронаж бывает:

  • Социальный.
  • Коммерческий.
  • Медицинский.

У недееспособного человека нет возможности самостоятельно принимать решения и ухаживать за собой. Подобная ситуация может наступить из-за пожилого возраста или вследствие психического заболевания. В любом случае недееспособными люди признаются по решению суда после проведения экспертизы.

Важно! В некоторых случаях может быть такое, что человеку удаётся вернуться к нормальной жизни, например, у душевнобольного прошло психическое заболевание. Тогда, опять же, по решению суда можно будет вернуть дееспособность, доказав свою возможность принимать разумные решения.

Проблема недееспособного гражданина заключается в том, что он лишается многих прав, которые имеют здоровые люди. Данные ограничения делаются для того, чтобы человек сам себе не навредил. Ведь он не дает отчёт своим действиям, из-за чего рискует стать жертвой мошенников, лишиться имущества и даже жизни.

Особенности гражданского патронажа

Гражданский патронаж представляет собой оказание систематической помощи больным и престарелым людям, не способным обслуживать себя самостоятельно. Такие услуги могут предоставляться бесплатно или за деньги.

В первом случае, помощника должно найти государство. Это может быть любой человек, например, родственник нуждающегося в уходе, прошедший процедуру проверки органами опеки.

ВНИМАНИЕ! Помощник нуждающегося гражданина не приобретает материальных прав в отношении него. Он обязан действовать в интересах подопечного, но может распоряжаться его деньгами и имуществом только на основании заключенного договора.

В случае отказа органов опеки, гражданин или его родственники могут обратиться в частную коммерческую организацию. Например, осуществлением ухода на дому занимается патронажная служба. Кроме того, существует множество частных пансионатов для больных и престарелых.

Опека и попечительство патронаж: важная информация

Патронаж – это особая форма обеспечения интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут полностью осуществлять и защищать свои права и обязанности.

Под патронаж попадают различные больные, не имеющие возможности свободно передвигаться и себя обслуживать, престарелые, инвалиды и т.д. Патронаж тоже устанавливается органами опеки и попечительства.

В качестве опекунов и попечителей могут выступать только совершеннолетний дееспособный гражданин, который не ограничен ни в каких правах судом. Также лица, лишенные родительских прав, не могут быть опекунами или попечителями.

10 Сен 2021 jurist7sib 106

Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Документы Для Обновления Детского Пособия
  • Можно Ли В Браке Разделить Маткапитал Между Детьми
  • Как узнать где пенсионные накопления через интернет
  • Транспортный Налог Башкортостан Льготы

Задачи органов опеки и попечительства

Сам же закон об органах опеки и попечительства РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Цели вполне гуманные. Другое дело, что сама опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Основу законодательства об опеке и попечительстве составляет Гражданский кодекс РФ. Так, именно положениями ст. ст. 29-40 ГК РФ определяется порядок признания лица недееспособным, устанавливается возможность и правила возникновения опекунства, регулируется роль органов опеки, устанавливаются критерии, права, обязанности и функции опекуна, определяются условия распоряжения имуществом, а также порядок прекращения опеки.

Детализация данных нормативов произведена в положениях ФЗ от 24.04.2008 № 48. Им, в частности, конкретизированы полномочия органов опеки, определен правовой статус лиц, наделенных опекунскими функциями и порядок их отбора, уточнены особенности правового режима имущества подопечного родителя и преимущества, предусмотренные для детей, установлена ответственность опекуна и порядок прекращения опекунства.

Кроме того, нужно отметить постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927, которым установлен пошаговый порядок отбора граждан, желающих стать опекунами, определены правила оформления и заключения договоров с последними, правила их проверки, формы отчетности и иные значимые аспекты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *