Росгосстрах выплаты по ОСАГО в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Росгосстрах выплаты по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ФЗ «Об ОСАГО» точно обозначает сроки выплаты по ОСАГО при ДТП. В статье 12.21 указано, что страховщик обязан рассмотреть заявление по ОСАГО от водителя в течение 20 дней с момента его получения. После его вручения организации предоставляется 15 дней на получение документа, остальные 5 дней представляется на составление акта о возникновении страхового случая.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Что это за методика и как давно она существует
Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.
Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.
Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику, где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался: количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок.
Что изменилось с принятием новой методики
Главное изменение — теперь справочники с ценами на ремонтные работы, запчасти и материалы индивидуальны для всех 85 российских субъектов. Раньше вариантов этого справочника было всего 13, их создавали для каждого экономического региона страны. Соответственно, цены на запчасти и ремонтные работы были одинаковыми как для Москвы, так и для Рязанской или Смоленской областей, которые находятся в одном Центральном федеральном округе. Замена одной и той же детали стоит дешевле в Рязани, нежели в Москве, хотя сама запчасть в Рязани может обойтись дороже из-за логистики и меньшего спроса.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Особенности ремонта по ОСАГО в 2023 году
По новым правилам, в 2023 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.
При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.
Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.
Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.
Нововведения 2023 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.
Регрессное требование
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» в определенных случаях страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП. Основания, дающие право страховщику взыскать свои расходы с виновника ДТП:
- Когда виновник умышленно способствовал дорожно-транспортному происшествию.
- В момент происшествия виновник был под действием алкогольного или наркотического опьянения.
- Виновник управлял автомобилем без водительских прав.
- ДТП совершил водитель, не внесенный в перечень лиц по полису ОСАГО.
- Виновник скрылся с места происшествия.
- Срок действия полиса ОСАГО на момент происшествия истек.
- Документы страховщику предоставлены позже назначенного срока.
- Виновник не предоставил автомобиль на экспертизу в установленный срок, начал ремонт или уничтожил его раньше, чем через 15 дней после ДТП.
- У виновника в момент ДТП истек срок талона на ТО.
Общие правила предоставления страховки
Прежде чем подавать заявку на получение страховки в том или ином виде, следует внимательно ознакомиться с условиями предоставления таковой.
Перечень правил включает:
- Каждый гражданин, пострадавший в результате ДТП обладает правом на получение компенсации по ОСАГО при условии действующего договора страховки.
- Виновнику аварии компенсация не предоставляется. Исключение составляют случаи, когда пострадали несколько авто и виновник является одновременно пострадавшим.
- Получить выплату могут иные лица, кроме пострадавшего, но только при наличии доверенности. В случае смерти гражданина, страховка предоставляется близким либо дальним родственникам такового.
- Страховка может быть активирована лишь после предоставления документов и соответствующего заявления заинтересованным лицом.
- Фирма-страховщик обязана осуществить выплату страховки или предоставление таковой в ином виде в течение 20 дней с момента подачи заявки потерпевшим гражданином. В ином случае на компанию могут быть возложены санкции в виде штрафа.
- При отказе фирмы в предоставлении страховки, таковая обязана известить в письменном виде о своем решении подателя заявления.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Законодательные нормативы о сроках выплаты ОСАГО и других параметрах
Ключевым законодательным актом выступает Федеральный закон «Об ОСАГО» в последней редакции. Последние корректировки сделаны ФЗ №49 от марта 2021 года. Он регламентирует следующее:
- максимальный срок определения ущерба после дорожного происшествия – 5 дней;
- максимальный срок подачи претензии от владельцев автомобилей к страховым организациям – 10 календарных дней;
- период осмотра страховой организацией повреждённой машины – 5 дней;
- срок действия полиса ОСАГО – 1 год и больше;
- максимальная страховая выплата: 400 тысяч рублей на имущество и 500 тысяч рублей при причинении ущерба здоровью и жизни людей;
- денежное возмещение ущерба по автогражданке заменяется прямым возмещением (ремонт).
На стоимость страховки влияют тарифы, установленные в каждом населённом пункте, для юридических лиц и автопарков цена более высокая.
Выплаты по ОСАГО, если водитель при аварии был пьян
Если пострадавший водитель попал в дорожное происшествие, и оказалось, что он находился в состоянии алкогольного опьянения, это влечёт за собой серьёзные последствия. Но сам по себе данный факт не оказывает влияния на выполнение обязательств страховой конторой.
Если виноватый водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, его страховая компания в любом случае компенсирует причинённый ущерб другим участникам ДТП. Но потом она может инициировать процесс регресса и через суд потребовать возместить заплаченную сумму. Это значит, что, если водитель выпил, сел за руль и стал инициатором аварии, ему нужно готовить деньги для покрытия ущерба.
То, сколько по времени выплачивает страховая по ОСАГО, не зависит от того, находился ли какой-то водитель в состоянии опьянения либо нет. Этот момент может влиять только на процесс сбора документов и оформление справок.
Когда выплата задерживается
Страховые часто задерживают платежи. Как правило, ситуация происходит так:
- Происходит ДТП.
- Дорожная полиция определяет, кто виноват в аварии, а кто является потерпевшим.
- Участники ДТП получают документы, которые требуются для страховой выплаты.
- Документы направляются страховщику.
- Ремонт автомобиля либо возмещение денежных средств
На последнем этапе страховая может начать отмалчиваться либо говорить, что дело рассматривается, деньги на этапе выплаты и тому подобное. Если обнаруживается подобная задержка, то после истечения 20-дневного срока можно сразу же направить жалобу в РСА и ФССН, а также готовить иск в суд.
Существует досудебный порядок разрешения спора. Он предполагает необходимость уведомления страховщика о заведении судебного дела, после чего ему предоставляется три дня. По их истечению можно подать иск. В заявлении необходимо указать полную величину компенсации.
В каких случаях возмещением по ОСАГО станут деньги
Выше мы определили, что ремонт не является приоритетом, если автомобиль не относится к легковым, если он принадлежит юрлицу или если он не зарегистрирован на территории России. Во всех подобных ситуациях у владельца есть право выбора, и он может получать выплату по ОСАГО деньгами.
Также снимается приоритет ремонта над выплатами в следующих случаях:
- Если попавший в ДТП автомобиль не подлежит восстановлению.
- Если пострадал объект, который не является транспортным средством.
- Если стоимость ремонта превышает максимальную выплату по полису (в том числе если водители составили европротокол).
- У страховой компании нет возможности компенсировать ущерб направлением на ремонт.
- Автомобилем владеет инвалид первой или второй группы, который в письменной форме просит компенсировать ущерб в ДТП деньгами.
- Страховой полис получен через международную страховую систему.
- Потерпевший погиб.
Первые действия для пострадавшего после ДТП
Согласно поправкам от 28 апреля 2021 года в Закон об ОСАГО, теперь возмещение пострадавшим в ДТП будет производиться преимущественно в виде выполнения ремонтных работ, когда страховая компания платит непосредственно на СТО, которое этот ремонт проводит.
Страховые выплаты в денежной форме остались, но встречаются реже. Получить от страховой деньги в качестве компенсации ущерба возможно, если в радиусе 50 км от места ДТП или места проживания пострадавшего нет квалифицированного автосервиса.
Все мы знаем что с середины 2021 года страховые по ОСАГО должны направлять поврежденные автомобили на ремонт, стало действовать так называемое натуральное возмещение, без денег, ремонтом. Предполагается, что вас страховая компания направляет на ремонт и вы к установленному сроку должны получить полностью отремонтированный автомобиль.
Несомненно удобно, не нужно искать сервис, искать запчасти, тратить время, вы просто сдаете ваш авто и вам его отдают уже готовый. Удобно, несомненно, но я хочу рассказать вам о том как все происходит, что бы вы могли знать, чего ожидать и как действовать в такой ситуации.