Должностная инструкция водителя автобуса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция водителя автобуса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно нормативно-правовой базе РФ, трудовая деятельность человека, которая отрицательно сказывается на его здоровье, признается потенциально опасной. Признаки «вредности»: работник регулярно болеет, у него ослаблен иммунитет, наблюдаются сбои в репродуктивной, сердечно-сосудистой, нервной и других жизненно важных системах организма. Большинство заболеваний непосредственно связаны с особенностями выполнения конкретных задач в рамках рабочего процесса — высокое пылевыделение, холод или жара, повышенная влажность, воздействие химических реагентов, облучение и пр.

Чтобы окружающие условия деятельности были признаны, как тяжелые, специальная комиссия из членов уполномоченных государственных структур должна выдать соответствующее постановление. Проверка выявляет все факторы негативного влияния производственных процессов на жизнедеятельность человека, оценивает риски, на основе которых и делает выводы об уровне потенциальных угроз на предприятии. Затем создается список вредных и опасных профессий для конкретной организации. На базе последнего, работникам, попадающим в перечень, предоставляются государственные льготы.

Если процедура в полной мере не соблюдена, господдержка для такой компании не предусмотрена. Однако право работодателя на индивидуальные выплаты или другие виды компенсации (оздоровление в санаториях и пр.) в рамках действующего законодательства никто не ограничивает.

Кто может получать досрочные пенсии

Преждевременный выход на заслуженный отдых с вытекающими материальными компенсациями положен работникам, занятым на опасных заводских участках и имеющим нужный стаж. Последний для них начисляется по определенной формуле (например, «год за два» и пр.). Порядок оформления пенсионного обеспечения регламентирован несколькими перечнями специальностей (из правительственного постановления РФ).

В первый список профессий вредного производства попадают те категории граждан, для которых риск потери здоровья наиболее вероятный. Сюда относятся следующие направления:

  • литье металлов (технологи, слесари, машинисты и пр.);
  • разработка полезных ископаемых;
  • работа на коксохимических заводах;
  • рудоподготовка;
  • изготовление взрывоопасных материалов и боеприпасов;
  • добыча газа и нефти, переработка нефтепродуктов;
  • сотрудники, работающие на выпуске химреагентов;
  • фармацевты, работники автотранспортных структур, полиграфических и бумажных комбинатов;
  • специалисты из энергетической и атомной отрасли;
  • производители стройматериалов.

Чтобы выйти на заслуженный релакс (в 50 лет для представителей сильной половины и 45 для женской) необходимо отработать на «тяжелом» предприятии минимум 10 и 7,5 лет соответственно.

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень. 9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряжённости трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряжённости трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц. 10.

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

Важно

В связи с изменением законодательства и отменой аттестации рабочих мест в с начала 2014 года изменился и подход к проведению специальной оценки условий труда водителей автомобилей. Это, в первую очередь, можно связать в основном с принятием новой методики спецоценки, заменившей собой старый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Новшества в законодательстве и внесенные изменения в методике позволят большинству водителям, имевшим вредность при действующей аттестации, снизить её до допустимого уровня.

В первую очередь это связано с повышением допустимого уровня шума для легковых и грузовых автомобилей, и уравнением его с допустимым уровнем для спецтехники. Получается один и тот же фактор раньше оценивался по разному в зависимости от типа транспортного средства, теперь предельно допустимый уровень фактора шума привели к одному значению.

Читайте также:  Увольнение по сокращению пенсионера

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  • Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
  • Надбавка за классность и страховые взносы

    У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.

    Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

    База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).

    Аттестация рабочего места по условиям труда водителя ТС

    Рабочее место водителя периодически аттестуют, чтобы оценить состояние условий труда. Эти работы выполняет специализированная экспертная организация, привлеченная работодателем на договорной основе, при условии соответствия исполнителя предусмотренным законодательством требованиям.

    Работы выполняют в порядке, установленном утвержденной методикой, чтобы избежать субъективности в оценке неблагоприятных обстоятельств и объективно выдержать правила проведения данной процедуры.

    В составе комиссионной группы присутствует аттестованный эксперт, производящий измерения. Проверку организует администрация предприятия, обязанная предоставить исполнителю необходимую документацию и разработать меры по итогам проведенного обследования.

    Порядок аттестации регламентирован Федеральным законом № 426-ФЗ, принятым в декабре 2013 года.

    Введенным Федеральным законом № 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест (АРМ) стали проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). В приведенной ниже таблице указаны основные отличия данных процедур.

    Характеристика АРМ СОУТ
    Заинтересованность руководства и владельцев предприятия в процедуре Недостаточная (АРМ не гарантировала снижение страховых выплат) Присутствует ввиду достаточности СОУТ для корректировки тарифа взносов в ПФР
    Чем утверждена Приказом Минсоцздравразвития Федеральным законом
    Указание в нормативе обязанностей участников Разрозненные В рамках единого документа
    На кого возложены оценочные функции На специалиста по АРМ На независимого эксперта
    Состав комиссии Представители предприятия и оценочной организации Экспертная организация исключена из состава комиссионной группы
    Состав принимаемых мер Содержалась сертификация работ по ОТ, не влиявшая на будущую аттестацию Ввели декларирование условий рабочего места по итогам идентификации эксперта

    Необходимость ввода СОУТ вместо АРМ объясняется несовершенством действовавшей процедуры.

    Профессия водителя – одна из наиболее сложных. Аттестация рабочего места ставит задачей оценить влияние неблагоприятных факторов на здоровье сотрудника с учетом специфики служебных обязанностей.

    1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

    1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

    1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

    1.4. Водитель автобуса должен знать:

    – устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

    Читайте также:  Открытие обособленного подразделения в 2022 году

    – правила дорожного движения;

    – схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

    – порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

    – порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

    – действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

    – способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

    – порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

    – особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

    – памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

    – влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

    – способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

    – сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

    – основы трудового законодательства;

    – правила внутреннего трудового распорядка;

    – правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

    – правила пользования средствами индивидуальной защиты;

    – приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

    Проведение СОУТ водителей

    СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

    Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.

    Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

    СОУТ водителя легкового автомобиля представляет собой идентичный процесс и предъявляет аналогичные требования к проверке нестационарного рабочего места и определения его класса вредности.

    Виды гарантий и компенсаций

    По закону труд людей, занятых на работах с вредными и опасными условиями, оплачивается в повышенном размере.

    Повышенный размер получается за счет надбавок или доплат. Но большинство называет их компенсациями, поэтому я тоже буду употреблять этот термин. Хотя на самом деле эти выплаты не носят компенсационный характер.

    Работники, которые трудятся во вредных условиях, должны работать максимум 36 часов в неделю, получать надбавку к окладу и дополнительный отпуск не менее недели, которым можно воспользоваться каждый год. Еще такие работники имеют право на льготную пенсию. Льготы назначают в зависимости от условий и степени вредности труда.

    Размеры, порядок и условия гарантий и компенсаций устанавливаются трудовым кодексом.

    Работодатель может предоставлять конкретным работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных условиях. Например, в законе есть минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, — 4% от тарифной ставки или оклада. Но работодатель может назначить таким работникам надбавку в 5, 6 и даже 10%.

    Сокращенная продолжительность рабочего времени. Работники, условия труда которых по результатам СОУТ относятся к вредным третьей или четвертой степени, должны работать не больше 36 часов в неделю.

    Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Минимальная длительность таких отпусков — 7 дней. Эта гарантия распространяется на подклассы 3.2—3.4 ( степени 2—4 ).

    Повышение оплаты труда. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, повышается минимум на 4% от тарифной ставки или оклада для работ с нормальными условиями труда.

    Конкретные размеры повышения оплаты труда работодатель устанавливает с учетом мнения профсоюза. Эта льгота положена всем, кто трудится на работах с вредными и опасными условиями труда, независимо от подкласса.

    Досрочное назначение трудовой пенсии. Вопрос о праве на досрочную трудовую пенсию решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник. Для этого применяются списки 1 и 2 из Постановления Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, ст. 30 закона «О страховых пенсиях», а также Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

    Бесплатное питание и молоко за вредность. Людям, которые трудятся на работах с вредными условиями труда, бесплатно выдают лечебно-профилактическое питание по установленным нормам. Молоко или другие равноценные продукты выдают бесплатно в соответствии с перечнем вредных производственных факторов.

    Читайте также:  Отражение пеней и штрафов в 1С 8.3 Бухгалтерия

    Возможность получить деньги вместо питания и молока. Вместо молока или других продуктов можно получить компенсацию, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором. Компенсация выплачивается в размере, эквивалентном стоимости молока или других продуктов.

    Как установить компенсацию за вредность на предприятии

    Работодатель должен организовать проведение спецоценки, чтобы определить класс условий труда на рабочем месте. Если по результатам СОУТ окажется, что работники работают во вредных условиях, работодатель должен предоставить им компенсации.

    Определить размер компенсации. Работодатель может установить минимальный размер доплаты, предусмотренный трудовым кодексом, — 4% от тарифной ставки или оклада сотрудника, который трудится в нормальных условиях. Если на предприятии есть профсоюз, больший размер доплаты можно согласовать с ним.

    Закрепить предоставление компенсации в локальных нормативных актах. Доплата устанавливается в локальных нормативных актах. Это может быть положение о порядке компенсаций по условиям труда или правила внутреннего трудового распорядка. В этом документе закрепляется порядок и размер выплат. Локальный акт о надбавках необходимо утвердить приказом по предприятию.

    Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре. Затем нужно внести данные об условиях труда и компенсациях в трудовой договор. Если человек только устраивается на работу, информацию можно добавить в договор. С сотрудниками, которые уже работают в компании, следует заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам.

    Изменения необходимо внести в два пункта: о классе вредности по СОУТ — в пункт договора «Условия труда», а сведения о надбавке за вредные условия — в пункт «Оплата труда».

    Начислить и выдать. Бухгалтерия должна отразить доплату в расчетных листках сотрудников, которым доплата полагается. Не следует добавлять компенсацию в премиальную часть или включать в оклад: доплата за работу во вредных условиях труда должна быть видна работникам. Так ее будет легко доказать в случае проверок или судебных разбирательств.

    Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей; причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля; порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; устройство радиоустановки и компостеров; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.

    Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

    В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

    Действия водителя Пн Вт Чт Пт Сб Вс
    Предрейсовый медицинский осмотр 7:30 6:00 17:00 14:00 14:00
    Управление автобусом 7:45 6:15 17:15 14:15 14:15
    Специальный перерыв для отдыха 17:00
    Управление автобусом 17:15
    Перерыв 11:45
    Обед 13:45 10:00 21:00 19:00 17:00
    Управление автобусом 14:45 11:00 22:00 20:00 18:00
    Специальный перерыв для отдыха 17:00 14:30 22:00
    Управление автобусом 17:15 15:15 22:15
    Специальный перерыв для отдыха 19:30 00:00
    Управление автобусом 20:00 00:30
    Послерейсовый осмотр 20:45 16:45 01:45 01:45 20:45
    Междусменный отдых 21:00 02:00 02:00 21:00
    Еженедельный отдых 17:00
    Рабочее время, ч 10,5 10 8 11 6

    Какими качествами должен обладать водитель автобуса

    В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:

    • особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
    • законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.

    Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:

    • умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
    • обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
    • использование в работе тахографов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *