Аффект как психологическое состояние.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аффект как психологическое состояние.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аффективные реакции отрицательно отражаются на деятельности человека, понижают уровень организованности. В таком состоянии человек совершает неразумные действия. Чрезвычайно сильное возбуждение сменяется торможением и в результате заканчивается усталостью, упадком сил, ступором. Нарушения сознания приводят к частичной или полной амнезии. Несмотря на внезапность, душевное волнение имеет свои этапы развития. В начале аффективного состояния, можно остановить душевное эмоциональное волнение, а на конечных этапах, утрачивая контроль, человек не может самостоятельно остановиться.

Меланхолическая депрессия

Меланхолическая депрессия может развиваться с самого раннего возраста, первые симптомы можно наблюдать уже в возрасте 3-4 лет. Как правило, детки жалуются на усталость, боли в разных частях тела без четкой локализации, отказываются от игр, прогулок. В более старшем возрасте они часто сетуют на скуку, тоску, они безучастны в играх с другими детьми, их воспоминания носят печальный характер. Настроение таких детей постепенно снижается, им тяжело вставать по утрам, они остаются вялыми продолжительное время, имеют уставший вид и страдальческое выражение лица, сниженный аппетит, наблюдаются нарушения сна, потеря веса. Периоды меланхолии могут сменяться беспокойством. Приступы меланхолической депрессии могут продолжаться от 3-5 недель до 4-6 месяцев.

Историческая справка. В начале 20 века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Об аффектах говорили как об эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. По Витвицки, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил страх, ужас, гнев и т.п. К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта, и при классификации эмоциональных явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. Кроме других общеизвестных признаков аффектов, А. Н. Леонтьеввыделяет тот, который, по его мнению, отличает их от эмоций: аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события, которые еще не наступили. Эмоции и аффект также разделяются А. Ш. Тхостовым иИ. Г. Колымба. С их точки зрения, оба этих эмоциональных феномена представляют собой крайние точки некоего континуума, «задающие основные различия. Тогда аффект выступает как неуправляемое, зачастую беспредметное переживание, образующее натуральный базис эмоций».

    Выделяют следующие виды аффекта:

    • Классический аффект. Стремительная, бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера. Длится крайне малый период времени, после чего наступает спад.
    • Кумулятивный аффект. Первая фаза кумулятивного аффекта обычно сильно растянута во времени — от нескольких месяцев до нескольких лет. В течение этого времени развивается психотравмирующая ситуация, которая обуславливает кумуляцию (накопление) эмоционального напряжения. Сам по себе аффективный взрыв может наступить и по незначительному поводу, который играет роль «последней капли».

    Какие реакции вызывают у аналитика дискретные аффекты, настроения и аффективные состояния?

    Как правило, аффективные переживания, расположенные над нейтральной линией (симпатия, удовлетворенность, гордость, храбрость, оптимизм, доброта, энергичность, уверенность, эффективность), позволяют пациенту ощущать себя в безопасности, когда он рассказывает аналитику о своих мыслях. И наоборот, недоверие, зависть, чувство стыда, страх, печаль, чувство вины, пассивность, ощущение небезопасности и своей неумелости обычно становятся причиной защитных мер и не позволяют пациенту раскрыться. Поскольку дискретные аффекты и настроения чувствительны к ситуации и открыты для рефлексии, часто бывает нетрудно понять, насколько они соответствуют реальным условиям.

    Прямой подтверждающий ответ, как правило, подкрепляет позитивный аффект или позитивное настроение пациента. Негативные аффекты и настроения могут усиливаться (или ослабевать) в качестве соответствующего ответа на расспросы и проявление интереса со стороны аналитика (схема 4). В таком случае характер ожидания, которое может стать причиной дискретного позитивного или негативного аффекта или настроения, можно сравнительно легко довести до сознания пациента, раскрывая разные по своей интенсивности и длительности трансферентные конфигурации.

     =========================================================== Схема 4. ---------------------------------------------------------- Позитивный аффект Безопасность Возможность проверки и настроение на соответствие условиям Негативный аффект Защищенность и настроение =========================================================== 

    Интенсивные аффективные состояния также могут сопровождаться чувством безопасности или защищенности. Восторг, спокойная удовлетворенность собой, представление о своем совершенстве, опрометчивый отказ, воодушевление, высокомерие, ярость, грандиозность и всемогущество подкрепляют у пациента мысли и способы поведения, которые он не стремится ни обсуждать, ни ставить под сомнение. Ощущение безопасности воспринимается пациентом как зависящее от сохранения его состояния. Интервенции, нацеленные на ослабление самовозвеличения пациента или устранение опасных аспектов состояния, приводят к тому, что как опасность расценивается аналитик, а не эмоциональное состояние как таковое. Постоянная и/или интенсивная подозрительность, ненависть, неудовлетворенность, невыносимое чувство стыда, ужас, депрессия, жалость к себе, униженность, апатия, ощущение себя жертвой и чувство неадекватности, как правило, в качестве общего ориентира нацелены на достижение чувства защищенности. Оспаривание их обоснованности или даже выяснение их источников часто чревато тем, что по отношению к аналитику возникают аверсивные чувства.

    Аффективные состояния, выражающие ощущения безопасности и защищенности, как это ни парадоксально, сходны в том, что они являются источниками сопротивления исследованию и изменению. Пациент, который испытывает состояние восторга, гиперидеализации и самовозвеличения в разных формах, будет чрезвычайно сопротивляться его осмыслению и исследованию или утрате временного ощущения защищенности. Многие поступки, продиктованные этими состояниями, часто объединяемыми термином «грандиозность», является защитными или следствием дефицитов. Мы считаем необходимым подчеркнуть крайне важные в клиническом отношении факты: 1) их источниками обычно является сочетание предшествующих тяжелых или травматических переживаний, 2) в их развитии неизменно играют определенную роль конфликты и 3) каждый случай требует исследования его значения. Нежелание изменяться является обязательным атрибутом; поэтому неспособность аналитика распознать настойчивое стремление пациента сохранить ощущение безопасности может быть расценено как недостаток эмпатии. В свою очередь ощущение пациентом недостатка эмпатии ведет к усилению его защит — теперь иатрогенному по своему происхождению — и часто к возникновению аверсивного состояния. Аверсивное состояние гнева, унижения, страха, бессилия, беспомощной зависимости, жалости к себе и неприспособленности можно связать с отчаянием человека, всеми силами цепляющегося за свое прошлое ощущение безопасности. Эти состояния действительно являются дистонными и аверсивными, но пациент может расценивать их как знакомые, как аспект идентичности и как надежную защиту от нового переживания надежды, разочарования и фрустрации. Аналитик способен помочь, если он понял мотив пациента цепляться за свое состояние и внушает ему уверенность, оставаясь с пациентом, находящимся в таком состоянии (сдерживание аффекта). Расспросы, касающиеся «реальности» аверсивных аффектов и обесценивание серьезности нынешней ситуации путем интерпретации «реальной» причины в прошлом часто воспринимается как недостаток эмпатии и усиливает потребность пациента защищаться.

    Аффективно-когнитивное взаимодействие: аффективные переживания как провоцирующие факторы ролевого поведения

    Помимо того, что дискретные аффекты и настроения позволяют настроиться на пациента, они оказывают на аналитика провоцирующее влияние, заставляя его реагировать непосредственно — например, отвечать раздражением на раздражение, критикой — на зависть или надменность, сочувствием — на печаль и т. д. Возможные реакции одного человека на эмоции другого разнообразны. Когда пациент сознательно и бессознательно реагирует определенным образом, аналитик в силу своих собственных имеющихся в данный момент или характерологических наклонностей может ответить на его эмоции или выбрать одно из множества других возможных направлений. По сравнению с относительной легкостью, с которой аналитики могут оставаться эмпатически настроенными к проявлению у пациентов дискретных аффектов и настроений, интенсивные аффективные состояния требуют от аналитика большей включенности. Нередко эта включенность принимает форму специфических аффективных и ролевых ответов, которые пациент ожидает обнаружить у аналитика. Восторженный пациент не хочет, чтобы аналитик вмешался и помог ему скорректировать его состояние или осознать возникшие у него иллюзии; скорее такой пациент нуждается в том, чтобы аналитик был включен в его переживание либо в роли человека, которого любят — объекта восторженной привязанности, — либо в роли покровителя, вдохновителя, соратника в достижении цели, если любимым человеком является кто-то другой. Пациенту нужно, чтобы аналитик был включен, а не просто слушал и интерпретировал: был рядом, реагировал, сопереживал, соглашался, спорил — словом, тем или иным способом интенсифицировал состояние пациента и присоединялся к нему. Следуя своим представлениям о том, как обрести или сохранить чувство жизненности или связности — каким бы неадаптивным или непостоянным оно ни было, — пациент стремится сделать так, чтобы аналитик отвечал из роли, согласующейся с его аффективным состоянием или его дополняющей. Сталкиваясь с ожиданиями пациента, аналитик должен совершить сложный акт эмоционального балансирования — найти золотую середину между аффективными и когнитивными процессами. Аналитик должен быть достаточно эмоционально задействованным, чтобы воспринимать любые согласующиеся или дополняющие реакции, которые возникают в результате ролевого взаимодействия — раздражение, возмущение, симпатию, ревность, скуку, сексуальное возбуждение, сонливость и т. д. (Racker, 1968).

    Читайте также:  Перспективный бизнес в России в 2023 году

    Иногда аналитик может реагировать с непосредственностью, которая удивляет как его самого, так и пациента. Один пациент, подвергавшийся в детстве эмоциональной фрустрации со стороны родителей, рассказывал, как хватал своего сына и изо всех сил его тряс всякий раз, когда тот его провоцировал. На протяжении долгого времени аналитик боролся с своей нетерпимостью и фрустрацией, когда из-за сильнейших чувств стыда и вины пациент становился словно глухим, а затем сонливым, в результате чего было невозможно обсудить ни один эпизод. В дальнейшем, после того как было проработано нежелание пациента обсуждать свое агрессивное поведение, он начал постепенно осознавать проблемы и прорабатывать их — то обращаясь к тому, как к нему плохо относились родители, то к своим нынешним вспышкам гнева. То, что он тряс сына, было для него эквивалентом того, как он тряс перекладины своей детской кроватки, отчаянно пытаясь заставить подойти к себе страдавшую депрессией спящую мать. Когда последний сеанс недели приближался к концу, аналитик подумал, что, хотя, как ему казалось, пациент в целом был добрым и благожелательным человеком, иногда ему было трудно испытывать к нему дружелюбные чувства. В состоянии отчаяния, которое редко проявлялось вовне, пациент спросил аналитика, обратившись к нему по имени: «Но что же мне делать?» Аналитик без какой-либо рефлексии ответил смесью раздражения, властности и настойчивости: «Быть его другом». Сеанс закончился тем, что пациент стоял и ошеломленно смотрел на такого же ошеломленного аналитика, а затем сказал: «О, именно это я должен делать. Быть его другом». Эта фраза стала лейтмотивом ассоциаций в течение нескольких месяцев дальнейшей работы.

    В данном случае аналитик был эмоционально включен и в состояние гнева и фрустрации пациента, и в его состояние «эмоционально фрустрированного ребенка». Этим фрустрированным ребенком был как сам пациент, так и его сын. В двух модельных сценах были систематизированы трансферентные и контртрансферентные конфигурации, проявлявшиеся в ходе терапии. Одна из них относилась к переживанию эмоционально фрустрированного ребенка в детской кроватке, отчаянно пытающего привлечь к себе внимание своей матери. Другая сцена отображала то, как органически слабослышащий отец становился глухим, когда его сыну было плохо. Перенос повторял первоначальные взаимодействия матери и отца с сыном; при этом аналитик оказывался в позиции фрустрированного, обескураженного и/или раздраженного человека, когда пациент сначала «становился глухим», а затем сонливым. То есть аналитик ввергался в эмоциональное состояние отчаявшегося ребенка, который не мог привлечь к себе внимание глухого отца и спящей матери. Лечение сдвинулось с мертвой точки, когда после продолжительной аналитической работы пациент стал способным выдерживать колебания между двумя состояниями, вызванными чувствами вины и стыда, то есть между состояниями нетерпимого, фрустрирующего взрослого и беспомощного, оставленного, фрустрированного ребенка. Смещение эмоционального состояния пациента от «глухого» и спящего (как его родители) к фрустрированному и отвергнутому (каким он воспринимал себя в детстве) позволили аналитику наладить контакты с пациентом как фрустрированным ребенком. Этот переход произошел в результате того, что пациент мог теперь выносить воспоминания о том, как он был фрустрирован, раздражен и подавлен и в роли жертвы, и в роли мучителя. Прежде в тех случаях, когда пациент «сбегал» в глухоту и сонливость, аналитику приходилось оставлять попытки помочь пациенту справляться с болезненными переживаниями фрустрации и разочарования, чтобы содействовать продвижению анализа посредством исследования или же рефлексивного понимания происходившего. Единственная цель, возможная для них обоих, была обусловлена мотивацией пациента, сводившейся к его желанию ощущать спокойствие, вернувшись в активное состояние контакта.

    Задав вопрос «Что же мне делать?», пациент указал не только на восстановление контакта, но и на переход от состояния беспомощного отчаяния к вере в то, что что-то можно сделать. Ответ аналитика «Быть его другом» отразил основанное на его собственном опыте позитивных контактов с пациентом понимание аналитиком того, что тот являлся человеком, способным к установлению отношений дружеской привязанности, а не ограничиваться взаимодействиями по типу жертва-мучитель.

    Задавая вопрос, пациент отказался от своего пессимистического убеждения в том, что он был обречен переживать ту или другую сторону аверсивных отношений со своими недоступными, нерефлексивными родителями, а также сумел осознать и выдержать свое чувство стыда, унижение и фрустрацию. Спонтанный ответ аналитика отразил то, что было нужно фрустрированному ребенку-пациенту от своих родителей и что было нужно сыну пациента от своего отца. Но еще важнее то, что, достигнув успеха после многочисленных обескураживающих нарушений клинического взаимодействия, пациент мог теперь испытывать дружеские чувства к стремящемуся ему помочь аналитику и уважение к самому себе (а также к своему сыну).

    Аффект: понятие и значение

    Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

    Рагулина А.В., к.ю.н, ст. преподаватель Московская государственная юридическая академия

    Аффект — это психическое состояние, ограничивающее возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.

    «Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида, ситуаций, внешних и внутренних раздражителей и отражают их смысл и отношение к потребностям человека».

    Эмоции — это реакции субъекта на воздействующий раздражитель или на результат собственных действий. Эмоции связаны со всеми жизненными функциями организма, но в первую очередь они оказывают влияние на психику человека.

    «Эмоции сопровождают всякую деятельность человека, проникают в каждый психический процесс».

    Сильные и кратковременные эмоциональные переживания, наступившие в результате воздействия определенных раздражителей, в психологии именуются аффектами. Причем необходимо учитывать, что эмоции и состояние аффекта — это не одно и то же. Если эмоции воспринимаются индивидом как неотъемлемая часть своего «Я», то «аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека».

    Аффект характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке.

    Например, наносят большое количество смертельных повреждений или одним ударом высаживают дубовую дверь. Еще одним из проявлений аффекта является частичная утрата памяти, которая характеризует не каждую аффективную реакцию. В некоторых случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время последнего.

    Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Данное обстоятельство приводит к тому, что совершение преступления в состоянии аффекта влечет за собой специфические правовые последствия.

    В УК ничего не говорится о том, что у лица, находящегося в состоянии аффекта, ограничена возможность осознавать характер своих действий или руководить ими. В этом нет необходимости, так как сильное душевное волнение характеризуется ограничением сознания и воли.

    Читайте также:  Специальная оценка условий труда СОУТ. Важно. Штрафы.

    Именно «суженность» последних позволяет говорить о том, что состояние аффекта имеет определенное юридическое значение.

    «С позиции уголовного законодательства юридически значимыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые значительно ограничили его волевое целенаправленное поведение».

    Аффект оказывает существенное влияние на психическую деятельность человека, дезорганизуя ее и затрагивая высшие психические функции. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных.

    Внимание целиком концентрируется на источнике раздражения. То есть у лица в силу сильного эмоционального напряжения ограничивается возможность выбора модели поведения.

    Из-за этого происходит резкое снижение контроля над действиями, что приводит к нарушению целесообразности, целенаправленности и последовательности действий.

    Специалисты в области судебной психиатрии и судебной психологии, а также юристы оценивают состояние аффекта как обстоятельство, которое, безусловно, ограничивает способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния и руководить им.

    «Аффективное поведение обладает минимальной степенью свободы, хотя и не утрачивает ее полностью». Поэтому совершение преступления в состоянии аффекта является смягчающим наказание обстоятельством.

    Далее необходимо отметить, что само по себе состояние аффекта будет признано судом смягчающим обстоятельством только при наличии определенных условий.

    Как следует из смысла ст. ст. 107 и 113 УК, для возникновения рассматриваемого состояния необходимо, чтобы ему предшествовали описанные в законе действия потерпевшего. То есть понятие аффекта в психологии и понятие аффекта в уголовном праве не совпадают.

    Во-первых, в психологии не конкретизируются отрицательные раздражители, которые могут вызвать состояние аффекта. В УК же четко говорится об обстоятельствах, способных вызвать рассматриваемое состояние.

    К последним относятся: насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего, противоправные или аморальные действия (бездействия) потерпевшего, длительная психотравмирующая ситуация, возникшая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

    Во-вторых, в психологии понятия аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения не являются тождественными. В уголовном праве, напротив, между ними стоит знак равенства.

    Ограниченная способность субъекта осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими позволяет считать совершение преступления в состоянии сильного душевного волнения обстоятельством, смягчающим наказание, только в том случае, если аффект возник внезапно.

    В УК РСФСР 1960 г. признак внезапности означал, что сильное душевное волнение должно возникать неожиданно, без разрыва во времени между обст��ятельствами, его вызвавшими и последовавшими за ним, либо умышленным убийством, либо умышленным тяжким или менее тяжким телесным повреждением.

    «Если убийство, хотя и в состоянии сильного душевного волнения, вызванного противозаконными действиями потерпевшего, происходит спустя более или менее значительное (продолжительное) время после этих противозаконных действий потерпевшего, оно не может квалифицироваться по ст.

    104, поскольку у виновного имелась реальная возможность трезво и всесторонне взвесить все последствия своего поведения».

    Вместе с тем, незначительный разрыв во времени между убийством и противоправными или аморальными деяниями потерпевшего не исключает возможности квалификации совершенного убийства по ст. 107 УК РСФСР.

    Как известно, аффект — кратковременное сильное душевное волнение. Состояние сильного душевного волнения формируется у лица очень быстро.

    Такое состояние возникает внезапно как для самого человека, так и для окружающих. «Доказательство наличия аффекта есть внезапность его возникновения. Это его органическое свойство».

    Видимо, поэтому УК РФ, так же как и предыдущий УК, обязательным признаком аффекта считает его внезапность.

    Поскольку сильное душевное волнение может быть вызвано лишь действиями потерпевшего, указанными в ст. ст.107 и 113 УК РФ, то необходимо установить связь между деянием потерпевшего и аффективной реакцией. «Состояние сильного душевного волнения должно быть внезапно возникшим. Внезапность его возникновения тесно связана с возникновением мотива».

    Внезапно возникшему сильному душевному волнению предшествует одна из следующих описанных в законе ситуаций.

    • Насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего. Здесь состояние аффекта формируется под воздействием разового и очень значимого для виновного события. Например: супруг, внезапно возвратившийся из командировки, обнаруживает воочию факт супружеской измены.
    • Длительная психотравмирующая ситуация, возникающая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Аффективная реакция формируется в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций, которое приводит к эмоциональному напряжению. Для возникновения аффекта в этом случае достаточно очередного факта противоправного или аморального поведения.

    Лечение аффективных расстройств

    В медицинской практике лечение аффективных расстройств разрабатывается индивидуально для каждого пациента. Требуется учитывать присутствующую симптоматику, наличие дополнительных заболеваний. При разработке программы проводятся процедуры, призванные:

    • купировать активную стадию заболевания, если она присутствует;
    • устранить причину, вызвавшую патологию;
    • провести психотерапевтическую работу;
    • с помощью социальной работы повысить адаптационные способности.

    Состав комплексного подхода к проведению терапии всех типов синдромов включает:

    • применение медикаментозного лечения;
    • психотерапия;
    • социальная реабилитация.

    Симптомы аффективных расстройств

    Точная диагностика аффективных расстройств осложняется широким перечнем причин, способных спровоцировать ухудшение состояния здоровья. Самодиагностике болезни не поддается. Точную оценку дает только врач-психиатр или психотерапевт. Специалисты определяет и точный диагноз.

    Тем не менее, во врачебной практике существует перечень симптоматики, позволяющих предположить наличие аффективного расстройства. Признаки, характерные для всех типов:

    • на длительный период с высокой частотой происходят смены настроения;
    • снижается уровень активности и мыслительного темпа;
    • у человека резко меняется восприятие самого себя, ситуаций;
    • заметно снижение уровня активности, подавленность, потеря интереса к происходящему;
    • изменяется аппетит, обычно снижается до полного голодания, но способен и резко возрастать;
    • больного мучает отсутствие сна;
    • моральные страдания могут приводить к болевым ощущениям в любой части тела без наличия поводов;
    • снижается сексуальная активность, до полной асексуальности.

    Лечение аффекта у людей, страдающих психическими расстройствами

    Если в состоянии аффекта человек совершил незаконные действия или причинил кому-то вред, ему дают направление к психиатру. Дальнейшие действия зависят от поставленного диагноза:

    1. При депрессии и склонности к суициду за больным устанавливается усиленное наблюдение. Желательно, чтобы он находился в стационаре.
    2. Если диагностирован психоз, назначаются антидепрессанты и нейролептики. Если больной по каким-либо причинам не может принимать лекарства, их заменяют электросудорожной терапией.
    3. При мании и эйфории так же показан прием нейролептиков. Лечение должно проводиться в больнице под присмотром врачей.
    4. Неглубокую психогенную депрессию можно вылечить дома, принимая седативные препараты и антидепрессанты.

    Не стоит заниматься самолечением аффекта. Назначать медикаменты и составлять схему их применения может только врач. В противном случае состояние больного только ухудшится.

    Симптомы аффективных расстройств

    Внешние проявления зависит от вида нарушения и степени тяжести развития заболевания.

    Часто люди с аффективным расстройством симптомы болезни не замечают или игнорируют. Это связано с тем, что у них отсутствует критика к собственному состоянию. Поэтому здесь важно внимательность и забота со стороны близких людей.

    К основным моментам, на которые следует обратить внимание, относят:

    • резкие перемены настроения от «плюса» к «минусу», которые длятся от 2-3 недель до нескольких месяцев;
    • изменения в поведении и восприятии себя и окружающего мира, например, увеличение собственной значимости;
    • скачки мыслительной деятельности и речи: то быстрая и невнятная, то медленная и заторможенная.

    Рассмотрим признаки аффективного расстройства в зависимости от фазы настроения. Для депрессивного эпизода характерно:

    • ночная бессонница и/или дневная сонливость;
    • подавленное угнетенное настроение;
    • апатия;
    • заторможенность в движениях;
    • речь медленная;
    • отсутствие аппетита;
    • мрачные мысли, иногда суицидального характера;
    • отсутствие интереса к прежним увлечениям.

    При маниакальном варианте расстройства наблюдаются противоположные признаки:

    • усиление аппетита;
    • чрезмерная подвижность, живая мимика, активная жестикуляция;
    • быстрая, невнятная речь, скачки с одной темы на другую;
    • человек берется за большое количество дел, но редко доводит их до конца;
    • повышение сексуального желания;
    • высокая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться на чём-то одном;
    • бредовые мысли и идеи, касательно собственной значимости.

    Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

    Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

    Читайте также:  Как вовремя сообщать о несчастном случаи

    Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

    — стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

    — астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

    Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

    Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

    Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

    А теперь давайте по порядку разбирать, что же в итоге получилось. Таким образом, мы имеем дело с сильным эмоциональным состоянием, которое очень быстро возникает и нарастает до своего пика проявления. Появиться данное состояние может из-за внезапно создавшейся ситуации фрустрации (тот момент, когда мы понимаем, что так сильно желаемую нами потребность невозможно в данный момент удовлетворить) или внезапного осознания невозможности реализации желаемого, как это произошло с героем пьесы “Бесприданница”. Важнейшей причиной возникновения аффекта выступают обстоятельства, которые угрожают существованию человека (косвенная или прямая угроза жизни). Причиной также может выступить конфликт, противоречие между сильным желанием, влечением, стремлением к чему-либо и невозможностью объективно удовлетворить побуждение. Для самого человека существует невозможность осознания этой ситуации. Конфликт может выражаться также в повышенных требованиях, которые предъявляются к человеку именно в данный момент, что случается с подростками.

    Что касается личностной аффективной параадаптивной реакции, то по природе своей она схожа с психологическими механизмами защиты, например замещение (когда интерес или действие с одного объекта или вида деятельности переводится на другой, более безопасный таким образом, что последний становится эквивалентом или заместителем предыдущего). Различаются два основных типа реакций: компенсаторные и инверсионные. При первых характер деятельности остается прежним, меняется лишь объект, при вторых действие переходит в другую подсистему, например аутоагрессия заменяется агрессией.

    Кому свойственны аффекты?

    В профайлинге мы также можем встретиться с понятием аффекта в разрезе темы подростков с гипертимными и эпилиптоидными чертами характера. Физически слабые подростки при невозможности прямо отомстить обидчику, портят его вещи, распространяют порочащие его слухи, но иногда удивляют окружающих прямой агрессией по адресу заведомо более сильных.

    Безвыходная, по мнению подростка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на возможные последствия. Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха при известии об изменен любимого человека, грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном оскорблении. Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта подросток не раздумывает о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как подростки плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода.

    Ситуативно обусловленные уходы из дома вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отвержение в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило, в одиночку. Подросток стремиться забыться отвлечься от неприятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы характерны для неустойчивых и сенситивных подростков.

    Проявление острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстративных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоционально-значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т.д. демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить добрые отношения родных и сверстников.

    Что такое состояние аффекта – механизм

    Значение слова аффект произошло от латинского affectus. Означает сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (Большой словарь психологических терминов Мещеряков Б., Зинченко В.).

    Понятие состояния аффекта тесно связано с физиологическими процессами, происходящими в организме человека. Самое первое, что происходит с человеком – это мощнейший выброс гормона адреналина. На уровне вегетативных (внутренних) реакций учащается пульс, дыхание становится более поверхностным, повышается уровень артериального давления, могут возникнуть спазмы сосудов или нарушиться координация движений.

    Люди, пережившие состояние аффекта, затем отмечают у себя обострение хронических или наследственных заболеваний, состояние моральной и физической истощенности.

    Причины аффективных реакций

    Причинами состояния аффекта являются:

    • ситуация угрозы для жизни человека или для жизни его близкого, ребенка;
    • конфликт, который длится долго, или же слишком эмоциональное выяснение отношений;
    • травмирующая ситуация, которая повторяется систематически;
    • поступки и действия со стороны других людей, которые негативно воздействуют на самооценку, ранят или обесценивают чувства личности;
    • индивидуальные особенности человека, его нервной деятельности;
    • тяжелые, травмирующие воспоминания;
    • повышенная возбудимость, эмоциональность, импульсивность;
    • внутреннее противостояние между доступным и желаемым;
    • необходимость сделать важную работу или принять непростое решение в короткий срок.

    Фазы патологического аффекта

    Несмотря на остроту и кратковременность психиатры выделяют три фазы патологического аффекта.
    Подготовительная фаза отмечена нарастанием эмоционального напряжения, изменением восприятия реальности и нарушением способности адекватно оценивать обстановку. В этот момент сознание ограничено травмирующим переживанием – все остальное для него не существует.

    Фаза взрыва – это уже непосредственно агрессивные действия, носящие, по описанию российского психиатра Сергея Корсакова, «характер сложных произвольных актов, совершаемых с жестокостью автомата или машины». В этой фазе наблюдаются мимические реакции, которые демонстрируют резкую смену эмоций – от гнева и ярости до отчаяния и недоумения.
    Заключительная фаза как правило сопровождается внезапным истощением физических и психических сил. После нее может возникнуть непреодолимое желание сна или состояние прострации, характеризующееся вялостью и полной безучастностью к происходящему.

    Функции и фазы протекания

    Каждый аффект проходит 3 стадии развития:

    1. Подготовительная. Эта стадия может развиваться стремительно, а может длиться достаточно долго. Она возникает непосредственно после ситуации раздражения в виде эмоциональной реакции. Человек практически утрачивает самоконтроль, но все еще в состоянии осознавать действительность. На этом этапе он еще может справиться со своими эмоциями и не перейти в ситуацию нападения. Но если человек не успевает или даже не пытается остановиться, эмоциональная реакция переходит на вторую стадию.
    2. Эмоциональный взрыв. Стадия непосредственной неконтролируемой вспышки эмоций. На этом этапе человек уже не может осознавать свои действия и способен на крайне деструктивные поступки, включая нападение и убийство.
    3. Заключительная. На этой стадии человек ощущает сильное опустошение, вызванной предыдущим эмоциональным взрывом. Произошедшее стирается из памяти или заменяется ложными воспоминаниями, человек еще не осознает свои действия, его психика нуждается в отдыхе и «перезагрузке».

    Состояние аффекта может проявиться даже у человека, не склонного к агрессии и негативизму. Все зависит от степени опасности ситуации и дополнительных факторов, например, потребности защитить не только свою жизнь, но и жизнь других людей. В этом случае протекание физиологических процессов изменяется настолько, что человек становится способен на чрезвычайные действия. Например, мать ребенка, на которого наехала машина, может поднять ее голыми руками и удерживать, пока ребенку не окажут необходимую помощь.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *