Что такое косвенные налоги: 4 основные категории
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое косвенные налоги: 4 основные категории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Кocвeнныe oтчиcлeния в бюджeт
BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.
B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.
Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв
Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:
- Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
- Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
- Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
- Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.
Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.
Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.
Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.
Использование косвенных налогов дает определенные преимущества. Во-первых, через косвенные налоги у государства появляется возможность оказывать влияние на цену товаров, а, следовательно, и на структуру потребления. Во-вторых, процесс взимания косвенных налогов, по сравнению с процессом взимания прямых, является более незаметным. В-третьих, косвенные налоги начисляются на цену в целом, что делает поступления от прямых косвенных налогов более стабильным и надежным источником, особенно в условиях инфляции. В-четвертых, косвенное налогообложение позволяет учесть доходы, на которые не были начислены прямые налоги, путем налогообложения конечного потребления, на которое эти доходы расходуются.
Как показали исследования, соотношение между прямыми и косвенными налогами в российской налоговой системе не улучшается, по – прежнему преобладает в налоговых доходах бюджетов доля косвенных налогов, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).
Косвенные налоги, точнее, их ставки, налоговая нагрузка на бизнес, связанная с косвенными налогами, несомненно, достаточно сильно влияет на экономический рост. Связано это с тем, что государство в большей мере пытается изъять «добавленную стоимость» у бизнеса, с учетом ограниченного спроса со стороны покупателей. Но это не единственный сильно влияющий на ВВП России фактор (влияние цен на энергоресурсы для России, например, сильнее).
В целях совершенствования НДС рационально отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения. Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК.
Также необходимо внести изменения в статью 150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.
Динамику ставок косвенных налогов на товары народного потребления следует сопоставлять не с потребностями в расходах бюджета, а с динамикой средней заработной платы в стране, средних доходов вообще, включая динамику пенсий. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет роста косвенных налогов ограничивается уровнем рыночных цен, которые определяются платежеспособным спросом и конкуренцией на рынке. Рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным длительный упор на косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение такой политики может привести лишь к новому витку инфляции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому в ближайшем будущем рост ставок акцизов должен быть остановлен.
Экспорт или импорт товара
В мировой практике расчет НДС и акциз происходит по двум системам:
- Принцип «страна происхождения». Когда ввозимые товары не облагают косвенными налогами, а реализуемые в соседних странах – облагают. Схема расчета выгодна только для стран, где производство товара выше его потребления, а так же внешнее торговое сальдо положительно. Недостатками принципа являются:
- происходит изменение цены товара в стране-производителе и стране-потребителе;
- повышается стоимость экспортируемого товара. Рост налоговой ставки в стране назначение требует установление аналогичной в стране-производители, чтобы правильно вычитать «входной» налог.
Косвенный и прямой налог в России: сравнительная таблица
Критерий | Вид налога | |
Прямой | Косвенный | |
Субъект | Явный — физ. или юр. лицо, получившие прибыль | Скрытый — фактически потребитель, но де-юре субъект, продавший товар или выполнивший работы |
Объект | Доходы и имущество | Произведенный либо реализованный продукт, услуга |
Факторы влияния | Независимые (размер прибыли, стоимость недвижимости и т. д.) | Подконтрольные субъекту (цена на товар) |
Отчетность | Стандартная, подается ежегодно | Специализированная, отправляется ежеквартально |
Это налоги, которыми облагаются товары и услуги. Важно отметить, что величина сбора уже входит в их стоимость. В каких-то случаях это размер налога целиком, в каких-то — определенная его часть.
Таким образом, косвенный налог с продажи какого-либо товара или оказания услуги перечисляется продавцу, реализатору. Его обязанность — отправить сбор, оплаченный таким образом потребителем, в государственный бюджет.
Косвенные налоги — это налоги, которые фактически оплачивает покупатель. Продавец тут выступает посредником между ним и государством. Но именно реализатор ответственен за своевременность и правильность перечисления этого сбора в госказну.
Главная польза косвенных налогов для государства в том, что они позволяют гибко распределять налоговую нагрузку на граждан. Применение таких сборов помогает собрать значительную массу средств на общегосударственные расходы. Поэтому их используют в отношении товаров и услуг, пользующихся большим спросом у населения.
Косвенные налоги — это налоги, которые взимаются с конечного потребителя, а не с производителя, поставщика. Покупатель не погашает их специально. Сумма сбора уже включена в цену приобретаемого им товара или услуги.
Косвенные налоги — это налоги, перекладываемые на третьих лиц по замыслу законодателя, в процессе практики рыночных отношений.
Прямые налоги: виды и особенности
К прямым налогам относятся сборы, которыми государство облагает доходы граждан (зарплату, прибыль, проценты) или их имущество (землю, недвижимость, транспортные средства). Этот предлагаемый вид сборов уплачивается гражданином самостоятельно в государственную казну.
Система прямых налогов РФ включает следующие виды:
с юридических лиц:
- на прибыль;
- на имущество;
- на землю;
- на бизнес (например, в сфере игровых автоматов);
- на водные источники;
- на добычу полезных ископаемых.
с физических лиц:
- подоходный;
- поимущественный;
- с имущества;
- транспортный;
- на имущество, полученное гражданином в порядке наследования или дарения.
С чего может взиматься прямой налог:
- С общей прибыли налогоплательщика;
- С имущества налогоплательщика в момент приобретения или за какой-то определенный период.
Объектом налогообложения могут быть:
- Сумма налогооблагаемого дохода плательщика – сюда входят, например, зарплаты сотрудникам, прибыль юридического лица, т.е. проценты от различных операций;
- Общая стоимость имущества – участки земли, движимые и недвижимые объекты, ценные бумаги.
Иными словами обложению прямыми налогами подлежит все, что имеется у налогоплательщика, и прямые налоги являются обязательными платежами.
Перечень таких уплат для физических и юридических лиц различен. Например, для физических лиц предметом для начисления прямых налогов могут являться:
- Полученная прибыль;
- Имущество;
- Автотранспорт;
- Участки земли;
- Водные ресурсы.
А если рассмотреть все более подробно, то получится:
- Подоходный налог физическое лицо уплачивает в местный или региональный бюджет. Расчет суммы происходит по специальной формуле, по которой величина выплат государству составляет 15-35% от полученного дохода;
- На имущество — начисляется исходя из стоимости объектов недвижимости и относится к местным налогам;
- Транспортный — удерживается со счастливых обладателей автотранспорта и уплачивается в местный бюджет;
- Земельный взимается, если вы являетесь обладателем какой-либо собственности в виде надела земли, а сумма отчислений зависит от стоимости объекта в кадастре и уплачивается в местный бюджет;
- Налог на водные объекты платит пользователь акватории и водозабора, деньги идут в федеральный бюджет.
А что такое «прямой налог»?
Прямым, в свою очередь, налогом считается тот, который предприниматель платит в казну непосредственно сам. Какие можно привести примеры? В числе самых распространенных прямых сборов — налог на прибыль (а также его аналоги в рамках УСН, ЕНВД и иных подобных режимов).
Конечно, де-факто такого типа сборы, как правило, закладываются предпринимателями в ту же отпускную цену товара, стоимость услуг. Равно как и многие другие косвенные расходы. Налоги прямого типа, вместе с тем, могут уплачиваться «оптимизированным» способом. Чего нельзя сказать о косвенных сборах. Вполне может оказаться так, что у компании окажутся реальные основания не платить прямой налог (например, если расходы де-юре превышают доходы).
Соотношение прямых и косвенных налогов
В зависимости от ориентации на прямые и косвенные налоги выделяют четыре системы налогообложения.
- Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. Примеры стран с такой системой: США, Великобритания, Канада, Австралия.
- Евроконтинентальная модель предусматривает высокие отчисления на социальное страхование и высокие косвенные налоги. Примеры: Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция.
- Латиноамериканская модель отдает предпочтение косвенным налогам в условиях высокой инфляции. Примеры: Боливия, Перу, Чили.
- Смешанная модель комбинирует различные виды налогов, что позволяет избежать зависимости бюджета от отдельных групп налогов. Примеры: Италия, Россия.
Государственные пошлины
Данный вид сборов также можно отнести к непрямым платежам в бюджет. Почему? Государственная пошлина взимается за определенную юридическую услугу, которая оказывается госорганом. Платеж не является обязательным, то есть он оплачивается только тогда, когда налогоплательщику требуется оформить определенное юридическое действие. Значит, к прямым бюджетным траншам отнести госпошлину никак нельзя.
Также размер госпошлины имеет фиксированные значения, которые устанавливаются вне зависимости от имущественных и материальных характеристик экономического субъекта.
Правовые документы
- Статья 207 НК РФ. Налогоплательщики
- Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики
- Статья 179 НК РФ. Налогоплательщики
Чем отличаются прямые налоги от косвенных
Налог, это обязательное финансовое обязательство, подлежащее уплате государству. Налоговая система в основном делится на две большие категории прямого налога и косвенного налога, состоящие из различного характера налогообложения.
Таблица:
Основа для сравнения | Прямой налог | Косвенный налог |
Значение | Прямой налог упоминается как налог, взимаемый с дохода и благосостояния человека, и оплачивается непосредственно правительству. | Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека, который потребляет товары и услуги и оплачивается косвенно правительству. |
Накладные расходы | Человек, на которого наложено налоговое бремя. | Бремя налога может быть зачислено другому человеку. |
Типы | Налог на богатство, подоходный, на имущество. Импортных и экспортных пошлин. | Налог с продаж, НДС акцизы, таможенная пошлина. |
Уклонение от уплаты | Возможно | Вряд ли возможно, поскольку включен в цену товаров и услуг. |
Инфляция | Прямой налог помогает в снижении инфляции. | Косвенные налоги способствуют инфляции. |
Взимается с | Лица, ИП, компания, фирма | Потребители товаров и услуг. |
Действие | Прогрессирующий | Регрессивный |
К прямым налогом относятся
В отличие от прямых, косвенные платежи определяются не доходами налогоплательщиков, а устанавливаются в качестве надбавки к тарифам или ценам товаров.
Приобретая ту или иную продукцию, потребитель платит не только производителю, но и государству. К косвенным налогам относятся те, которые включаются владельцем предприятия в стоимость выпускаемого им товара или оказываемой услуги.
Исчисление пошлины может осуществляться различными способами. В зависимости от этого ее относят к одному из следующих видов:
Расчет налога на добавленную стоимость осуществляется путем определения разницы между НДС, начисленным на произведенный товар, и НДС на приобретение материалов/сырья для его изготовления.
Для каждой отдельной категории товаров устанавливается своя величина акцизов — в индивидуальном порядке. Нередко их размер достигает половины, а то и двух третьих цены продукции или услуги. Помимо вышеперечисленных групп к подакцизным товарам относятся также бензин, топливо, автомобили и проч.
Если есть государство, значит, есть и налоги. Эти принудительные платежи в пользу бюджета страны давно стали неотъемлемой частью жизни людей и компаний. Многие граждане, однако, плохо разбираются в том, какие налоги и каким образом они платят.
Об НДФЛ и налоге на прибыль знают, наверное, все. Но существуют и другие — непрямые сборы, о которых также важно знать. В данной статье мы рассмотрим, какие налоги относятся к косвенным и в чем их отличительная особенность.
Таким образом, реальными плательщиками непрямых налогов являются конечные потребители, а производители продукции выступают в роли посредников — сборщиков платежей. Отсюда и название — «косвенные».
Проблемы косвенных налогов находятся в центре внимания Всемирной торговой организации (ВТО), поскольку косвенные налоги, как правило, связаны с объектом налогообложения и моментом обмена товарами и услугами, иными словами, — с торговлей товарами и услугами. В документах ВТО понятие «косвенные налоги» используется в основном в нормах, целью которых является предотвращение той или иной дискриминации международной торговли товарами, в том числе с помощью всевозможных косвенных налогов. В частности, в число косвенных налогов для целей ВТО включаются налоги с продаж, акцизы, налоги с оборота, НДС, налоги на франчайзинг, гербовые сборы на передачу имущества или прав, на инвентарь и оборудование, пограничные сборы и все другие налоги, кроме прямых налогов и импортных пошлин. Косвенные налоги «основной стадии» определены как налоги на товары и услуги, используемые прямо или косвенно в производстве продукции, а кумулятивные косвенные налоги — как многоступенчатые налоги, которые не предполагают механизма зачета налога, если облагаемые товары и услуги, входящие в объект налогообложения, используются в последующих стадиях производства.
Прямые налоги в документах ВТО включают такие налоги, как налоги на заработную плату, прибыль, проценты, ренту, роялти, и иные формы обложения дохода, а также налоги на имущество.
Нетрудно заметить, что перечень косвенных налогов для целей ВТО исключает один из «классических» косвенных налогов — таможенную пошлину. Это объясняется тем, что таможенные пошлины имеют в рамках ВТО особенный статус и рассматриваются не как налог, а как инструмент торговой политики.
В преамбуле Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. среди задач Соглашения в том числе названо стремление к полному использованию ресурсов во всем мире и расширению производства и обмена товарами. Рост производства и обмена товарами несовместим с наличием торговых барьеров. Поэтому преамбула ГАТТ 1947 г. обязывает заинтересованные государства для достижения поставленных целей вступать в двусторонние и взаимовыгодные переговоры, направленные на значительное снижение тарифов и иных торговых барьеров. Однако, как ни парадоксально, если проанализировать документы ВТО, в частности ГАТТ, которое вошло в состав пакета документов ВТО, полного запрета на наложение таможенных пошлин найти не удастся. Признано недопустимым предоставление экспортных субсидий, некоторые нетарифные меры разрешается вводить только в виде исключения с предоставлением доказательств необходимости их введения, но что касается таможенных пошлин, то они допускаются, хотя и признаются нежелательными мерами торговой политики. Таможенные тарифы имеют следующие преимущества перед другими торговыми барьерами. Таможенные тарифы относительно прозрачны по сравнению с другими методами, так как элементы экспортных субсидий могут обнаруживаться в обычной практике государств и, наоборот, могут быть легко завуалированы. Эффект применения количественных квот на конкурентную среду достаточно трудно предсказать, и механизм их применения сопряжен с административными сложностями, описанными чаще всего в подзаконных актах. Взимание таможенных тарифов, как ни странно, меньше сопряжено с коррупцией, нежели прочие торговые барьеры. Таможенные тарифы могут быть четко определены, и по отдельным товарам государства — участники ВТО установили в специальных документах обязательный для них верхний предел тарифа.
Таможенные пошлины вынесены в рамках ВТО за рамки перечня косвенных налогов не случайно. В течение ХХ века таможенные пошлины приобрели особенное значение и являются мерами таможенно-тарифного регулирования. Несмотря на то что таможенные пошлины отчасти сохраняют фискальную функцию, присущую налогам, ввиду их особенной регулятивной функции, которая превалирует над фискальной, а также по причине их тесной связи с иными условиями таможенных режимов регулирование таможенных пошлин должно оставаться в сфере таможенного, а не налогового права.