Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К организациям относятся: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ (ст. НК РФ).

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Второй комментарий к Ст. 198 УК РФ

1. По составам налоговых преступлений действует ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

2. Предметом выступают налоги, сборы, страховые взносы.

Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Страховые взносы представляют собой обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования, а равно взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

3. Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, совершенном в крупном размере.

4. Уклонение представляет собой умышленные действия (бездействие) лица, направленные на неуплату налогов (сборов) в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ (п. 3 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

5. Уголовно наказуемыми способами уклонения закон называет: непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; включение в указанные документы заведомо ложных сведений.

6. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, и (или) страховых взносов путем непредставления декларации (расчета) или иных документов имеет место, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов, страховых взносов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию (расчет) или иные документы в соответствующий орган.

7. Включение в налоговую декларацию (расчет) или иные документы заведомо ложных сведений есть умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов или страховых взносов.

8. Существуют две разновидности крупного размера налогов, сборов, страховых взносов:

— превышающая 900 тыс. руб.: в этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось в течение трех финансовых лет подряд и доля неуплаченных налогов, сборов или страховых взносов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;

— превышающая 2 млн 700 тыс. руб.

9. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) может наступить как в случае уклонения в течение одного налогового периода (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), так и при уклонении за период в пределах трех финансовых лет подряд (п. 11 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

10. Преступление окончено с момента фактической неуплаты налогов, сборов или страховых взносов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

11. Субъект:

— уклонения от уплаты налогов и (или сборов) — достигшее 16-летнего возраста физическое лицо, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации (расчета) и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным (например, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет);

— уклонения физического лица-плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов — индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (примечание 1 к статье).

12. Субъективная сторона — прямой умысел и цель неуплаты налогов, сборов, страховых взносов.

13. Квалифицирующие признаки (ч. 2 ст. 198 УК) — совершение деяния в особо крупном размере.

14. В примечании 2 к ст. 198 УК предусмотрена возможность специального освобождения от уголовной ответственности.

Другой комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК РФ.

2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.

3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Читайте также:  Куда обращаться за перерасчетом коммунальных услуг

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Состав правонарушения и норма УК РФ

К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

Наказание может быть дополнено

штраф

арест

лишение свободы

Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

— непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*;

— включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

Не предусмотрен

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ)

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет

Не предусмотрен

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ):

— собственником или руководителем организации;

— иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

Не предусмотрен

На срок до 5 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Субъект преступления — руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 комментируемой статьи, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Обязанности и полномочия

Итак, в рамках настоящей статьи, под «агентом», в соответствии с Налоговым кодексом РФ, понимается и признаётся лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по начислению или удержанию выплат у налогоплательщика с последующим перечислением удержанной суммы в бюджетную систему РФ. Причем как для удержания, так и для перечисления законодательством установлены определённые способы и регламентируемые сроки. Данное определение предоставлено законодателем в статье 24 НК РФ, а в части 3 указаны и вышеупомянутые «посреднические» обязанности, а именно:

  • своевременно и в полном объёме удерживать и перечислять в Федеральное казначейство удержанные суммы денежных средств налогоплательщика;
  • осуществлять коммуникацию в письменном виде с налоговым органом в случае отсутствия возможности удержания денежных средств в течение 1-го месяца с момента выявления данных обстоятельств;
  • вести полную отчётность по каждому налогоплательщику;
  • по требованию налогового органа предоставлять документацию для проверки корректности начисления и удержания денежных средств;
  • сохранять имеющуюся документацию на протяжении не менее 4-х лет.

Принимая во внимание вышеприведённое определение, а также перечень основных обязанностей, можно сделать вывод, что налоговыми агентами могут быть индивидуальные предприниматели и сотрудники бухгалтерии организаций, на которых возложены подобные должностные обязанности.

С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)

Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)

Читайте также:  Важные изменения законодательства с 1 января 2023 года

И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.

Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:

При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:

— заключение о нарушении законодательства;

— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;

— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;

— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.

Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:

— о возбуждении уголовного дела в порядке;

— или об отказе в возбуждении уголовного дела;

— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).

Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.

В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.

Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:

Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.

Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.

Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.

После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.

Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что

ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.

Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.

Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.

В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.

Читайте также:  Правила переоформления автомобиля на себя по договору купли-продажи

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.

Меры наказания в рамках НК

Если уклонение от налогов является правонарушением, так как сокрыта небольшая сумма средств, представленная доходом, то применяется наказание в виде штрафов. При этом нарушитель обязан в любом случае перечислить в ФНС неуплаченный налог. К основным мерам наказания относятся следующие:

  • если в установленные сроки не была передана декларация в налоговую службу, то уплачивается 5% от размера налога, но не меньше 1 тыс. руб. и не больше 30% от размера сбора;
  • если налогоплательщик случайно занизил размер платежа или неверно рассчитал налог, то уплачивается штраф в размере 20%;
  • если имеются доказательства того, что размер сбора был занижен намеренно, то увеличивается размер штрафа до 40%.

После уплаты штрафа придется заново произвести расчеты, чтобы внести положенную сумму средств в бюджет государства.

Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

  1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
  2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
  3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.

Возможные схемы уклонений

Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:

  • налогоплательщик скрывает получение дохода;
  • игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
  • незаконно использует предоставляемые льготы;
  • не встает на учет;
  • представляет ФНС ложные сведения.

Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:

Правонарушение Ответственность
Осуществление деятельности без постановки на учет. Ст. 117 НК РФ
Нарушение правил ведения учета. Ст. 120 НК РФ
Занижение налоговой базы. Ст. 122 НК РФ
Несоблюдение сроков подачи документов в ФНС. Ст. 126 НК РФ

Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Не все налоговые отчисления, например, вычеты по НДФЛ, физическое лицо делает самостоятельно. Если гражданин официально трудоустроен, то за него взносы делает налоговый агент, которым выступает работодатель. Согласно закону, налоговый агент – это лицо, уполномоченное вносить налоги за других лиц и нести ответственность перед ФНС. Агентами выступает организация или ИП. Закон предусматривает налог на доходы физических лиц.

Ставка платежа составляет 13 % от полученных сумм для резидентов России. Также налоговый резидент — это физическое лицо, которое постоянно проживает на территории других стран. Доход, полученный в РФ, облагается налогом 30 %. Эти правила действуют вне зависимости от получаемых сумм: введение прогрессивной шкалы (увеличение отчислений для крупных доходов) пока не планируются.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2020 году составляет от 5% суммы удержания за просроченный месяц. Максимальный размер пени исчисляется 30 % при минимальном штрафе в 1000 рублей. Наказание за неуплату налогов ждет ИП за не вовремя поданную налоговую декларацию. 1000 рублей за пропущенный месячный период и 500 рублей за неверные сведения – такие цифры установлены в НК РФ. Налоговый период по НДФЛ приравнен к календарному году.

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Уголовная ответственность за налоговые преступления характеризуется сложной правоприменительной практикой в части установления круга виновных лиц и определения мер ответственности за их деяния. Изучим, какими критериями при ведении таких дел могут руководствоваться суды и следственные органы.

  • Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?
  • Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?
  • Неуплата налога фирмой: виды наказаний
  • Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции
  • Ответственность за сокрытие активов
  • Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС
  • Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?
  • Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?
  • Итоги


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *