Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», летние шины (без маркировки М&S) могут использоваться с марта по ноябрь, зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S) – с сентября по май, зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S) – круглый год. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены региональными органами государственного управления государств–членов Таможенного союза.
Когда менять резину на зимнюю по закону
За использование летней шины в зимнее время года водителям грозит штраф в размере 500 рублей. Если раньше можно было устанавливать разные покрышки попарно на две оси, то теперь должен использоваться зимний комплект с одинаковыми колесами, включаю запаску. Соответствующие поправки были приняты в 2021 году.
При замене летних шин на зимние нужно учитывать и технический регламент Таможенного союза. Он освещает вопросы безопасности эксплуатации колёсного транспорта. Регламент указывает, при какой температуре менять шины и категорически запрещает ездить в зимние месяцы на летних колёсах.
Если на нешипованных зимних шинах маркировка M+S, то они могут эксплуатироваться круглый год. Требуется менять резину на зимние шипованные шины в период с сентября по ноябрь.
Эксплуатировать летние колёса после 15 числа в ноябре, нельзя, поэтому надо переобуться до этой даты. Придётся поменять все четыре колеса не позже того дня, когда после ночных заморозков на проезжей части образуется наледь.
Автовладельцам следует в точности соблюдать установленные нормы во избежание аварийных ситуаций на дороге, — гласит технический регламент Таможенного союза.
Действующее законодательство
Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2020 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2020 и в 2020 году никаких нововведений не было.
Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.
- Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки;
- Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
- Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.
Различия отдельных типов шин
Прежде чем ответить на вопрос о сроках замены отработавших шин на новые покрышки, детальнее познакомимся с различными вариантами автомобильных шин. На рынке представлен широкий ассортимент моделей от разных производителей. Все варианты можно условно разделить на 3 основные категории:
- зимние шины;
- летние шины;
- всесезонные.
Шины из первой группы еще подразделяются на шипованные и фрикционные (так называемые «липучки»).
Все шины отличаются по своим эксплуатационным свойствам, так как имеют различный рисунок протектора, особый состав резиновой смеси, соответствующий характеру эксплуатации. Например, зимой важно, чтобы автомобиль сохранял высокую проходимость по глубокому снегу, мог свободно проезжать по снежной каше и грязи, эффективно тормозил на льду и так же быстро разгонялся. В связи с этим шины, используемые в холодное время года, оснащаются следующими характеристиками:
- крупные блоки и глубокий протектор;
- большое число разнонаправленных ламелей в рисунке;
- использование компаунда, сохраняющего эластичность при низких температурах.
МВД предложило штрафовать за езду на летней резине зимой
МВД разработало поправки в перечень «неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В частности, в него предлагают внести запрет на использование на автомобилях летней резины в зимнее время и шипованной — в летнее. Документ направлен в аналитический центр при правительстве. МВД рассчитывает, что поправки вступят в силу с марта 2023 года.
Запрет на летнюю резину на период с декабря по февраль собираются ввести для легковых автомобилей (категория М1) и легких грузовиков (N1). Шипованную резину летом (июнь—август) намерены запретить на всех транспортных средствах. Регионы смогут вводить эти ограничения на разный срок в зависимости от погодных и климатических условий.
Водители грузовиков типов N2 и N3, а также автобусов (M2, М3, но для последней категории предусмотрено исключение, если нельзя установить цепи) при отсутствии зимних шин (шипованных или нешипованных) должны быть оснащены цепями противоскольжения. Но это требование будет применяться в зависимости от решения региональных властей, которые также установят период его действия. Требование не коснется полноприводного транспорта повышенной проходимости (категория G).
Последняя редакция перечня была утверждена правительством в минувшем мае. Она включает семь частей, которые касаются неисправностей тормозов, рулевого управления, внешних световых приборов, устройств очистки ветрового стекла, колес и шин, двигателя и других элементов автомобиля.
Относительно шин в данной редакции перечислены следующие недопустимые неисправности:
- внешние повреждения;
- нарушения крепления;
- недостаточная глубина рисунка протектора;
- несоответствие шин по размеру или нагрузке автомобиля, на котором они установлены;
- установка разных шин на одну ось автомобиля.
За наличие какой-либо из перечисленных в перечне неисправностей может грозить штраф 500 руб. согласно п. 1 ст. 12.5 КоАП.
Штраф за неправильное использование резины в 2022 году
В 2021 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может. Однако проект подобного штрафа существует. Узнать о нем подробнее можно в этой статье.
Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.
Подведем итоги данной статьи:
- По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.
- На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября — неофициального дня смены летней резины.
- Штраф за использование летней или всесезонной резины в зимние месяцы в 2021 и 2022 году не накладывается.
Смотрите, какая тема — Есть ли штраф за езду на летней резине зимой и зимней летом на сегодня? С какого числа вступит?
- В сети активно распространяется информация о том, что с 1 июня 2021 года вводится новый штраф за резину не по сезону.
- Якобы, за езду летом на шипованной зимней резине, а также за передвижение в зимний период на летних шинах водителям будут назначать санкцию в размере 500 рублей.
- Однако, это не является правдой.
И данные о вступлении в силу нового штрафа опровергли в том числе в МВД РФ.
- Поэтому актуального наказания на сегодняшний день не переобутый автомобиль соответственно сезону нет.
- Правда, обязанность смены резины есть. Она прописана в Техрегламенте. Вот только за нарушения регламента штрафов ГИБДД не предусмотрено в действующем КоАП (кроме тонировки).
- Но в настоящее время в разработке находится новый Перечень неисправностей, в котором содержится запрет езды на резине не по сезону. И когда он вступит в силу, тогда штраф автомобилистам 500 рублей уже будет выписываться законно.
- Однако, речи о том, что данный Перечень вступит в силу с 1 июня, нет.
Уже издавна существует проблема для законодателей и исполнительной власти. Обязанность переобуваться в шины соответственно текущему времени года есть, а ответственности за это нет. Причём, ввести поправки по введению наказания за это власти планируют уже давно.
В этой статье мы узнаем, что за новый закон разработан о появлении штрафа за резину не по сезону с 1 июня 2021 года и правда ли всё это. Всё это со ссылками на официальные источники информации и законодательные акты.
Нужно ли ставить зимнюю резину зимой? Есть ли закон?
Закон о зимней резине существует. Называется он «Технический регламент Таможенного Союза — ТР ТС 018/2011». Кроме прочего, в Приложении №8 к данному нормативному акту, в пункте 5.1 содержится информация:
- Запрещается эксплуатировать ТС летом на шинах, имеющих шипы противоскольжения.
- Нельзя ездить зимой на колесах, не имеющих маркировку зимней резины.
Тут нужно пояснить:
- В документе четко прописано, что лето – это июнь, июль и август. Зима, соответственно, декабрь, январь и февраль.
- В летнее время запрет распространяется не на зимнюю резину вообще, а именно на шипованные вариации.
- Правила относятся ко всем колесам транспортного средства.
- Государствам – членам ЕАЭС или их регионам разрешается ужесточать данные нормы (увеличивать количество месяцев) в соответствии с климатическими особенностями.
Сразу скажем, что на данный момент правом ужесточения условий не воспользовалась ни одна страна / регион.
Закон о зимней резине в Краснодарском крае (Краснодаре и Сочи)
В Южных районах России часто бывает мокрый снег и снежная крошка, в которых лучше себя ведет липучка. Шипованная шина хорошо гребет по заснеженной дороге, а липучка более эффективна на мокром асфальте.
Поэтому в Краснодаре, Сочи и области рекомендуют использовать всесезонную резину, которую нет необходимости переобувать с наступлением календарной зимы. На таких шинах разрешено путешествовать круглый год.
Шипованные шины в этих районах не рекомендуется использовать. Шипы портят мокрый асфальт. Покрышки, предусмотренные для сильных морозов, теплой зимой быстрее стираются. Сотрудники ГИБДД могут оштрафовать водителя на 500 рублей за езду по обледеневшей или заснеженной дороге на лысой резине, глубина протектора у которой меньше 4 миллиметров.
Закон о зимней резине в Нижегородской области
Когда переобуваться в зимнюю резину по закону? Движение на летних покрышках запрещено с 1 января 2015 года по техрегламенту ТС, приложении № 8.
Некоторые эксперты утверждают, что отсутствием точной ссылки на наказание в КоАП за движение зимой на летних шинах, сотрудники ГИБДД могут злоупотреблять, подводить другие нарушения под категорию перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля.
В Нижегородской области надо одевать зимнюю резину по закону 1 декабря, но советуют делать это 1 ноября или 15-20 октября, если зима ранняя. В 20 числах октября в этом регионе температура воздуха опускается ниже минус 1 холода, что для летней резины уже недопустимо.
ГИБДД настоятельно советует Нижегородцам залить незамерзающие жидкости по сезону, проверить функционирование стеклоочистителей, работу фар, стеклоомывателей и сцепления шин еще 20 октября.
Во избежание ДТП ведомство рекомендует придерживаться пониженной скорости, притормаживать перед пешеходными переходами, соблюдать дистанцию, не делать резкие перестроения и повороты, торможения.
Что говорит закон о сроках замены шин
Многие автовладельцы Беларуси до сих пор не знают, что с 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В этом законе есть приложение №8, в которое регламентирует требования сезонности шин. Согласно этому документу в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на легковых автомобилях, участвующих в дорожном движении должны быть установлены зимние шины.
Так как Республика Беларусь входит в Таможенный союз, то данное правило действует и на территории нашей страны. Соответствующие изменения внесены ПДД в 2014 году и вступили в силу с 01.01.2015 года.
То есть по закону не позднее 1 декабря машину нужно переобуть в зимнюю резину и с 1 марта допускается сменить её на летнюю. Так что с 1 декабря 2023 года пощады не ждите, Госавтоинспекция активно штрафует за нарушение требований ПДД – летнюю и «лысую» резину. Информацию о размерах штрафов вы найдете ниже.
Езда в летний период на резине, оборудованной шипами
В п. 5.5. Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011 четко указано – нельзя управлять машиной летом (июнь, июль, август), на которой установлена резина, имеющая шипы противоскольжения.
Получается, что такие покрышки допускается эксплуатировать 9 месяцев в году – всю осень, зиму и весну. Крайний срок, отведенный автомобилистам для того, чтобы убрать зимние ошипованные колеса с машины в 2019-м году – это 31 мая.
Тем не менее, указанной даты ждать не стоит. Рекомендуется производить смену шин с шипами на летнюю, “всесезонку” или “липучку” тогда, когда среднесуточная температура в течение нескольких дней будет составлять от плюс 5 до 7 градусов по Цельсию и только после полного схода обледенелого и заснеженного покрытия с автомобильных дорог.
Нормативные требования
До сих пор в России не принят закон о зимней резине. В 2019 году официальный сайт ГИБДД не содержит рекомендаций по срокам замены. Автовладелец может ориентироваться только на требования Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, но самое главное – на погодные условия.
Дело в том, что требования техрегламента не учитывают климатические особенности регионов РФ:
- зимние шины должны быть с декабря по февраль;
- резина с шипами запрещена с июня по август;
- всесезонная и зимняя неошипованная резина может использоваться круглый год.
Период обязательного использования зимних шин
Принятый закон о шипованной резине, вызвал массу вопросов и недопонимания – когда же все таки необходимо провести сезонную смену резины для того, чтобы избежать опасности привлечения к ответственности и наложению штрафа?
Если говорить о сроках замены резины на зимнюю, то требования согласно тексту действующего с учетом поправок закона сформулированы следующим образом:
- Запрещено использовать шины с шипами противоскольжения в летний период времени;
- Запрещено осуществлять эксплуатацию транспортных средств, которые не укомплектованы зимними шинами, полностью отвечающими предъявляемым к ним требованиям в зимний период года;
- Согласно регламенты, ТС должны быть оборудованы зимней резиной на период 3 зимних месяцев (с 1 декабря — 1 марта) и летними автошинами на период равный 3 месяцам (июня — август). В отдельных регионах РФ согласно изменений, внесенных органами исполнительной власти, такие нормы могут быть сдвинуты в сторону их увеличения или уменьшения. К примеру для Москвы с 1 ноября. Такая формулировка связана исключительно с особенностями климата в каждом регионе – в некоторых районах зимняя резина и вовсе может не быть востребованной, а в остальных, наоборот – ее присутствие требуется на транспортном средстве круглый год.
Когда лучше переходить на зимнюю резину?
Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:
- при какой температуре переобуваться,
- с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
- наличие наледи на дорожном покрытии.
Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.
Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:
- те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
- те, кто переобувается, когда начнется настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.
Неправильно обутая машина — и штраф за резину неизбежен
Существуют автомобильные покрышки, предназначенные для зимы и лета, а также всесезонные. Но не всегда понятно, когда и какие использовать, чтобы не стать нарушителем. Вопрос о резине для авто частично регулируется «Техническим регламентом таможенного союза». Но и он проясняет ситуацию не до конца.
Правильные покрышки для авто – один из факторов безопасности. Нормативы использования в разные сезоны есть в Приложении 8 «Технического регламента Таможенного союза».
В соответствии с ним нельзя ездить на автомобиле с зимней резиной в летний период (с июня по август). Причем речь идет только о шипованных покрышках, способных повредить дорожное полотно в жару.
Если на резине нет этих выступов, но она является зимней, с ней закон разрешает эксплуатировать ТС и летом.
Кроме того, климат и погода в России бывают очень разными, иногда отличаются от среднестатических для каждого региона. Поэтому местные власти могут продлить период запрета использования зимних шипованных шин. Например, открыть его в мае, а завершить в ноябре, что и бывает во многих регионах.
Особенности есть и в использовании летних шин. Они предназначены для езды с июня по август включительно.
Период, в который их нельзя использовать, законодателями в регионе теоретические может быть расширен, но не уменьшен. Продлевают езду на летней резине увеличением срока запрета на зимнюю.
Таким образом первую на законном основании удастся использовать дольше, например, с мая по октябрь-ноябрь.
Словом, пока водители имеют возможность сами решать, когда им «переобувать» автомобиль, и делают это по погоде. В большинстве регионов летние покрышки заменяют зимними с сентября до середины ноября. И длится их использование при необходимости не только зимой, но также в марте, апреле.
Рекомендуем прочитать о штрафах за нарушение парковки. Вы узнаете о правилах парковки в городе, административном наказании/штрафе за парковку на газоне, во дворах, на инвалидном месте, на тротуаре. А здесь подробнее о лишении прав за номера.
Испытания шин (особенно те, которые проводятся известными организациями) в течение многих лет считались очень хорошим источником знаний о шинах. Каждый сезон ADAC, ACE, «Auto Bild», «Auto Zeitung» и многие другие внимательно проверяют от одного до нескольких десятков моделей.
При поиске лучших зимних шин для вас стоит подумать о нескольких тестах, потому что каждый организатор использует разную методологию тестирования или проверяет модели в немного разных соревнованиях. Только просмотр результатов нескольких из них позволит составить наилучшее мнение о первоначально выбранной модели. В настоящее время наивысшими оценками в тестах являются модели Continental WinterContact TS860, Goodyear UltraGrip 9, Bridgestone Blizzak LM001, Dunlop Winter Sport 5 и Nokian WR D4.