Изменения в налоговом законодательстве с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в налоговом законодательстве с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ФНС собирается бороться с различными схемами уклонения от уплаты налогов, привлекая к платежам дебиторов должника. По мнению чиновников, их счета могут использоваться незаконно для сокрытия чужих доходов. Это фирмы, у которых перед нарушителем налогового законодательства имеются, в свою очередь, долги.

ФНС намерена ужесточить контроль над специальными банковскими счетами (спецсчетами) с целевым предназначением. Чиновников интересует порядок открытия и использования спецсчетов с целью взыскания обязательных бюджетных платежей с них. Реализуется возможность обеспечительных мер (блокировки) в отношении данных счетов.

«Гармонизация законодательства» (так определяет эту процедуру Минфин) может коснуться целого ряда счетов, список которых не является закрытым. Так, в инструкции Банка РФ № 153-И от 30/05/2014 (гл. 2) упоминаются спецсчета: клиринговый, эскроу, залоговый счет, номинальный счет и др.

Спецсчета обязательны в сфере госзакупок, оборонного заказа (ФЗ № 44-ФЗ, № 275-ФЗ), долевого строительства (спецсчет застройщика, ФЗ № 214-ФЗ), ЖКХ (спецсчет управляющей компании, ст. 170 ЖК РФ).

Каких из них конкретно коснутся нововведения, пока не ясно.

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

Полномочия налоговой по контролю за доходами

Слухи о появлении у налоговой инспекции значительных контрольных полномочий за доходами рядовых граждан появляются не первый раз. На этот раз они основаны на принятии ФЗ-168, который вступил в силу 8 июня 2020 года. Однако этот закон пока не предполагает осуществления тотальных проверок за движением денежных средств на счетах, поступлениями на карты и т.д.

Дата 1 июля связана с последним расширением полномочий налоговиков, случившимся два года назад.

Какие есть права по контролю у ФНС РФ и когда они появились:

  • в 2016 году на основании ФЗ-240 от 3 июля налоговая получила возможность отслеживать поступления на счета граждан, если на это имеются законные основания. Были внесены поправки в ст. 86 НК РФ. Проверка осуществляется только в том случае, если есть официальное распоряжение о ее проведении, при этом формируется запрос в банк. То есть, в автоматическом порядке она не проводится.
  • с 1 июля 2018 года контрольные мероприятия были распространены и на счета в драгоценных металлах.
  • после этого никаких поправок к ст. 86 НК РФ в части расширения полномочия ФНС по налоговому контролю принято не было.
Читайте также:  Независимые компании по экспертизе товаров народного потребления на карте

Куш, на который нацеливается ФНС, – очень солидный. Согласно информации Росстата, в год россияне тратят порядка 10 трлн рублей из серых доходов. Если собрать с этой суммы стандартную налоговую ставку в 13 процентов, дополнительные сборы бюджета составят 1,3 трлн рублей – больше половины всех полученных в прошлом году нефтегазовых доходов. Поговорка «люди – новая нефть» приобретает вполне конкретное значение.

Конечно, это не значит, что уже завтра официально безработные, активно расплачивающиеся в торговых центрах банковскими картами привилегированных уровней, получат налоговые претензии и будут вызваны на ковёр в налоговые инспекции. Всё-таки тот беспрецедентный объём данных россиян, который в одночасье обрушится на серверы налоговой службы, необходимо обработать, и не факт, что к этому готовы электронные системы как самой ФНС, так и банков. Да и полноценный ввод в строй единого реестра граждан намечен только на 2023 год.

Вот советы для самых осторожных

Просите тех, кто вам переводит деньги, указывать комментарий к платежу. Например: «подарок к дню рождения», «возвращаю долг», «любимая, купи себе шубу».

Оформляйте документы на крупные суммы. Налоговая физически не может проверить все переводы по 1000 рублей, даже если сделает запросы по всем клиентам банков. Но есть смысл спросить у вас, что за 100 тысяч рублей вы получаете каждый месяц на карту. Если это друг возвращает вам долг по частям, хорошо бы иметь документ — договор займа или хотя бы расписку. Если вы получили на счет деньги от продажи Макбука, пригодится документ, который подтвердит, что вы продали именно Макбук и что он принадлежал вам больше трех лет, поэтому нет ни налога, ни декларации.

Не игнорируйте запросы из налоговой. Если у вас просят пояснения, нужно их предоставить, пишет сайт Therussiantimes. На вас могли пожаловаться соседи или налоговой показалось странным, что вы пять лет не работаете, но купили квартиру и машину. Если деньги на квартиру вам подарила бабушка или даже дальний знакомый, налог с них платить вы не обязаны. И даже если вы печете торты на заказ, продаете их через соцсети и получаете деньги на карту, вам не так просто будет что-то начислить. Мы рассказывали, как в этой ситуации работает закон и на что на самом деле имеет право налоговая.

Оклады за классный чин

В 2023 году для сотрудников федеральных госорганов будут актуальны такие оклады:

Ежемесячный оклад (руб.) Классный чин
6 145 Секретарь III класса
7 263 Секретарь II класса
8 381 Секретарь I класса
8 939 Референт III класса
9 498 Референт II класса
10 615 Референт I класса
11 174 Советник III класса
11 732 Советник II класса
12 290 Советник I класса
12 850 Гос. советник РФ III класса
13 408 Гос. советник РФ II класса
14 526 Гос. советник РФ I класса
22 346 Действительный гос. советник РФ III класса
24 580 Действительный гос. советник РФ II класса
30 167 Действительный гос. советник РФ I класса

Особенности уплаты авансов через ЕНС: уведомление

Как было сказано, есть налоги с авансовой системой расчетов. Для распределения единого налогового платежа предусмотрена подача налогоплательщиком Уведомления об их исчисленных суммах.

Данное уведомление содержит всего 5 реквизитов – ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и срок уплаты. Это в 2,5 раза меньше реквизитов, чем в платежке, которой в 2022 году перечисляют авансы по налогам.

Форму и электронный формат уведомления об исчисленных суммах налогов утвердит приказ ФНС России.

Представить уведомление можно:

  • по ТКС;
  • через ЛК;
  • учетную систему налогоплательщика (ERP-система);
  • на бумажном носителе.

В ЕНС уплата предусмотрена только на единый налоговый платёж – ЕНП. Поэтому переплаты на налогах не будет. Для распределения ЕНП в налоги с авансовой системой расчетов (УСН и др.) предусмотрена подача плательщиком указанного уведомления. Поэтому исключены случаи самовольного зачета ФНС «якобы переплаты» в счет недоимок по пеням, образуя недоимку уже по налогу УСН.

Как известно, недоимка возникает со следующего дня после срока уплаты. Следовательно, подача уведомления об исчисленных суммах налогов до срока уплаты, но ранее чем срок уплаты, не может привести к возникновению недоимки.

ИП и организации смогут продолжить уменьшать УСН страховыми взносами. Уплаченная сумма взносов будет определена в соответствии с установленными правилами распределения ЕНП. И ЕНП будет распределен во взносы на основании уведомления об исчисленных суммах налогов.

ФНС с июля будет контролировать счета граждан и вызывать на допросы. Так?

С 1 октября 2020 года Росавтотранс проводит эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа в сфере автомобильных грузоперевозок в шести регионах: Москва и область, Краснодарский край, Калужская и Рязанская области, Татарстан.

Налоговики обосновывают это нововведение заботой о бизнесе: введение электронных транспортных накладных и путевых листов (ЭТрН и ЭПЛ) способствует сокращению временных и финансовых затрат.

Для бизнеса недочеты в виде несвоевременно оформленной электронной накладной могут обернуться проблемами в ходе проверок и налоговыми доначислениями.

Статья 89 НК РФ содержит основные положения по проведению выездных налоговых проверок.

Законом №470-ФЗ внесены изменения в пункт 5.1. Они касаются крупного бизнеса, который подключен к системе налогового мониторинга. Речь идет о проверках на основе удаленного доступа к информационным системам компании, ее бухгалтерской и налоговой отчетности.

Читайте также:  Как сдается многоквартирный дом в эксплуатацию застройщиком

Всего с 1 июля 2021 году, как и раньше, действуют 4 основания для камеральной проверки:

  1. Представлена декларации позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.
  2. Представлена декларация по НДС или акцизам, в которой заявлена сумма к возмещению.
  3. Представлена уточненка с уменьшением суммы к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка.
  4. Досрочно прекращен налоговый мониторинг менее чем за 3 месяца до сдачи декларации.

Разница лишь в том, что с 1 июля 2021 года камеральная проверка будет проводиться, если налоговый мониторинг прекращен досрочно менее чем через три месяца со дня представления налоговой декларации. Ранее никаких сроков указано не было.

С 1 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых действует по всей стране

Налоговики часто требуют от банков информацию и документы, которые прямо не относятся к финансовым операциям, отмечает старший юрист BGP Litigation Денис Савин. «Например, это информация об IP и MAC-адресах, с которых осуществляется дистанционное управление счетами, а также о карточке образцов подписей и оттиска печати организации или индивидуального предпринимателя», — перечисляет юрист.

Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.

Налоговый мониторинг – это новая схема между компаниями и налоговой, при которой не проводятся камеральные и выездные проверки. А с 1 июля такой налоговый контроль станет доступен большему числу организаций.

При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.

Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.

Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:

  • выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
  • налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
  • налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
  • налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.

Пока налоговый мониторинг– это добровольная процедура, перейти на нее в праве любая организация, достаточно соблюдать 3 условия (ст. 3 105.26 НК), лимиты по которым снизят с 1 июля:

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – 300 млн рублей и выше (с 01.01.2021г – 100 млн рублей, сюда можно будет включить НДФЛ и взносы)
  • доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей) размер активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)
  • отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей)

Заявление о переходе на налоговый мониторинг можно будет подать не позднее 1 сентября. Период, за который проводится налоговый мониторинг – один календарный год, а срок проверки – год и девять месяцев (105.26 НК).

Будет ли ФНС в будущем склонять к налоговому мониторингу организации – пока прогнозировать трудно. Рекомендуем следить за изменениями по этому вопросу. Подробнее ознакомиться с понятием налогового мониторинга можно в Распоряжении Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».

По итогам 2020 года по данным ФНС на налоговый мониторинг перешло всего 209 компаний (116 новых к 95 уже действующим участникам налогового мониторинга). Пока это преимущественно крупные холдинги.

Как налоговики будут контролировать доходы россиян с 1 июня 2020?

Никакие подобные изменения в законодательстве с 1 июля 2020 года в силу не вступают. А несколько похожих “сенсаций” уже озвучивались в интернете в последние два года. Ни одна из них при этом не имела под собой никаких оснований.

При этом нельзя говорить о том, что у ФНС уже сейчас нет доступа к информации о вкладах физлиц в банках. Еще в сентябре 2016 года вступила в силу норма, согласно которой кредитные организации информируют налоговые органы об открытии или закрытии каждого счета любым физлицом.

Читайте также:  Как работают коллекторы?

Похожие формулировки, хотя и в другой статье Налогового кодекса, появились еще раньше — в июле 2014 года. Так что на самом деле у налогового ведомства несколько последних лет имеется доступ к информации о счетах россиян.

Еще одна норма закона вдобавок к перечисленным вступила в силу в июне 2018 года — тогда банки обязали передавать налоговикам информацию о счетах россиян в драгоценных металлах. Правда, эти данные передаются не автоматически,а по запросу ФНС.

Как видим, все то, что нам обещают авторы новой “сенсации” с 1 июля 2020 года, действует давным-давно.

Что касается информации по электронным кошелькам, вкладам и счетам физлиц, то налоговики могут запрашивать ее, если проверяется конкретный гражданин. Проверка, например, может проводиться, когда человек обращается за налоговым вычетом на покупку жилья, не имея официального источника дохода. В таком случае налоговики могут начать задавать вопросы об источниках происхождения денег.

Было: под эксперимент попали четыре региона – Москва и Подмосковье, Калужская область и Татарстан.

Будет: с 01 января 2020 года территория этого пилотного проекта расширяется. Стать самозанятым и официально платить налог на профессиональный доход смогут жители еще 19 регионов:

  • Санкт-Петербург и Ленинградская область;
  • Воронежская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области;
  • Красноярский и Пермский края;
  • Республика Башкортостан;
  • Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Как было: расчеты 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ на бумаге могли сдавать фирмы с численностью сотрудников до 25 человек.

Как будет: инспекторы ФНС будут принимать бумажные формы только от работодателей с наемным персоналом до 10 человек включительно. Всем остальным следует сдать отчеты в электронке.

Изменения вступают в силу для всей отчетности, со сроком сдачи после 01.01.2020.

Как государство богатеет

Ужесточение фискального прессинга граждан – в интересах территорий. На 1 января 2021 года консолидированные бюджеты большинства российских регионов (57 из 85) были исполнены с дефицитом в объеме 676,5 млрд рублей. При этом расходы за прошлый год увеличились на 14,8% и достигли 15,577 трлн рублей. «Кассовый разрыв» компенсировался за счет трансфертов федерального бюджета.

Однако ситуация усугублялась отрицательной динамикой поступлений по налогу на прибыль организаций – прямое следствие коронакризиса в российской экономике. На конец 2020 года сокращение составило 12,8% от уровня допандемийного 2019-го. Нефтегазовые доходы тоже уменьшились из-за падения мировых цен на черное золото и сокращения добычи и экспорта углеводородного сырья в рамках картельной сделки ОПЕК+.

Чем грозит контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года со стороны ФНС

В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы. Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ. В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. Давайте разберемся, в каких случаях сотрудники налоговой службы имеют право вызвать на допрос гражданина, расспросить об источнике денежных переводов и доначислить НДФЛ.

Как избежать проблем с налоговой службой

На самом деле, контроль за движением средств на счетах физических лиц осуществляется налоговой службой давно – согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банки обязаны передавать ФНС интересующие их сведения. Это мера по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если на банковский счет физического лица регулярно приходят деньги от другого физического лица, налоговая служба начинает подозревать, что это оплата за оказанные услуги или выполненные работы.

Чтобы не дать повода налоговым инспекторам сомневаться в целях денежных переводов, следует обозначать назначение платежа при его отправке. Необходимо оставить комментарий наподобие «Возвращаю долг» или «Это тебе на день рождения».

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Какие налоги не надо платить посредством ЕНП.

Через ЕНП не упла­чи­ва­ет­ся:

  • налог на про­фес­си­о­наль­ный доход;

  • сборы за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми жи­вот­но­го мира и за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми вод­ных био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов (гл. 25.1 НК РФ);

  • НДФЛ с до­хо­дов ино­стран­цев, ра­бо­та­ю­щих в РФ по па­тен­ту (ст. 227.1 НК РФ);

  • гос­по­шли­на, по ко­то­рой судом не выдан ис­пол­ни­тель­ный до­ку­мент.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *