Как применять лимиты по обязательному аудиту в 2021 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применять лимиты по обязательному аудиту в 2021 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Выгода от получения аудита

Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.

Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
  • в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.

С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.

Новая обязанность – руководитель аудиторской группы

Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.

Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.

И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.

Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.

Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.

Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.

Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.

Другие специфические нюансы:

  • руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
  • руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.

И это также накладывает дополнительные обязательства к аудиторским фирмам. Нет в штате высококвалифицированного сотрудника, нет возможности осуществлять обязательный аудит. Тогда нужно менять условия труда, предлагать интересное сотрудничество, повышая зарплату. Задача – переманить сотрудника к себе на основное место работы.

Интересный момент и в отношении руководителей групп, которые проводят аудит для компаний финансового рынка. Такой руководитель не просто должен соответствовать требованиям, он ежегодно должен повышать свою квалификацию. И это косвенно затрагивает вопрос ценообразования.

Аудиторская компания с 2023 года должна:

  • предложить сотрудникам выгодные условия оплаты труда, которые будут конкурентными на рынке (дополнительные расходы для бизнеса);
  • обеспечить аудиторам ежегодное повышение квалификации (издержки на дополнительное обучение).

Если у бизнеса растут расходы, он повышает цены на предоставляемые услуги, кто, в первую очередь, ощутит такое повышение? Конечно, заказчики аудита.

Проверки аудиторских компаний

Аудиторские фирмы также подлежат проверке. Их деятельность контролирует как саморегулируемая организация аудиторов, в которой они состоят, так и Федеральное казначейство.

Так вот теперь результаты проверки, проведенные Федеральным казначейством, могут быть засчитаны как плановые результаты проверки, которую должна осуществить СРО аудиторов.

Установлен четкий регламент взаимодействия между Федеральным казначейством и СРО аудиторов:

  • казначейство и СРО подписывают соглашение о том, чтобы одна из сторон признала результаты полученной проверки и не проводила плановую ревизию;
  • такие алгоритмы взаимозачеты не распространяются на внеплановые проверки, проводимые со стороны СРО;
  • СРО аудиторов может признать только те результаты проверки, которые касаются компанию, проводящих также и обязательный аудит;
  • результаты ревизии могут быть взаимозачтены только в том случае, если проверяют один и тот же отчетный период. Если ревизия со стороны ФК и СРО аудиторов охватывает разные временные периоды, то взаимозачет не возможен.

Интересный момент и по деятельности самой СРО. Те трактовки, которые представлены в Законе, свидетельствуют об одном – останется только одна саморегулирующая организация аудиторов.

И это подтверждается той нормой, что статус СРОК может получить та компания, члены которой в совокупности охватывают более 50% аудиторских услуг. Как минимум, остается 49% охват. Следовательно, создать еще одну организацию подобного рода не получится.

Ответственность, предусмотренная за отказ от проведения обязательной аудиторской проверки

Если организация обязана предоставить заключение, но не сделала этого или сделала не в установленный срок, в законе предусмотрено привлечение виновных к административной ответственности. Сумма штрафов составляет:

  • От трёхсот до пятисот рублей для должностных лиц;
  • От трёх до пяти тысяч рублей для организаций.

Если проверка контролирующих инстанций выявит отказ от проведения обязательного аудита, будет составлен протокол об административной ответственности со штрафами в размере:

  • От пяти до десяти тысяч рублей – при первом нарушении;
  • От десяти до двадцати тысяч рублей – при повторном.

Делистинг депозитарных расписок

В закон с поправками об отмене обязательного аудита (законопроект № 19912-8) также включили положения о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных площадок с последующей конвертацией в российские акции. Такие поправки были разработаны после обвала расписок крупнейших российских компаний, в том числе на Лондонской фондовой бирже.

Изменения содержатся в ст. 6 законопроекта № 19912-8.

В частности, указано, что не допускаются размещение и организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.

Теперь российские компании обязаны в течение пяти рабочих дней со дня вступления поправок предпринять необходимые и достаточные действия, направленные на расторжение договоров с банками-депозитариями. Кроме того, они обязаны не позднее пяти рабочих дней после совершения таких действий представить в Банк России информацию об этом и приложить подтверждающие документы.

Помимо этого, установлено, что заключение любых сделок, принятие любых решений российских эмитентов, а также совершение от их имени любых иных действий относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такие сделки, решения и действия российского эмитента не требуют получения согласия совета директоров или общего собрания акционеров независимо от содержащихся в уставе требований о получении подобных согласий и не могут быть оспорены по основаниям, установленным ст. 174 ГК РФ.

Читайте также:  Названы новые максимальные размеры пособия по беременности и родам в 2023 году

Со дня вступления в силу поправок в отношении акций российских компаний, организация обращения которых за пределами РФ прекращается:

  • запрещается зачисление акций российских компаний на счета депо депозитарных программ, открытые до дня вступления в силу поправок;
  • акции российских компаний, учтенные на счетах депо депозитарных программ, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не выплачиваются дивиденды.

Невыплаченные дивиденды могут истребовать лица, являвшиеся держателями ценных бумаг иностранных депозитариев по состоянию на день вступления в силу поправок и получившие акции российских компаний при погашении принадлежащих им ценных бумаг иностранных депозитариев в порядке, установленном Законом № 208-ФЗ для невостребованных дивидендов.

На получение акций в результате их списания со счета депо депозитарных программ не распространяются положения по поводу:

  • получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций банка;

  • получения согласия на сделки с акциями банка антимонопольным органом (о направлении уведомления в антимонопольный орган);

  • приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Обязаловка, но польза

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное. Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит. С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

Преимущества системного комплексного обязательного аудита:

  1. Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы. Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.
  2. Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски. Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2020 году и других положений по бухучету и налогу на прибыль).
  3. В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности. Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.
  4. Некоторые активные аудиторские организации в Москве предоставляют летом своим клиентам полезные бонусы и подарки! Например, группа компаний «Правовест Аудит» (16 место в рейтинге RAEX) дарит клиентам:
    • актуализацию Учетной политики на 2020 год «под ключ» при заключении договора на аудит летом — узнать цену за 1 мин >>;
    • видеокурс «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“: применяем на практике» — в подарок всем, кто заполнит Анкету на аудит.
  5. Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

Обязательный аудит: ответственность

При несдаче или нарушении срока сдачи в Росстат аудиторского заключения организацией, которой требуется обязательный аудит, штрафы могут составить (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 3000 до 5000 руб. на организацию,
  • от 300 до 500 руб. на должностных лиц.

За непроведение обязательного аудита штрафы уже существеннее (ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5000 до 10 000 руб. на руководство организации;
  • при повторном нарушении – до 20 000 руб., или дисквалификация должностного лица на 1-2 года.

Если обязательный аудит бухгалтерской отчетности отсутствует у АО, то размер штрафов многократно увеличивается (ст. п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • от 30 000 до 50 000 руб. – на руководство АО;
  • от 700 000 до 1 000 000 руб. – на организацию.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Публичные и непубличные акционерные общества обязаны раскрывать свою годовую бухгалтерскую отчетность. Чаще всего для этого ее размещают на официальном сайте организации. На процесс отводится три дня с даты составления заключения, но не позднее трех дней с даты истечения срока предоставления экземпляра годовой финансовой отчетности.

В 2021 году этот срок ограничивается 5 апреля, т.к. ограничения по размещению аудиторского заключения попадает на выходной день, 3 апреля.

Важное замечание про АО, имеющие ценные бумаги и получившие допуск к организованным торгам. Они тоже публикуют промежуточную отчетность вместе с заключением (если эта документация подлежала аудиту).

За нарушение порядка и сроков раскрытия сведений грозят серьезные штрафы. Они намного выше нарушений правил Федресурса. Должностным лицам может быть выписан штраф в размере от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация руководителя на срок до 2 лет (п.2 с.15.19 КоАП РФ). Дополнительно на компанию налагается штраф от 700 тыс рублей до 1 млн рублей.

Установлены требования к проведению обязательного аудита НКО и фондов

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Читайте также:  ГКУ «Городской центр жилищных субсидий»

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Подготовка к проверке включает в себя эти этапы:

  • Установление целей и задач проверки.
  • Ознакомление со спецификой работы НКО.
  • Знакомство с предыдущими аудиторскими заключениями.
  • Установление аудиторских рисков.
  • Установление стратегии аудита.

На подготовительном этапе должна быть утверждена программа действий, шаги, которые будут проделаны в рамках процедуры.

Кто подпадает под обязательный аудит

Руководителю НКО нужно обратиться к аудитору. Для этого в фирму отправляется запрос на осуществление проверки. В запросе указываются задачи аудита, сроки процедуры. Если компания ответила согласием, отправленное письмо признается договором оферты. К нему оформляется соглашение. Рассмотрим основные этапы аудита:

  1. Подготовка. Аудитор знакомится с работой НКО, задачами предстоящего мероприятия.
  2. Промежуточный этап. Проверяется система локального контроля. Нужно это для установления аудиторских рисков.
  3. Основной этап. Выполняется проверка бумаг. В частности, аудит рассматривает бухучет, баланс, устав, заключенные трудовые соглашения, внутренние бумаги. Документы проверяются на соответствие законам.
  4. Заключительный этап. Специалист оформляет отчет по выполненной работе. Он также должен заполнить заключение.

Аудитор должен отчитываться о своей работе на каждом из этапов проверки.

По итогам проверки составляется заключение. Оформлять этот документ можно только после рассмотрения доказательной базы, анализа бумаг. В заключении прописывается эта информация:

  • Название бумаги.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Информация об аудиторе.
  • Законы, которыми руководствовался проверяющий.
  • Порядок аудита.
  • Документы, которые были проверены.
  • Указание о достоверности проанализированных бумаг.
  • Мнение аудитора касательно состояния дел НКО.
  • Дата оформления документа.

В заключении могут содержаться рекомендации аудитора касательно налаживания деятельности.

К СВЕДЕНИЮ! Заключение может быть положительным и отрицательным. В первом случае специалист признает абсолютную законность деятельности НКО. Если будет обнаружено множество ошибок, выносится заключение отрицательного характера.

ВАЖНО! Если НКО подлежит обязательному аудиту, заключение нужно отправлять в органы статистики вместе с отчетностью.

Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:

  • Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
  • Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.

В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.

ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

Общие правила проведения аудитов в России:

  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.

Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

Читайте также:  Доплата к пенсии в Москве в 2022 — 2023 году.

Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

За нарушение этого требования наступает ответственность:

  • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
  • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
  • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.


По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.

  • субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, которые осуществляют виды деятельности или имеют организационно-правовую форму, в отношении которых федеральными законами предусмотрена обязанность аудировать бухгалтерскую отчетность);
  • фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
  1. Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
  2. Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
  3. Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
  4. Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
  5. Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
  6. Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
  7. Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
  8. Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  9. Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  10. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»)
  • Аудит
  • Налоговый консалтинг
  • Судебные споры
  • Юридический консалтинг
  • Включение в реестр МСП

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

При проведении аудита бухгалтерской отчетности особое внимание должно быть обращено на:

1) требования по составлению и хранению аудиторской документации (МСА 230 «Аудиторская документация»);

2) документальное оформление выявленного несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов (МСА 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»);

3) получение аудиторских доказательств (МСА 500 «Аудиторские доказательства», МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях», МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»);

4) обоснование величины аудиторской выборки (МСА 530 «Аудиторская выборка»);

5) изучение информации о связанных сторонах (МСА 550 «Связанные стороны»);

6) применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»).

Кроме того, при проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности субъектов Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует обратить внимание на выполнение необходимых и достаточных процедур проверки соблюдения этими субъектами установленных требований по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

В соответствии с MCA 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита. План аудита содержит описание:

  • характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков в соответствии с MCA 315 (пересмотренный, 2019 г.);

  • характера, сроков и объема запланированных дальнейших аудиторских процедур на уровне предпосылок в соответствии с MCA 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риск»;

  • прочих запланированных аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы аудиторское задание соответствовало МСА.

Согласно MCA 300 должны быть запланированы характер, сроки и объем работы по руководству и контролю за членами аудиторской группы, а также по проверке результатов их работы. План аудита должен предусматривать конкретные сроки проведения каждой процедуры (с указанием дат). Планирование не является отдельным этапом аудита, а, скорее, носит непрерывный и циклический характер. Планирование предполагает анализ сроков определенных работ и аудиторских процедур, которые должны быть завершены до начала выполнения дальнейших аудиторских процедур.

При условии выполнения аудиторских процедур оценки рисков процесс выработки общей стратегии аудита помогает достичь определенности в таких вопросах, как распределение ресурсов по областям аудита, объем проверки работы других аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов в случае аудита группы, или количество часов, выделенных на работу с областями, характеризующимися высоким уровнем риска; осуществляется управление ресурсами, их распределение и контроль за ними.

План аудита является прикладным инструментом для осуществления контроля сроков завершения соответствующих этапов аудита, полноты выполнения необходимых аудиторских процедур, требующим постоянной актуализации, и не должен являться статическим документом, сформированным исключительно в целях его создания и предъявления контрольным (надзорным) органам.

План аудита актуализируется посредством внесения в него изменений. В ходе проведения аудита изменения вносятся в общую стратегию и план аудита при необходимости. К причинам и основаниям для внесения таких изменений относятся: наступление непредвиденных событий, изменение обстоятельств, а также получение аудиторских доказательств, собранных в ходе проведения аудиторских процедур. Вместе с тем данный перечень не следует рассматривать как закрытый и исчерпывающий.

При отклонении сроков выполнения той или иной процедуры, перечня, объемов и (или) характера необходимых процедур необходимо вносить в план аудита соответствующие изменения. В этой связи также необходимо уделять внимание своевременности подготовки аудиторской документации в целях обеспечения ее практической значимости. При осуществлении контроля качества выполнения аудиторского задания необходимо уделять внимание своевременности подготовки аудиторской документации по всем предусмотренным планом аудита процедурам, соответствия сроков подготовки документации по процедурам сроку оформления плана аудита.

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *