Ответственность за непредоставление налоговой декларации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непредоставление налоговой декларации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сюда относятся все налоги, страховые взносы за работников и торговый сбор. Штраф немаленький – 20% от неуплаченной суммы. Если сотрудники ФНС смогут доказать, что вы не платили умышленно, то он возрастет до 40%. Подтверждение в ст. 122 НК.
Комментарий к ст. 119 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.
При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.
Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).
Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).
Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.
Как указано в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.
Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание «неуплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».
На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@».
В письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 рублей.
Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.
В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.
Штраф за неприменение кассового аппарата
1 июля закончилась отсрочка по применению онлайн-кассы для индивидуальных предпринимателей, у которых не было работников и они занимались оказанием услуг, выполнением работ или продажей изделий собственного производства. Теперь они должны использовать кассовый аппарат наравне с остальными.
Система налогообложения, которую использует индивидуальный предприниматель, значения не имеет, — все клиенты должны получать кассовый чек за приобретаемый товар или услугу. То же касается и оплаты, которую ИП получает дистанционно. Нарушение требований по работе с онлайн-кассой грозит серьёзными штрафами.
Если у индивидуального предпринимателя отсутствует кассовый аппарат, то на него будет наложен штраф в размере от ¼ до ½ от суммы расчёта, который был осуществлён без ККТ. При этом штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей. Повторное нарушение приведёт к приостановлению деятельности на срок до 90 суток.
Уголовные преступления
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании?
Индивидуальные предприниматели, которые работают без штата — то есть, без осуществления выплат другим физическим лицам, обязаны уплачивать обязательные взносы в социальные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС. С 1 января 2017 года за их сбор отвечает ФНС (но впоследствии переводит полученные от хозяйствующих субъектов суммы на счета в указанных фондах).
Размер фиксированных взносов в ФСС и ФФОМС не зависит от доходов ИП. В свою очередь, взносы в ПФР делятся на 2 части:
- строго фиксированные;
- начисляемые на доход предпринимателя свыше 300 тыс. рублей.
До 2017 года действовал Закон «О страховых взносах» № 212 — ФЗ, в соответствии с которым ПФР имел право увеличить «строгую» часть взносов в 8 раз в случае несообщения ИП сведений о полученных доходах. То есть — при непредоставлении налоговой декларации в ФНС (откуда ПФР в порядке межведомственного обмена данными запрашивал сведения о доходах плательщиков взносов).
Таким образом, те индивидуальные предприниматели, которые до 2017 года по каким — либо причинам не представляли декларации в ФНС (вне зависимости от наличия или отсутствия доходов), могли становиться обязанными уплачивать взносы в ПФР в сумме, увеличенной в несколько раз относительно их стандартной величины. Теоретически, сумма к уплате могла доходить до 154 852 рублей (действовавшая в 2016 году фиксированная ставка, умноженная на 8).
Разумеется, не всех ИП устраивало подобное положение дел. В ходе взаимодействия бизнеса и государственных ведомств сформировались 2 противоположные позиции (одна из которых, отметим, характеризуется уклоном в пользу предпринимателей и, более того, в принципе, может рассматриваться как основная). Речь идет о позициях:
- ПФР;
- ФНС России.
Главные законные положения
Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ, предприниматель – это обычный человек, который соответствующим образом зарегистрировался и занимается определенной коммерческой деятельностью.
Он обязан не только платить положенные налоги с получаемой прибыли, но своевременно отчитываться об этом в налоговой инспекции. Пренебрежение данным правилом приведет к назначению серьезных штрафов.
Важно! Если предприниматель несвоевременно отправляет декларацию, сотрудники государственной власти имеют полное право наложить на него штраф.
Его сумма не может быть меньше 1000 рублей. А назначается в объеме 40% от общей суммы сбора. Если у ИП были определенные смягчающие факторы и обстоятельства для задержки отчетности, размер штрафа и иной санкции можно существенно снизить.
Платить налог на полученную гражданами прибыль и отчитываться в налоговой обязаны по закону не только ИП, но нотариусы, практикующие адвокаты и обычные физические лица, которые получили определенный доход. Все они должны сдавать официальную декларацию, оформленную в виде 3-НДФЛ.
Далеко не все предприниматели должны подавать налоговую декларацию. Лишь те, кто выбрал для ведения своей деятельности ОСНО. Коммерсанты, которые работают на одном из специальных режимов – ПСН, ЕНВД, а также УСН или ЕСХН – не должны платить положенный НДФЛ и тем более не нужно отчитываться по данной статье отчислений. Им нужно просто перечислять положенный налог. Это отчисление, которое соответствует выбранному отчетному режиму для ИП.
Прибыль, вне зависимости от программы налогового обложения, полученная не от коммерческой деятельности, напрямую относится к стандартным доходам человека. Она, согласно общим правилам, облагается НДФЛ. Данное правило прописано в гл. 23 НК РФ.
В 2021 году для отчетности используется форма категории 3-НДФЛ за пройденный 2019-ый. Но она была обновлена. На данный момент в ней следует прописать категорию зарегистрированного ИП, как налогоплательщика – 720, а также заполняется приложение под порядковым номером 3.
Уголовная ответственность за неуплату налогов ИП
Основным наказанием при нарушении налогового законодательства является денежное взыскание: штраф за несдачу декларации ИП или начисление штрафов и пеней за просрочу уплаты самих платежей. Но есть и исключения. В случае крупной или особо крупной неуплаты налогов, индивидуальный предприниматель попадает под уголовную ответственность (ст. 198 УК РФ).
Максимальные виды наказаний для индивидуального предпринимателя при уклонении от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере:
- штраф от 200 до 500 тысяч рублей (или равный доходу за 1,5-3 года);
- принудительные работы на срок до 3х лет;
- лишение свободы на срок до 3х лет.
Впрочем, если нарушение было совершено впервые, а виновный предприниматель полностью погасил задолженность по налогам и выплатил пени и штрафы, то вышеперечисленных мер наказания можно избежать (прим. 3 ст. 198 УК РФ).
Сроки и способы представления налоговой декларации, расчета.
Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). Данные сроки установлены ч. II НК РФ. Так, п. 5 ст. 175 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период для этого налога – квартал (ст. 163 НК РФ).
Декларация по налогу на прибыль представляется налогоплательщиком (в том числе применяющим ставку налога, равную 0%) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 и 4 ст. 289 НК РФ).
Порядок и сроки вынесения решения о блокировке счета
Как мы уже говорили выше, решение о приостановлении операций по счету может быть вынесено, начиная с 11-го рабочего дня после установленного срока представления отчетности, но только в период, не превышающий 3 лет после истечения указанных 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Это делается по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. Принятое решение налоговая инспекция должна передать в банк для приостановки счетов и направить налогоплательщику копию. Исполнением решения занимается банк.
Основанием для разблокировки счета является представление соответствующего отчета. Отменить приостановление инспекция должна на следующий рабочий день после его получения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Алгоритм действий по разблокировке счета при непредставлении декларации, а также в других ситуациях вы найдете в Готовом решении от К+ «Как организации разблокировать расчетный счет, если инспекция вынесла решение о приостановлении операций», получив пробный доступ к системе.
Если инспекция нарушит установленные сроки, то налогоплательщику выплачиваются проценты за те дни, когда неправомерно были заблокированы счета (абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
В каких случаях налоговики блокируют счет из-за отчетности:
- Не сдали налоговую декларацию в установленный срок
- Не исполнили правила электронного документооборота
- Не сдали 6-НДФЛ
- Не сдали Расчет по страховым взносам
Решение о блокировке счета из-за несданной вовремя декларации ИФНС принимает через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Подпункт 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ.
Налоговая вправе заблокировать все деньги на счетах, включая электронную валюту и электронные кошельки.
Сроки сдачи отчетности в 2020 году
Сроки сдачи отчетности УСН фирм в 2020 году
Если организация, которая должна отчитываться в электронном виде в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечит электронный документооборот с ИФНС, налоговая может заблокировать расчетный счет.
Обратите внимание, что с 2020 года сдавать отчетность на бумаге могут только те компании, у которых численность персонала не превышает 10 человек. Ранее этот ограничитель был больше. Разрешалось сдать отчетность на бумаге фирмам, у которых численность работников не более 25 человек.
Если вы, как налоговый агент, не представите в налоговую инспекцию расчет сумм исчисленного и удержанного НДФЛ по форме 6-НДФЛ, в течение 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи 6-НДФЛ, налоговая вправе заблокировать расчетный счет на основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.
Срок сдачи 6-НДФЛ за 2019 год– до 2 марта 2020 года.
Налоговики могут блокировать счета за несвоевременную сдачу Расчета по страховым взносам. Блокировка возможна через 10 дней после окончания срока подачи Расчета на основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.
Срок сдачи РСВ за 2019 год – до 30 января 2020 года.
Кроме этого, счет фирмы могут заблокировать, если вы не подтвердите прием и не ответите на требование ИФНС.
ИФНС принимает решение о блокировке счета в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи фирмой квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ.
Штраф за непредставление декларации по косвенным налогам
Несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 9 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы, которая должна быть уплачена на основе декларации, но которая не была перечислена в бюджет в установленный срок. Этот штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.
Общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30 процентов от суммы налога по декларации и меньше 1000 руб. Если налог полностью уплачен в срок, то штраф составит 1000 руб.
Если организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, которую нужно было уплатить, и суммой, фактически перечисленной в бюджет в установленный срок.
Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) специальной декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Так же одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов, который предусмотрен пунктом 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (п. 6 письма Минфина России от 22 июля 2010 г. № 03-07-15/101). Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день.
В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н). За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб.
за каждый непредставленный документ. Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Этот протокол является неотъемлемой частью Соглашения от 25 января 2008 г. (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 г.). Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ).
Поэтому требования, предусмотренные названным Положением, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза.
Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству.
Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.
- Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
- Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по НДС при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза
- Периодичность и сроки сдачи
- Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:
Об этом сказано в пункте 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, и пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Положения статьи 163 Налогового кодекса РФ, где сказано, что налоговым периодом по НДС является квартал, в данном случае не применяются. Это объясняется тем, что международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ).
Соглашение от 25 января 2008 г. относится к таким договорам. Неотъемлемой частью этого Соглашения является протокол, ратифицированный Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Требования, предусмотренные этим протоколом, обязательны для всех российских организаций.
Сдать декларацию нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором организация приняла к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза. К этому же сроку сумма НДС по ввезенным товарам должна быть перечислена в бюджет.
Если организация ввозит в Россию предметы лизинга (по договору, который предусматривает переход права собственности на них к лизингополучателю), декларацию нужно подать не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок платежа, предусмотренный договором лизинга.
Такой порядок предусмотрен в пункте 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, и пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Внимание: несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 9 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы, которая должна быть уплачена на основе декларации, но которая не была перечислена в бюджет в установленный срок. Этот штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.
Общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30 процентов от суммы налога по декларации и меньше 1000 руб. Если налог полностью уплачен в срок, то штраф составит 1000 руб.
Если организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, которую нужно было уплатить, и суммой, фактически перечисленной в бюджет в установленный срок.
Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) специальной декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов, который предусмотрен пунктом 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (п. 6 письма Минфина России от 22 июля 2010 г. № 03-07-15/101).
Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).
Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, – с опозданием
Да, может.
За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. Этот протокол является неотъемлемой частью Соглашения от 25 января 2008 г. (ст.
4 Соглашения от 25 января 2008 г.). Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ).
Поэтому требования, предусмотренные названным Положением, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза.
Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству.
Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.
Оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения статьи 119 Налогового кодекса РФ у инспекции нет.
Специальную декларацию по косвенным налогам сдавать не нужно:
- если в течение месяца российская организация не принимала к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза;
- если в течение месяца не наступал срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.
Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Способы сдачи
Специальную декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации. Такую декларацию можно сдать в инспекцию:
- на бумаге (например, через уполномоченного представителя организации или по почте);
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизованных организациях – за месяц создания или реорганизации) превышает 100 человек, то в текущем году сдавать налоговые декларации можно только этим способом. Это касается и организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны сдавать налоговую отчетность (в т. ч. годовые декларации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и пунктах 6, 7 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Внимание: за несоблюдение установленного способа представления налоговой отчетности в электронном виде предусмотрена налоговая ответственность. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждое нарушение. Об этом говорится в статье 119.1 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в приеме специальной декларации по косвенным налогам, если НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, не уплачен в бюджет
Нет, не может.
Ни Соглашение от 25 января 2008 г., ни протокол, ратифицированный Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, который является неотъемлемой частью Соглашения, не регулируют порядок приема налоговыми инспекциями деклараций по косвенным налогам. Поэтому при решении этого вопроса нужно исходить из норм российского налогового законодательства (ст. 7 НК РФ).
Налоговые инспекции обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок представления налоговой отчетности определен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:
- отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
- представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке);
- отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
- несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
- представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.
Об этом сказано в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
При соблюдении этих требований налоговая инспекция не вправе отказать в приеме декларации, сославшись на то, что налог не перечислен в бюджет.
Более того, по просьбе налогоплательщика инспекция обязана поставить на титульном листе отметку о приеме декларации с указанием даты ее представления.
При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи инспекция обязана передать налогоплательщику электронную квитанцию о приеме отчетности. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Факт неуплаты налога до момента подачи декларации может быть причиной для проведения проверки, начисления пеней или налоговых санкций (п. 9 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Но сам по себе отказ налоговой инспекции в приеме декларации по косвенным налогам из-за их неуплаты является неправомерным.
- Ольга Цибизова,
- начальник отдела косвенных налогов департамента
- налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Несвоевременная сдача отчетности в налоговую: что грозит налогоплательщикам
Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу — это суммы, которые варьируются от 200 до 150 000 рублей. Размер санкции зависит от вида нарушения (например, не сдан отчет или бухгалтерский баланс) и того, совершено оно впервые или повторно.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Если компания или предприниматель пропустила установленный срок предоставления налоговой декларации, то ее накажут. Причем вид фискального обязательства, по которому не сдан отчет, для представителей ФНС не имеет никакого значения.
Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу равен 5 % от неуплаченной суммы фискального обязательства, которое подлежит уплате в государственный бюджет, по непредоставленной декларации. Причем 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный и неполный.
Однако максимальная сумма штрафных санкций не может превышать 30 % от суммы неуплаченного налога. Но есть и минимальные ограничения. Даже если все обязательства перед бюджетом погашены, инспекция выставит наказание в размере 1000 рублей. То есть если есть несдача налоговой отчетности, штраф 1000 рублей — это минимальное наказание.
Есть исключения! Итак, сколько придется заплатить организации или предпринимателю за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую инспекцию.
Если своевременно не сдана декларация по налогу на прибыль за отчетный период, оштрафуют на 200 рублей. Аналогичное наказание ждет за непредоставление расчета по авансовым платежам по налогу на имущество.
Такие нормы закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ, Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.
Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов
Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:
- решения по результатам проведенной проверки;
- требования об уплате налогов (взносов).
Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.
По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.
Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.
Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:
- Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
- Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.
Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.
Практика применения ответственности за непредставление налоговой декларации
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей налогоплательщика является представление в установленном порядке налоговых деклараций.
Налоговая декларация является официальным письменным заявлением налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах, произведенных расходах, существующих источниках доходов, исчисленной сумме налога, налоговых льготах и других, связанных с исчислением и уплатой налога, данных. Налоговая декларация должна подаваться в налоговый орган в указанные законом сроки. Непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации влечет ответственность в установленном порядке.
Остановимся подробней на статье 119 НК РФ, так как именно она устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации. Согласно пункту 1 данной статьи, в случае если с момента окончания срока подачи декларации прошло не более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная с 1-го дня просрочки, но не более 30% и не менее 100 рублей. Если же после окончания срока подачи декларации прошло более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30% от подлежащей уплате суммы налога плюс 10% от той же суммы за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст.119 НК РФ). Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 является неправомерным. Данный вывод подтверждает письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 года N ШС-6-14/734.
Общие требования к подготовке и подаче налоговой документации
Согласно ст.
80 НК России, налоговой декларацией называют заявление субъекта хозяйствования, в котором фиксируются данные об объектах налогообложения, учтенных доходах в разрезе источников их формирования, понесённых расходах, фискальных льготах, рассчитанных налоговых платежах, а также иная релевантная информация, которая является основанием для начисления определённого вида налога и уплаты его в бюджет.
Фискальные документы готовятся и подаются предприятиями и ИП отдельно по каждому налогу, обязательному для этих субъектов, если другое не предусмотрено действующим законом. Так, например, согласно положениям ст.
80 НК РФ, субъект хозяйствования не должен предоставлять в ФНС декларации (расчёты) по тем видам фискальных обязательств, от выплаты которых он освобождён в связи с применением к нему специального режима налогообложения в части хозяйственной деятельности, проведение которой подразумевает использование налоговых льгот, или активов, задействованных при осуществлении такой деятельности.
Документация составляется в бумажном формате либо в электронном виде с последующей её передачей по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет плательщика или с применением ЭЦП через ОЭД.
Принципы применения санкций по отчетности
Юридические лица и ИП в зависимости от применяемой ими системы налогообложения обязаны регулярно формировать и сдавать отчетность. Отчетные формы могут быть представлены налоговыми декларациями, расчетами или справками. Периодичность представления данных зависит от установленных для конкретного налога или сбора налогового и отчетного интервалов. Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации может быть назначен, если пропущены сроки уведомления фискальных органов о результатах деятельности по итогам налогового периода.
Если задержка произошла в течение года при отображении данных за отчетный период, то наказание в форме материальных взысканий не может быть применено к налогоплательщику. Такая позиция зафиксирована Пленумом ВАС в Постановлении от 30.07.2013 г. № 57. О том, что наложение штрафа за несдачу декларации возможно только по итогам года (налогового интервала), говорится и в разъяснениях налоговиков в Письме от 22.08.2014 г. № СА-4-7/16692. Обоснование мнения – до завершения налогового года все платежи могут рассматриваться как авансы, а не погашение обязательств, раз нет обязательств, нет и причин для наказания.
Например, по налогу на прибыль субъекты хозяйствования должны отчитываться на ежегодной основе. Дополнительно они представляют декларационные формы после каждого отчетного периода – месяца или квартала. Если будет зафиксирована просрочка годового отчета, налогоплательщику выпишут штраф за непредоставление налоговой декларации. Если будет задержан отчет по итогам месяца, штрафная санкция не применяется.
Но это не означает, что у налоговиков нет рычагов воздействия на налогоплательщиков, срывающих сроки в подготовке документов в течение года. Для случаев с задержкой промежуточных отчетов предусмотрена норма п. 1 ст. 126 НК РФ. Штраф за непредоставление декларации переквалифицируется в штраф за неподачу истребуемых налоговым органом документов. Размер материального взыскания равен 200 руб.
При рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности учитываются такие факторы:
- сумма обязательств, отраженная в задержанной отчетной форме;
- количество дней непредоставления налоговой декларации после крайней даты сдачи отчета;
- ставка материального взыскания;
- наличие или отсутствие аналогичных проступков в предшествующие налоговые периоды.