Налогообложение компаний в Латвии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение компаний в Латвии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Удачное географическое расположение Латвии, наличие транзитных путей и устойчивость экономических связей создали благодатные условия для вложений иностранного капитала в местные предприятия. Небольшие проблемы, как и во всех странах, могут возникать с местной администрацией, которая по-прежнему остается коррумпированной. Эта страна является открытой зоной и для жителей стран СНГ.

Налоги в Латвии для юридических лиц

Налог на корпоративную прибыль в Латвии – один из самых низких в Евросоюзе. Стандартная ставка – 15%.

Его придется уплачивать за доходы предприятия от хозяйственной деятельности. А в роли плательщиков выступают как муниципальные структуры и предприятия – резиденты, так и иностранные организации. Резидентам следует выплачивать пошлину за любой доход, в то время как нерезиденты – только за доход от Латвийских источников.

Для нерезидентов в законодательстве имеются некоторые поблажки. Например:

  • Доход от продажи акций налогом не облагается
  • До 15% на авторский гонорар и доход от авторских прав
  • До 10% на доход от выплаты прибыли и на выручку от продажи ценных бумаг
  • До 5% на вознаграждение за использование Латвийской недвижимости

Что касается налогообложения при выплате дивидендов гражданину Латвии, то пошлина составит 10%.

Согласно соглашению между Россией и Латвией об отмене двойного налогообложения, налаживание международного бизнеса с прибалтийским государством стало выгодным. Теперь бизнесменам не придется переплачивать за двойные налоги.

В Латвии две свободные экономические зоны. Получение права работы в таких местах – задача не сложная. Все что нужно сделать – инвестировать в экономику страны не менее миллиона евро. При соблюдении этого правила, в течении первых шести лет компания будет освобождена от уплаты налогов. Земельная пошлина в таком случае – 50%.

Налог на добавленную стоимость – косвенный потребительский налог. Продавец или поставщик товара/услуги только включает НДС в стоимость товара. А фактически НДС в Латвии, как и в других странах, уплачивает конечный потребитель этих товаров или услуг.

Его начисление и удержание регулируются законом “О налоге на добавленную стоимость”. Во всех странах Евросоюза законодательство, связанное с НДС, должно соответствовать общим директивам. Поэтому между странами ЕС мало различий в этом вопросе. Отличаются только ставки.

Общая ставка по НДС составляет 21 %. Уменьшенная ставка в размере 12 % применяется к продуктам питания, а для характерных латвийских продуктов, таких как овощи, фрукты и ягоды, приняли ставку 5 %. Экспортные поставки на территорию стран, входящих в Евросоюз, облагаются нулевой ставкой.

Процедуры латвийского налогового контроля

Фискальную систему страны определяет Закон от 02.02.1995 «О налогах и пошлинах», в котором перечислены все виды налоговых платежей и сборов, классифицированы налогоплательщики, указаны их общие права и обязанности, а также ответственность за нарушение закона. Этот нормативный акт был издан первым, и на его основании были разработаны законы в разрезе каждого налога.

Налоговая служба ежегодно проводит различные проверки и аудиты. В среднем это более 13 тысяч проверок в год. Законодательными актами предусмотрено наказание за обман налоговой в Латвии в виде штрафных санкций:

  • за просроченный налог – 0,05 % в сутки;
  • за отсутствие декларации сделок – в размере 5 % от суммы этих операций;
  • за умышленное занижение налогооблагаемой базы – в размере 100 % от суммы налога, подлежащего уплате;
  • за несвоевременную сдачу декларации – от 0,1 до 1 %, в зависимости от количества просроченных дней;
  • за ведение деятельности без регистрации – в сумме неоплаченных налоговых платежей.

Кроме этого, на просроченные без уважительной причины платежи налогоплательщик лишается всех положенных ему льгот.

Также за систематические нарушения законодательства и крупные долги по платежам предусмотрена уголовная ответственность: максимальный срок лишения свободы в этом случае составляет 5 лет.

Особенности налогообложения физических лиц

Подоходный налог в Латвии уплачивается всеми резидентами независимо от страны происхождения соответствующих доходов. Используемая ставка не зависит от размера дохода и составляет 23%. Исторически размер этого фискального платежа уменьшается — до 2014 года ставка равнялась 24%. При расчете подоходного налога есть льгота для малоимущих, которые зарабатывают минимальную зарплату — 380 евро, в таком случае человек может рассчитывать на ежегодное послабление в размере от 700 до 1 380 евро. В результате для физлиц с минимальными доходами реальная ставка может составлять примерно от 13 до 18%.
Чтобы комплексно разобрать подоходный налог в Латвии, не обойтись без анализа фискальных платежей с фонда оплаты труда. Сравнительно низкая ставка подоходного налога сочетается с относительно большими взносами в фонды социального страхования. В Латвии ставка налога на социальное страхование равняется 34%, но ее в большей мере оплачивает работодатель, а с зарплаты работника удерживаются только оставшиеся 10,5%.
Если физическое лицо получает доход от капитала — проценты, дивидендные выплаты — с их сумы необходимо отдать государству 10%. В отношении доходов, полученных с прироста капитала, к примеру, прибыли от игры на фондовой бирже, ставка налога составляет 15%. Также физлицо, владеющее недвижимым имуществом, ежегодно платит соответствующий налог, ставка которого может составлять от 0,2 до 1,5% от кадастровой оценки стоимости объекта в зависимости его типа.
Таким образом, налоги в Латвии для частных лиц достаточно щадящие и стимулируют самозанятость населения. При прочих равных условиях работник компании будет платить больше налогов, чем индивидуальный предприниматель.

Читайте также:  Как запросить копию устава в ИФНС через сбис

Закон о бухгалтерском учете распространяется на:

  • коммерсантов
  • кооперативные общества
  • филиалы зарубежных коммерсантов и постоянные представительства нерезидентов (зарубежных коммерсантов)
  • общества и учреждения
  • политические организации (партии) и их объединения
  • религиозные организации, профсоюзы
  • учреждения, которые финансируются из государственного бюджета или муниципальных бюджетов
  • на государственные или муниципальные агентства
  • других юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью

Предприятие обязано
вести бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете наглядно отражают все хозяйственные сделки предприятия, включая каждый факт или событие, которые влияют на изменение имущественного состояния предприятия.
Бухгалтерский учет ведут таким образом, чтобы квалифицированное в бухгалтерских вопросах третье лицо имело возможность получить достоверное и ясное представление о финансовом состоянии предприятия на дату баланса, результатах его деятельности, денежном потоке за определенный период, а также определить начало каждой хозяйственной сделки и проследить за ее ходом.
Представленная бухгалтерская информация должна быть достоверной, сопоставимой, своевременной, значимой, понятной и полной.

Ответственность
Ответственным за ведение бухгалтерского учета и хранение оригиналов, копий или изображений данных всех документов, подтверждающих хозяйственные сделки, является руководитель предприятия.

Руководителем предприятия является:

  • в персональном обществе – все члены этого общества или те члены общества, которые уполномочены представлять общество;
  • в обществе на капитале – правление;
  • в кооперативном обществе – правление или лицо, выполняющее функции правления в порядке, определенном уставом общества;
  • на индивидуальном предприятии, в крестьянском или рыболовецком хозяйстве – соответственно владелец предприятия или хозяйства;
  • в филиале зарубежного коммерсанта и постоянном представительстве нерезидента (зарубежного коммерсанта) – лицо, уполномоченное представлять зарубежного коммерсанта (нерезидента) в деятельности, связанной с филиалом или постоянным представительством;
  • в учреждении, которое финансируется из государственного или муниципального бюджета, в государственном или муниципальном агентстве – его руководитель;
  • в обществе, учреждении, в политической организации (партии), в объединении политических организаций (партий) и профсоюзе – исполнительный орган (управляющий орган);
  • в религиозной организации – руководство (управляющий орган);
  • индивидуальный коммерсант и другое физическое лицо, занимающееся хозяйственной деятельностью.

Коммерческая тайна
В бухгалтерском учете коммерческой тайной не считаются информация и данные, которые согласно действующим нормативным актам включаются в отчеты предприятия.
Вся остальная содержащаяся в бухгалтерском учете предприятия информация считается коммерческой тайной и доступна исключительно для ревизий, налоговой администрации при проверке правильности исчисления налогов, а также для других государственных ведомств в предусмотренныхзаконодательными актами случаях.

Ведение бухгалтерских регистров
Регистры бухгалтерского учета должны вестись на латышском языке и вместе с оправдательными документами храниться на территории Латвии. Если в записях использованы коды, сокращения, отдельные буквы или символы, они должны иметь пояснения.
Оправдательные документы предприятия, бухгалтерские регистры, инвентаризационные описи, годовые отчеты и документы, относящиеся к организации бухгалтерского учета на предприятии, должны быть систематически упорядочены и храниться в архиве предприятия.

Сроки хранения:

  • годовых отчетов – до реорганизации или прекращения деятельности предприятия, насколько другими нормативными актами не определен иной срок;
  • инвентаризационных описей, бухгалтерских регистров и документов, относящихся к организации бухгалтерского учета – 10 лет;
  • оправдательных документов о начисленной работникам месячной заработной плате (оплате труда) с разбивкой по годам и месяцам – 75 лет;
  • прочих оправдательных документов – 5 лет.

Если учет ведется в электронном формате, должен быть обеспечен срок хранения данных.
При реорганизации или прекращении деятельности предприятия дальнейший порядок хранения архива предприятия определяет ликвидационная комиссия по согласованию с Генеральной дирекцией государственных архивов.
Ответственным за сохранность архива является руководитель предприятия.
Предприятие имеет право преобразовать документы в электронный формат для их хранения в электронной среде, соблюдая установленный нормативными актами, регламентирующими деятельность архивов, порядок преобразования публичных документов в электронный формат для хранения в электронной среде, технические требования к преобразованию, а также порядок хранения полученных документов и порядок уничтожения преобразованных публичных документов.

Отчеты предприятия

  • Отчетный год — 12 месяцев, и обычно совпадает с календарным годом. Иное начало и конец отчетного года могут быть только в том случае, если это определено у��тавом, положением или конституцией соответствующего общества, или договором персонального общества.
  • Отчетный год может быть изменен. Изменение отчетного года необходимо обосновать и соответствующие пояснения относительно этого должны быть даны в приложении к годовому отчету.
  • Первый отчетный год новообразованного предприятия может охватывать меньший или больший период, но не более 18 месяцев.
  • При изменении начала отчетного года уже существующего предприятия отчетный год не может превышать 12 месяцев.
  • Отчетный год, в котором предприятие реорганизуют или оно прекращает свою деятельность, а также отчетный год, в котором меняют его начало, может быть короче 12 месяцев.

Ответственность за нарушение Закона о бухгалтерском учете
Руководители предприятий, допустившие нарушения Закона о бухгалтерском учете и других действующих нормативных актов, относящихся к бухгалтерскому учету, злонамеренное искажение данных бухгалтерского учета, не представившие официально установленных отчетов или допустившие утерю бухгалтерских документов, привлекаются к ответственности в предусмотренном законами порядке.
Руководитель предприятия несет ответственность за ущерб, причиненный предприятию, государству (самоуправлениям) или третьему лицу вследствие нарушения положений настоящего закона по вине руководителя предприятия. Физические и юридические лица, которым причинен такой ущерб, вправе требовать его возмещения в порядке, установленном законодательными актами.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры 2022

Нормативные акты

  • Закон о бухгалтерском учете
  • Правила ведения и организации бухгалтерского учета
  • Правила о годовых отчетах товариществ, учреждений и профсоюзов
  • и другие

Новые принципы корпоративного подоходного налога

Новый режим ПНП основан на модели движения денежных средств. Предприятие Латвии платит ПНП тогда, когда выплачиваются дивиденды, условные дивиденды или выплаты, приравниваемые к дивидендам. Это значит, что предприятие Латвии не должно платить ПНП из своей годовой прибыли до тех пор, пока не возникнет какая-либо из этих затрат.

Начнем с примера, предполагая, что в 2018 году предприятие Латвии получило прибыль в размере 1,000,000 евро. Если акционеры предприятия принимают решение не делить прибыль, налоговые обязательства не возникают. В свою очередь, если акционеры принимают решение разделить всю прибыль, к исчислению налога будет применяться принцип 20%/80%. Это означает, что чистая сумма дивидендов делится на 80% и умножается на 20%. Если акционеры решают разделить 100% прибыли, выплачиваемый ПНП будет 250,000 = 1,000,000 : 80% х 20%.

Преимущество нового ПНП заключается в том, что уплата налога откладывается до момента распределения прибыли, поэтому его можно реинвестировать или просто хранить в денежной форме. Поэтому новый режим ПНП благоприятен для иностранных предприятий, целью основания которых является выполнение одной из функций группы предприятия. Типичными примерами таких организаций являются производители контрактов, дистрибюторы ограниченного риска, общества контрольных акций или совместные сервисные центры. Это так называемые „центры затрат” или „МВЗ” /места возникновения затрат-прим. переводчика/, в которых накапливается прибыль с целью удовлетворить требования к трансфертным ценам.

Налоговые скидки на пожертвования

Общественно-полезные организации, бюджетные учреждения или государственные общества капитала могут получить налоговую скидку на ПНП (ПНП, статья 12) 3 способами:

  • исключить пожертвованную сумму из налогооблагаемой базы, но не более 5% от прибыли предыдущего отчетного года после вычисленных налогов;
  • исключить пожертвованную сумму из налогооблагаемой базы, но не более 2% от валового оклада, рассчитанного по валовым окладам предыдущего года, из которых были уплачены обязательные платежи государственного социального страхования;
  • уменьшить вычисленный ПНП из дивидендов на 75% от пожертвованной суммы, но не более 20% от расчетного ПНП из дивидендов.

Упомянутые ограничения относятся к общей сумме пожертвований в течение финансового года.

Минимальный доход, пенсии и соцпособия

Изменения к закону “О социальной безопасности” предусматривают, что с будущего года гарантированный минимальный доход составит 109 евро для первого или единственного члена домохозяйства, а на каждого следующего члена семьи — 76 евро. Порог минимального дохода малоимущей семьи составит 272 евро для первого или единственного члена домохозяйства и 190 евро для следующих.

Пособие соцобеспечения для лиц, достигших пенсионного возраста, но не имеющих пенсии, а также инвалидов составит 109 евро, для инвалидов с детства — 136 евро, для инвалидов 1-й группы будет применяться коэффициент 1,4, для инвалидов 2-й группы — 1,2. Неработающим инвалидам первой и второй групп будет полагаться доплата в размере государственного пособия соцобеспечения.

Минимальная база пенсии по инвалидности и старости составит 136 евро, для инвалидов с детства — 163 евро. Для детей до семи лет в случае потери кормильца государственное пособие соцобеспечения составит 136 евро, начиная с семи лет — 163 евро.

В случае смерти безработного пособие на погребение назначается и выплачивается в трехкратном размере государственного пособия социального обеспечения, то есть 327 евро.

Сравнительная характеристика налоговых систем Латвийской Республики и Российской Федерации

Эффективность латвийской системы налогообложения намного выше – 85% доходов бюджета против 25,1% в РФ. Это свидетельствует о более низкой налоговой ставке в России при наличии большего количества налогоплательщиков. Это хорошо видно на примере подоходного налога, который составляет в РФ 13%, а в Латвии – 23%. Средняя разница по налоговым ставкам двух стран составляет примерно 10%. Основная причина такой разницы – меньшая численность населения Латвии и высокие требования к ней со стороны МВФ.

Система наказаний за преступления в сфере налогообложения двух стран не слишком отличается. И все же латвийское законодательство мягче, так в РФ наказанием за неуплату налогов может стать лишение свободы на срок до 7 лет, а в Латвии – до 5 лет.

В целом же латвийская система ориентирована на существенное повышение ставок по налогам. По некоторым из них уже прописаны этапы повышения вплоть до 2019 года. В РФ динамика повышения не столь резкая.

Ставка корпоративного налога в Латвии по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Раймонд Вейонис 08.07.2015 — 15.0000 15.0000 15.0000 15.0000 0.00%

За последние годы налоговая система Латвии претерпела существенные изменения и приобрела тенденцию интеграции с общепринятыми европейскими правилами налогообложения, тем самым способствуя формированию благоприятного инвестиционного климата. Налоговое законодательство Латвии отличается своей прозрачностью и простотой, а экономика страны заинтересована в притоке зарубежный инвестиций, что положительно сказывается на поддержании развития иностранного бизнеса.

Налоги юридических лиц

Налоговым резидентом Латвии признается юридическое лицо, зарегистрированное на территории Латвии. Налоговые резиденты обязаны уплачивать налоги с общемирового дохода. По общему правилу, налоговые нерезиденты, не имеющие постоянного представительства в Латвии, платят налог только с доходов, полученных внутри страны. В 2021 году в налоговое законодательство Латвии были внесены изменения и нераспределенная прибыль компании перестала облагаться корпоративным налогом. Теперь распределенная прибыль компании облагается налогом по ставке 20% (25% от выплаченной суммы). Налогообложению не подлежит прирост капитала от продажи акций, которые находились в собственности у компании более 3х лет, а также выплачиваемые в адрес латвийской компании дивиденды, кроме тех, которые были получены от офшорной компании (либо компании, внесенный в латвийский «черный список»).

Читайте также:  Штраф за ККТ: ответственность за нарушения в 2022 году

Налоговым законодательством Латвии предусмотрен широкий перечень налоговых льгот. К примеру, льготные условия налогообложения распространяются на компании, которые заключили специальные соглашения со специализированными экономическими зонами (СЭЗ). Так, прибыль, полученная от деятельности в такой СЭЗ, может быть освобождена от налогообложения на 80%. Помимо этого специальные налоговые льготы предусмотрены и для компаний, инвестирующих в местную экономику, – сумма инвестиций варьируется и должна составлять минимум 50 млн евро.

Законодательство Латвии также предусматривает возможность получения компанией статуса микро-предприятия, если компания соответствует определенным требованиям, а именно:

  • акционеры компании – физические лица,
  • оборот компании в календарном году не превысил 40 000 евро,
  • количество сотрудников не превышает 5.

Микро-бизнес, соответствующий заявленным требованиям, вправе применять единую ставку налогообложения в размере 15%.

Изменения для плательщиков налога с микропредприятий

С 1 июля 2021 года из заработной платы плательщика налога с микропредприятий в будущем должны уплачиваться налоги на рабочую силу в общем порядке, а именно подоходный налог и взносы обязательного государственного социального страхования (VSAOI) в полном объеме.

С 1 июля 2021 года обязательные минимальные выплаты необходимо осуществлять и тем самозанятым, которые выбрали режим налога с микропредприятий и доходы которых меньше установленной Кабинетом министров минимальной зарплаты в 500 евро в месяц, или 1500 евро за квартал. Плательщики налога с микропредприятий, являющиеся работодателями, должны вносить эти выплаты как за себя (если не работают в другом месте), так и за своих работников.

Если плательщик налога с микропредприятий, который не является работополучателем, прогнозирует, что его доходы от хозяйственной деятельности в этом году больше не достигнут 1500 евро за квартал, он должен подать в СГД заявление о планируемых в следующем квартале доходах, и тогда обязательные минимальные выплаты за самозанятого (владельца MUN) не будут подсчитаны и платить их также не нужно будет.

Заявление необходимо подавать в свободной форме в разделе EDS «Переписка с СГД» — до 15 июня 2021 года за третий квартал года, до 15 октября — за четвертый квартал.

Изменения для плательщиков акцизного налога

Главные изменения в сфере акциза коснутся коммерсантов, которые осуществляют или планируют осуществлять действия с нагревательным табаком, жидкостью для электронных сигарет, ингредиентами для них и продуктами-заменителями табака (например, никотиновыми подушечками и т. д.).

С 1 июля 2021 года акцизными марками нужно будет маркировать жидкости для электронных сигарет, ингредиенты для них, продукты-заменители табака и нагревательный табак.

Лицо, которое на 1 июля 2021 года осуществляет действия с жидкостью для электронных сигарет и ингредиентами для них, продуктами-заменителями табака и нагревательным табаком, должно произвести инвентаризацию по состоянию на 1 июля 2021 года принадлежащих ему жидкостей для электронных сигарет, ингредиентов для них, продуктов-заменителей табака и нагревательного табака, не маркированных акцизными марками и акцизный налог на которые уплачен до 30 июня 2021 года.

Такие немаркированные акцизными марками продукты, переданные на потребление в Латвии до 30 июня 2021 года, разрешено реализовывать до 31 декабря 2021 года.

Более подробную информацию можно найти на сайте СГД www.vid.gov.lv в разделе «Акцизный налог».

Осуществление налогового контроля

Служба государственных налогов каждый год осуществляет многочисленные и разноплановые проверки, в ходе которых устанавливается соответствие информации, предоставленной налогоплательщиками. Также имеют место налоговые аудиты и тематические ревизии.

Общее число ежегодных проверок превышает 13 000. Эффективность работы инспекции составляет практически 97%. Благодаря таким показателям государственная казна возвращает большие суммы укрытых и недоплаченных налоговых сборов.

За уклонение от выполнения налоговых обязательств в полном объеме латвийское законодательство предусматривает ответственность:

  • штраф за несвоевременную уплату налога в раз мере 0,05% за каждые сутки от суммы неуплаченного сбора;
  • штраф в раз мере 5% от итоговой величины незадекларированных сделок, если сумма каждой составляет более 1000 латов;
  • прекращение предоставления налоговых льгот за просроченные платежи без веских причин;
  • штрафные санкции за преднамеренное уменьшение налоговой базы. Штраф будет равным по раз меру сумме неуплаченного налога. В случае повторного нарушения штраф увеличивается вдвое;
  • нарушение сроков подачи налоговой декларации наказывается штрафными взысканиями – 0,1% до 15 суток, 0,5% — до 30 суток, 1% при задержке более месяца;
  • штраф за осуществление хозяйственной деятельности без налоговой регистрации в соответствующих органах. Сумма штрафа равна размеру неуплаченных налогов, либо удваивается за счет предыдущего периода.

Систематические нарушения чреваты приостановкой хозяйственной деятельностью и привлечением к уголовной ответственности. Недобросовестный налогоплательщик может быть лишен свободы на пять лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *