Лицензия на ТБО. Получить лицензию на опасные отходы в вашем городе и области

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на ТБО. Получить лицензию на опасные отходы в вашем городе и области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.

Какие есть противоречия в новых правилах

«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:

  • Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
  • В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
  • В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
  • Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
  • Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.

Порядок ценообразования

Тарифы на вывоз ТБО по 44-ФЗ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Либо эту функцию может выполнять орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов, если полномочия были переданы законом субъекта РФ. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может быть выше, чем стоимость услуг по организации данной деятельности, которая была определена по результатам конкурсного отбора региональных операторов.

ФАС РФ составила методические рекомендации, согласно которым при расчете тарифов учитывается необходимая валовая выручка для конкретного регулируемого вида деятельности, а также объем, масса ТКО. Во всех расчетных формулах, имеющих отношение к массе отходов, принято проводить исчисление в тоннах или кубах, то есть в метрах кубических. А значит, в едином тарифе регионального оператора в данной сфере также должны использоваться такие параметры.

При подписании договора с региональным оператором на оказание услуг по вывозу и обращению с ТБО по 44-ФЗ в тексте документа обязательно ссылаются на нормативный акт, устанавливающий тарифы для данной сферы. Например, это можно сделать в разделе «Цена договора и порядок расчета».

  1. До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
  2. До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
  3. Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
  4. Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
  5. Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
  6. Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.

Нарушения лицензионных требований

Любое несоответствие указанным выше требованиям является грубым нарушением лицензионного законодательства. Кроме того, недопустимым является:

  1. допуск к деятельности по обращению с отходами лиц, которые не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности;
  2. использование объекта размещения или обезвреживания отходов I-IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
    • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Отличие транспортирования отходов от трансграничного перемещения

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для транспортирования отходов необходимо:

  • наличие паспорта отходов (документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе). Паспортизация отходов необходима!
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования отходов I-IV классов опасности предусматривает дифференцированные требования, зависящие от вида и класса опасности отходов.

В свою очередь, трансграничное перемещение отходов – это перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства.

Получение лицензии на вывоз ТБО

Лицензионный документ выдается юридическому или физическому лицу, которое имеет:

  1. Документы, подтверждающие материальную базу предприятия: строения и площадки, где перерабатывают и утилизируют отбросы. К ним относят договор по аренде помещения или договор покупки.
  2. Транспортное средство для вывоза, специальное оборудование для утилизации мусорных отходов. Они подтверждаются транспортными накладными и договорами по аренде и покупке.
  3. Профессиональную команду с трудовыми соглашениями, подтвержденными сертификатами на работу с ТБО классов 1-4.
  4. Заключение санэпидемстанции, разрешающее этот вид производства. Оно подтверждает, что здание и сооружение пригодны для использования, отвечают санитарным нормативам; транспорт регулярно проходит санобработку, имеет постоянное место стоянки.
  5. Свидетельство, содержащее сведения о работе предприятия, с какими видами отходов оно работает, класс угрозы.
  6. Договор с площадкой ТБО.

Лицензия для ведения деятельности по обработке и утилизации отходов

Согласно ст. 9 закона № 89-ФЗ деятельность по обработке (переработке) и утилизации отходов подлежит лицензированию.

Лицензия выдается Росприроднадзором при соблюдении лицензионных требований, указанных в п. 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ «О лицензировании…» от 03.10.2015 № 1062:

  1. Для сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов у заявителя должно быть какое-либо помещение (объект размещения отходов), где будут проводиться заявленные работы.
  2. Для обработки, утилизации, обезвреживания отходов у заявителя должны быть спецоборудование и техника.
  3. Для допуска к выполнению всех видов работ с отходами заявитель должен проконтролировать наличие у его работников свидетельства, подтверждающего прохождение ими профподготовки. Если соискатель лицензии — ИП, такое свидетельство должно быть и у него самого.
Читайте также:  Новые ограничения для курильщиков с 2022 года

Лицензия может быть выдана на один (любой) или несколько видов деятельности по обращению с отходами.

Важно! При наличии лицензии на хранение и переработку лома черных и цветных металлов получение дополнительной лицензии на обращение с отходами ври ведении данных видов деятельности не нужно (письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 № АА-10-01-32/19160).

Чтобы получить разрешение, нужно обратиться в территориальный отдел Росприроднадзора:

  • с заполненным заявлением, форма которого утверждена приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132;
  • документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 45 рабочих дней. При положительном ответе заявителю отправляется лицензия, а информация об этом заносится в реестр.

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.

Кто выдает лицензию на вывоз отходов

По российскому законодательству все организации, осуществляющие перевозку ТБО и ТКО, должны были получить лицензию до 1 июля 2017 года. Предприятия, могут изъявить желание заниматься этой деятельностью и позже установленного срока. Для получения разрешения, следует подать запрос в лицензионный орган по месту регистрации организации.

Весь пакет документов рассматривает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Получение лицензии на вывоз мусора

Предприятие может получить как положительную резолюцию, так и отрицательный, обоснованный ответ. На рассмотрение всех необходимых документов обычно требуется от двух до трех месяцев, если вся информация достоверна и предоставлена в полном объеме, отказа не последует.

Любые преобразования в деятельности организации: изменение класса отходов, места нахождения или конечного пункта транспортировки не должны держаться в секрете. Предприятие обязано в течение 14 дней с момента любых важных трансформаций уведомить орган, выдавший лицензию. Оповещение производится в письменном виде.

Лицензирование предприятия свидетельствует о том, что оно полностью соответствует всем нормативам, утвержденным на государственном уровне. Организация имеет необходимую техническую базу для безопасной доставки отходов к месту дальнейшего расположения.

Весь этот период действия лицензии, предприятие-перевозчик регулярно проверяется государственными службами. Обычно это происходит не чаще одного раза в календарном году.

Заявление на выдачу лицензии

Как упоминалось выше, форма заявления о предоставлении лицензии на вывоз ТБО и другие работы, связанные с ним, утверждена приказом Росприроднадзора «Об утверждении…» от 16.03.2016 № 132.

В заявлении указывается:

  • наименование лицензирующего органа;
  • наименование организации или Ф. И. О. ИП, адрес места нахождения/жительства;
  • ОГРН и ИНН;
  • адреса мест, где планируется ведение деятельности;
  • реквизиты квитанции, подтверждающей уплату госпошлины;
  • виды деятельности, на ведение которых запрашивается разрешение;
  • реквизиты документов, подтверждающих соблюдение лицензионных требований;
  • количество прикладываемых документов;
  • дата, подпись и печать заявителя.

Лицензия на транспортировку ТКО

Отдельно стоит рассмотреть, чем отличается лицензия на транспортировку ТКО. В зависимости от направления деятельности (сбор, утилизация, обезвреживание и др.) Росприроднадзор будет предъявлять к заявителю разные требования.

Читайте также:  Перечень документов для оформления РВП по браку в 2022 году

Что относится к транспортировке ТКО? Это деятельность по перемещению отходов на специальном автомобиле с контейнерной площадки, иного участка для временного хранения мусора на полигон или предприятие, которое осуществляет обработку, сортировку, утилизацию или обезвреживание.

Основные специфические требования для получения лицензии на транспортировку связаны с профессиональной подготовкой водителя и технической оснащенностью автомобиля. Во время вывоза и транспортировки ТКО предприятие обязано организовать процесс таким образом, чтобы полностью исключить падение отходов из кузова, загрязнение природы, негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо строго соблюдать стандарты безопасности во время движения, использовать механизированные средства погрузки и разгрузки отходов. Конструкция автомобиля должна быть максимально герметизирована, а кузов иметь необходимые информационные табло и цветовую маркировку.

предлагает профессиональную помощь по прохождению лицензирования в Росприроднадзоре. От заключения договора до получения желанного бланка пройдет около 2,5 месяцев. При этом вам не придется тратить время на посещение государственных ведомств, встречи с чиновниками и подрядными организациями. Сотрудники «КАСЛ» разработают и согласуют документы, будут сопровождать на каждой стадии лицензирования. Для получения подробной информации о стоимости и условиях сотрудничества, свяжитесь с менеджером по телефону или оставьте заявку на сайте.

Для получения лицензии на вывоз ТБО предпринимателю предстоит пройти несколько обязательных этапов. Каждый из них имеет свои особенности и загвоздки.

Предварительный этап:

  1. Инвентаризация отходов. Необходимо собрать информацию, какой вид мусора компания будет вывозить, разделить его на категории согласно ФККО (федеральному классификационному каталогу отходов).
  2. На следующем этапе следует направить водителя и всех сотрудников, которые будут работать непосредственно с ТБО, на профессиональное обучение в области обращения с опасными отходами 1-4 класса.
  3. Подготовка мусоровоза, заключение договора с подрядными организациями на мойку, дезинфекцию и техническое обслуживание автомобиля.
  4. Проверка в Роспотребнадзоре, получение СЭЗ (санитарно-эпидемиологического заключения).
  5. Подготовка документации. Полный перечень, который необходимо передать в Росприроднадзор, представлен на официальной интернет-площадке ведомства. Необходимо обратить особое внимание, оригиналы и копии каких документов потребуются, в каком количестве следует их предоставить. Отсутствие одной справки, журнала, иной формы часто становится причиной отказа в выдаче лицензии.

Требования к заявителю

Первым делом определитесь с формой собственности, потому что в каждом случае он индивидуален: ИП, ООО, ПАО с подходящим налогообложением и банковским счетом. Указывается название фирмы, правоустанавливающие сведения, ЕГРЮЛ. Заявление должно быть подкреплено документами на право собственности и арендными соглашениями.

Камнем преткновения часто становятся взаимодействия с СЭС. Затруднительно получить заключение о том, что техническая база, обслуживающий персонал соответствуют нормативным требованиям. Однако это заключение играет решающую роль для получения лицензии.

Важно! К заявлению прикладывается развернутое описание в соответствии с классом опасности видов отходов. Сотрудничество с партнерами перерабатывающих организаций доказывается заключенными договорами.

Строгие условия предусмотрены по приему сотрудников. Они обязаны пройти обучение, медицинское обследование и получить сертификат на право допуска к работе с вредными веществами.

Платежное поручение на оплату государственной пошлины 7500 рублей. Доставку данного пакета с описанием вложенных приложений поручите почте либо принесите лично в территориальный орган Росприроднадзора. Лицензия на вывоз и утилизацию ТБО действует на всей территории России.

Сфера обращения с отходами в последнее время претерпела немало изменений. Чтобы выяснить, нужна ли лицензия на вывоз мусора или другие виды работы в этой области, надо ориентироваться на следующие актуальные нормативные документы:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ о порядке обращения с мусором;
  • Постановление Правительства от 3 октября 2015 года № 1062, устанавливающее правила лицензирования в этой области;
  • Приказ Минприроды от 5 декабря 2014 года № 541, устанавливающий порядок определения класса опасности мусора;
  • Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, определяющий общие правила лицензирования в России;
  • другие правовые документы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *