Образец заявления в страховую компанию о КБМ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец заявления в страховую компанию о КБМ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).
Принципы определения КБМ ОСАГО
Клиентам, оформляющим страховку ОСАГО впервые, присваивается коэффициент, равный 1 — нет поощрений, нет наказаний, потому что непонятно, насколько аккуратно будет водитель управлять транспортом. Чем дольше вы за рулем и чем реже вы становитесь виновником ДТП (в идеале, вообще не становитесь), тем больше вам удастся снизить коэффициент.
За каждый год безаварийной езды страховщик должен понижать КБМ на 5% до тех пор, пока не снизит его по максимуму. Например, единичное попадание в ДТП по вашей вине понижает ваш КБМ до надбавочного коэффициента в 1,55, две и больше аварий — до 2,45. После этого необходимо какой-то период безаварийной езды, чтобы вы могли поэтапно добраться до начального коэффициента, а затем получили право на скидку.
Однако вместо цифр 2,45, 0.8 и т.д. вы можете столкнуться с числами 1, 2, 3,… 13 и литерой М. Это обозначения классов. Каждый конкретный коэффициент обозначается классом, к которому принадлежит. Так, начальный = третий, а как мы помним, стартовый коэффициент равен единице. Самый младший (самый дорогой) класс — М. Коэффициент, соответственно, 2.45. А самый высокий класс — 13–й с коэффициентом 0,5. В интернете можно найти полную таблицу классов.
Раньше этот коффициент присваивался автомобилю, сейчас — водителю. Это значит, что при смене авто ваш коэффициент будет применен при заключении договора ОСАГО на новую машину (обязанность сделать это в десятидневный срок с момента приобретения транспорта закреплена законом). А еще это значит, что, если в вашу страховку вписан еще хотя бы один водитель, то его коэффициент «бонус-малус» может отличаться от вашего.
Нужно учитывать, что коэффициент может быть только один, даже если в страховку вписаны несколько водителей. Если их коэффициенты отличаются, то учитываться при расчете страховой премии будет тот, который выше. Оно и понятно — как бы виртуозно и аккуратно вы ни водили 364 дня в год, неопытный водитель, вписанный в страховку, может сесть за руль на 365-й и устроить ДТП.
Все данные по самим водителям и их коэффициентам направляются в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (РСА) — организации, выдающей страховщикам лицензии и контролирующей их деятельность. На сайте РСА можно проверить свой класс КБМ ОСАГО и понять, не нужно ли его снизить. Потребуется ввести свои паспортные данные и VIN (или номер кузова и шасси, если у вас автомобиль японской марки, который не имеет VIN).
Для тех, кто не знает, поясним: КБМ (коэффициент бонус-малус) — рейтинг безаварийности водителя. Чем меньше число совершенных ДТП, тем ниже величина КБМ. Диапазон коэффициента от 0,50 до 2,45. Всего существует 15 классов водителя, и к каждому из них привязана своя величина рейтинга бонус-малус.
Класс водителя | КБМ | Количество выплат по ОСАГО страховой компанией в течение года | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 выплат | 1 выплата | 2 выплаты | 3 выплаты | 4 выплаты и более | ||
М | 2,45 | М | M | M | M | |
2,4 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Правильное составление текста документа
Для желающих пересмотреть значение КБМ процедуру составления жалобы заметно упростили, благодаря возможности применения унифицированного бланка. Найти образцы документа можно ниже. Страхователь может заполнить электронный бланк на компьютере либо внести сведения от руки, воспользовавшись гелевой ручкой с черными чернилами.
Следующая информация должна быть обязательно включена в текст обращения в связи с некорректным расчетом КБМ:
- Личные сведения о заявителе (полное ФИО, точный адрес, включая почтовый индекс) и его контактная информация.
- Сведения о водительском документе (серия/номер/дата получения).
- Паспортные данные.
- Реквизиты страхового полиса и договора с СК.
В основной части документа необходимо описать причину обращения с указанием обстоятельств дела. Важным условием является наличие даты на документе и подписи заявителя. Без них документ теряет свое юридическое значение и к рассмотрению не принимается.
Что такое КБМ и зачем его нужно проверять?
Стоимость полиса ОСАГО складывается из множества факторов. Одним из таких моментов является КБМ. Но далеко не каждый автомобилист знает, что это вообще такое. КБМ расшифровывается как коэффициент «Бонус-Малус». Он используется страховыми компаниями для поощрения аккуратных и опытных водителей. Для таких клиентов коэффициент может снизить стоимость страхового полиса.
Если же человек часто попадает в аварии, то к стоимости его страховки применяют повышающий коэффициент. Так, конечная цена может оказаться в 2,55 раз выше, чем в привычном случае.
Иногда страховые компании, желая увеличить размер своей премии, используют по отношению к автомобилистам неверные КБМ, они применяют завышенные показатели. Ошибка может произойти и из-за человеческого фактора – неправильное внесение сведений в базу, различные сбои.
Именно поэтому гражданину стоит после оформления очередного полиса проверять значение КБМ. Для этого была создана специальная база РСА, куда сведения заносят все российские страховые компании.
Если же владелец полиса ОСАГО обнаружил, что внесенные данные не соответствуют действительности, то ему нужно восстановить КБМ в базе РСА на правильный.
Восстановление КБМ в базе РСА: порядок действий
У любого владельца страхового полиса ОСАГО есть возможность восстановить КБМ по базе РСА онлайн абсолютно бесплатно. Если возникла такая необходимость, действовать следует в определенном порядке:
- Проверить показатель КБМ при помощи онлайн-базы АИС РСА. Этот пункт после оформления страхового договора обязателен для всех клиентов. Так они смогут узнать, не обманули ли их.
- Если ошибка была обнаружена, нужно понять, когда именно она появилась. Так клиент сможет определить, какая именно страховая компания допустила неточность. Это тоже можно сделать при помощи онлайн-сервиса. Для этого необходимо послать несколько запросов помесячно за последние несколько лет. Так можно будет определить дату появления ошибки, а по ней уже и страховую компанию, где был неверно оформлен полис ОСАГО.
Лучше сохранить запросы в качестве доказательства на компьютере или сделать их распечатку. Эта информация может потребоваться страховщику для корректировки сведений. Также следует на этом этапе собрать и ряд дополнительных документов:
- российский паспорт (если клиент будет предоставлять копию, то первой страницы будет достаточно);
- водительские права;
- все страховые полисы, имеющиеся в наличии.
Почему выходят ошибки в КБМ
- Часто можно столкнуться с ошибками в запросе на проверку КБМ. Ошибка может быть при введении неправильных данных авто. Если водитель поменял фамилию, то в базе данных по-прежнему останутся старые данные. В таком случае нужно будет попробовать ввести старые данные, после чего отобразится действующий КБМ и скидка на страховку.
- Также если водитель поменял права, в базе будут значиться старые данные. Для уточнения КБМ нужно ввести старые сведения по водительским правам.
- Бывают случаи, когда родственники вносят в ОСАГО членов семьи. Тогда нужно проверять данные по КБМ в каждой из них. В данном случае ошибка могла быть допущена при расчете стоимости полиса родственника. Тогда скидка могла быть обнулена случайно.
- Неверные данные в базе РСА могут быть причиной неверного КБМ. Чаще всего неверные данные вносит страховщик. Любая опечатка может стать причиной обнуления коэффициента.
- Покупка поддельного полиса ОСАГО – это еще одна распространенная ошибка в неверных данных КБМ. Поскольку страховка поддельная, то и данные по ней не будут значиться в базе РСА. Важно оформлять ОСАГО на проверенных сайтах.
Как восстановить правильное значение КБМ
С 2015 г. восстановление КБМ в РСА происходит в упрощенном порядке. При несогласии с применяемым коэффициентом водитель должен написать заявление и подать его в свою страховую компанию.
При получении соответствующего обращения страховщик обязан проверить достоверность данных, используемых при определении КБМ, и внести поправки при необходимости. Первичный срок рассмотрения заявления составляет до 15 дней при подаче в электронном виде и 30 дней — в остальных случаях.
Если оперативное устранение причин неверного определения КБМ невозможно, компания в течение 5 дней оформляет запрос в РСА на проведение проверки правильности осуществления расчетов. На основании предоставленных результатов страховщик вносит новое правильное значение коэффициента в систему АИС ОСАГО.
Полученное значение учитывается при расчете страховой премии как по текущим договорам, так и при новом оформлении ОСАГО.
Онлайн-сервис по восстановлению КБМ
Восстановить КБМ в базе РСА можно бесплатно, самостоятельно обратившись с заявлением в страховую компанию. Также доступен вариант использования специального онлайн-сервиса, например, КБМка.
Для начала сервис по восстановлению КБМ проведет проверку, для этого нужно указать ФИО и дату рождения водителя, данные ВУ. Система выполнит поиск, и при выявлении несовпадений можно заказать услугу по восстановлению за 530 руб. (цена может снижаться в зависимости от проводимых акций).
Восстановление осуществляется в течение недели. После оплаты на электронную почту придет письмо с номером заявки, кассовым чеком и ссылкой для отслеживания текущего статуса обращения.
Если уменьшить КБМ не вышло или получилось поменять его всего на 1 ступень (5 %), система осуществит автоматический возврат средств.
При выявлении неправильного применения коэффициента бонус-малус его можно восстановить, подав соответствующее заявление в свою страховую компанию. Страховщик обязан рассмотреть обращение, при необходимости обратиться в РСА и внести корректировки. При бездействии организации либо при несогласии с принятым решением жалоба по КБМ может быть подана в РСА, Банк России или финансовому омбудсмену. Обращаться в суд с иском к страховой компании можно только после выполнения всех этапов досудебного урегулирования споров.
КБМ был введен в сфере страхования, чтобы уменьшить риски страховых компаний, связанные с недобросовестными водителями, часто попадающими в аварии.
Одновременно с этим, водители поощряются за безопасное вождение и отсутствие аварий, и с каждым годом для них цена страховки снижается в разы.
Чтобы заслужить это, не нужно заполнять дополнительных бумаг или подписывать соглашений, поскольку начисляется КБМ в автоматическом режиме.
Всего существует 15 классов, причем изначально человеку присваивается 3-й класс, который имеет коэффициент 1 и позволяет приобретать страховой полис за полную стоимость.
Далее следует 10 классов в сторону уменьшения коэффициента, а также четыре коэффициента отрицательного значения, минимальным из которых является М.
Что собой представляет КБМ?
КБМ или коэффициент «Бонус-малус» — специальный показатель, который напрямую влияет на стоимость страхового полиса ОСАГО при его продлении на следующий год. КБМ может как снизить стоимость полиса, так и повысить ее. Основная его задача — поощрить водителей, которые не попадают в аварии.
Основные принципы действия КБМ:
- присваивается не автомобилю, а водителю/автовладельцу;
- льгота при первой покупке полиса составляет 0%;
- каждый год без ДТП добавляет 5% льгот;
- льготы суммируются, но не могут превышать 50%;
- при попадании в ДТП в качестве виновника, КБМ увеличивается;
- максимальный размер КБМ составляет 2,45.
Почему возникает ошибка КБМ при продлении полиса?
При продлении ОСАГО в РГС многие автолюбители сталкиваются с проблемой очень высокой стоимостью полиса. При этом в стоимость не включается скидка КБМ или она стала меньше.
Основная причина заключается в том, что с 2014 года все сведения стали вноситься в единую базу данных и внесенные данные могут быть некорректными. Виной тому служит обычный человеческий фактор.
Уменьшение размера скидки может происходить по следующим причинам:
- Изменение разновидности полиса. Когда сменяется программа страхования, накопленные баллы могут сгореть. Условием сохранения скидки является оформление полиса на одно и то же лицо и на то же транспортное средство.
- Допуск к вождению различными автомобилями. В ситуации, когда один и тот же водитель имеет право управлять несколькими транспортными средствами, страховщик вправе не учитывать скидку. Вернуть баллы практически невозможно, потому что по закону страховая компания имеет право учитывать сумму баллов у того водителя, у которого их меньше.
- Попадание в ДТП. Когда период между авариями составляет меньше года, все накопленные баллы сгорают. Если водитель ездит без происшествий, то ежегодно стоимость полиса уменьшается на 5 процентов.
При этом составление и предъявление жалобы осуществляется по определенным причинам:
- Ошибка со стороны сотрудника, оформляющего полис. Иногда менеджеры допускают ошибки во внесении данных страхователя (ФИО или государственном знаке). Поэтому заработанный КБМ не используется.
- Проблемы технического характера в РСА.
- Система РСА находится в нерабочем состоянии. Когда система не работает выдавать бланки нельзя.