Материалы журнала «Консультант Свердловская область»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материалы журнала «Консультант Свердловская область»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно абз. 6 п. 3 Положения № 640[2] для федеральных государственных учреждений в госзадании могут быть утверждены допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема. На региональном и местном уровне действуют схожие нормы. Например, в п. 2.4 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Бурятия[3] этот момент оговаривается следующим образом: в государственном задании предусматриваются допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема, в пределах которых государственное задание считается выполненным. Значения соответствующих отклонений не должны превышать 5 процентов.
Правовая основа для корректировки
Правила и сроки внесения изменений в задание прописываются в нормативных актах, определяющих порядок его формирования и финансового обеспечения (пп. 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ). Согласно п. 3, 4 названной статьи порядки утверждаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией в отношении федеральных, региональных и муниципальных учреждений соответственно.
Главное основание для корректировки задания – значения, внесенные в предварительный (промежуточный) отчет о его выполнении. Такие отчеты составляют и подают органу-учредителю большинство представителей подведомственной сети. Во многих случаях это относится не только к бюджетным, автономным, но и к казенным учреждениям.
Например, на федеральном уровне обязанность составлять предварительный отчет установлена для бюджетных и автономных учреждений, поскольку подача такой отчетности увязана с перечислением последней части субсидии (п. 46 Положения № 640, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Но органы-учредители и главные распорядители бюджетных средств могут обязать подведомственные федеральные бюджетные, автономные, а также казенные учреждения представлять промежуточные отчеты с иной периодичностью – ежемесячно, ежеквартально (абз. 3 п. 47 Положения № 640).
«На местах» правила бывают иными. Так, в Мурманске (Постановление администрации г. Мурманска от 18.08.2015 № 2245) ежеквартальные, предварительные отчеты (как и годовые) подают все подведомственные учреждения, в том числе казенные. Соответственно, полнота выполнения задания контролируется у всех, что при расхождении плановых и фактических показателей приводит к корректировке задания.
Различия между предварительным и промежуточным отчетом покажем на схеме.
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Корректировка показателей государственного (муниципального) задания в IV квартале – важный этап работы как для главных распорядителей бюджетных средств, выдавших это задание, так и для выполняющих его учреждений (в том числе казенных). С помощью данной процедуры органы-учредители могут привести в соответствие объемы задания и его финансового обеспечения, а учреждения – избежать возврата в бюджет средств после завершения текущего финансового года и привлечения к административной ответственности
14.11.2018Автор: Зайцева Г., эксперт журнала
Практика внесения изменений в показатели государственного (муниципального) задания достаточно распространена – эти показатели и объем финансового обеспечения, как правило, корректируются в сторону уменьшения. Для главных распорядителей бюджетных средств подобная корректировка становится очередным способом контроля хода выполнения задания, а для подведомственных учреждений – основанием для сокращения размера финансового обеспечения. Если показатели задания вовремя не изменить, по итогам года оно может оказаться невыполненным, а значит, учреждению будет грозить административная ответственность по ст. 15.15.5 1 КоАП РФ.
Основные положения и правовая основа
Чтобы организации бюджета смогли осуществлять закупки в рамках 44 ФЗ, они должны иметь на это средства. Основа финансирования госзакупок — субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.
По сути, госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Размер субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям прописывается в соглашении между распорядителем и получателем средств бюджета. Форма и правила ее заполнения утверждены в ПП РФ № 640 от 26.06.2015. Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.
Объем выделяемого субсидирования планируется бюджетной организацией по статьям затрат. Вот на что можно тратить субсидию на госзадание бюджетным учреждениям:
- заработная плата;
- налоги;
- закупки на нужды учреждения.
Заказчик приобретает товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Не допускается нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания. Субсидирование госзадания не всегда полностью покрывает затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. БУ и АУ используют и внебюджетные источники финансирования и проводят закупки по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ. Примером таких средств являются доходы от предпринимательской деятельности.
Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:
- Сокращение объема госзадания.
- Учреждение не реализовало задание за отчетный период.
Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:
- ДТ420531560 КТ440110130. Сторнирование дохода от субсидии (используется метод «Красное сторно»).
- ДТ420531560 КТ420111610. Выбытие части субсидии с расчетного счета.
Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:
- ДТ440110130 КТ430305730. Начисление долга по возврату неиспользованной субсидии.
- ДТ430305830 КТ420111610. Выбытие части средств.
Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.
Сроки предоставления субсидии
Сроки предоставления субсидии, как правило, фиксируются в соответствующем графике, являющемся неотъемлемой частью Соглашения. Соглашение с автономным учреждением предполагает выделение субсидии ежеквартально.
Вместе с тем в тексте Соглашения можно предусмотреть особые случаи исчисления сроков и построения графиков, например зафиксировать, что в случае, когда срок окончания выполнения работ (оказания услуг) переходит на следующий год, по решению учредителя субсидия возврату не подлежит, но учитывается при формировании государственного задания на очередной год. Указанные работы (услуги), а также средства субсидии на их выполнение необходимо отразить в государственном задании на очередной год без включения в общий объем субсидии в очередном году. В зависимости от специфики взаимоотношений хозяйствующих субъектов график может формироваться путем как пропорционального (по отношению к временному промежутку) предоставления денежных средств, так и определения иных параметров.
Например, можно установить, что учредитель осуществляет перечисление субсидии бюджетному учреждению равными долями четыре раза в год в следующие сроки:
- 1/4 общего объема субсидии перечисляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения Соглашения;
- остаток общего объема субсидии перечисляется соответственно во II, в III и IV кварталах текущего года в течение 10 рабочих дней после получения учредителем отчетных сведений, указанных в соответствующем подпункте Соглашения, за предыдущий отчетный период.
Случаи изменения объемов субсидии
В Соглашении рекомендуется предусмотреть условия изменения установленного размера субсидии. Например, можно указать, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания, в последнее могут быть внесены соответствующие изменения. В обоснование таких изменений можно сослаться на то, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете на соответствующие цели.
Кроме того, необходимо сразу предусмотреть гарантию защиты экономических прав учреждения, установив, что изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
Стоит учесть, что в случае выполнения учреждением всех утвержденных в нем требований к объему и качеству государственных услуг (работ) сокращение объема финансового обеспечения госзадания в части уже оказанных государственных услуг, выполненных работ не допускается.
Рекомендуется закрытым перечнем зафиксировать в Соглашении основания для пересмотра объема финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания, например:
- увеличение или уменьшение объема ассигнований, предусмотренных на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете;
- выполнение государственного задания учреждением не в полном объеме или с качеством ниже установленного в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости оказания учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в количестве сверх установленного в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости оказания учреждением дополнительных государственных (муниципальных) услуг (работ), не установленных в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости перераспределения объемов государственного (муниципального) задания между учреждениями.
Обязательность пересмотра объема задания и размера субсидии также должна в договоре звучать четко.
Столовым образовательных учреждений нельзя платить из субсидии на госзадание
Суд решил, что выплата зарплат работникам столовых в образовательных учреждениях не является целевым расходованием средств.
Питание обучающихся должно организовывать образовательное учреждение. При этом финансировать его организацию в средних профессиональных образовательных учреждениях нужно из собственных или выделенных средств. Из бюджета питание обучающихся оплачивается только в предусмотренных местным законодательством случаях.
Суд отметил, что сотрудники столовой или буфета в образовательном учреждении не ведут образовательную деятельность. Это значит, что их работа не связана с оказанием госуслуги, определённой в госзадании. Следовательно, эти расходы не являются целевыми.
Ранее Минфин разъяснил правила применения освобождения школьных столовых от НДС при продаже продуктов.
У Вас есть КонсультантПлюс? Переходите по ссылке: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.06.2018 N Ф02-2201/2018 по делу N А58-3561/2017
Нет КонсультантПлюс? Оформите заявку на доставку полной версии документа!
Особенности начисления субсидий на государственное задание
Деятельность ряда учреждений финансируется за счет средств из бюджета. Однако их не всегда достаточно. Учреждению может даваться госзадание. В этом случае потребуется дополнительное финансирование. Оно предоставляется в форме специальных субсидий.
Органы власти могут дать учреждению задание. Если средств субъекта на выполнение задачи не хватает, выдается субсидия. Деньги начисляются на р/с учреждения. Они нужны для качественного и своевременного выполнения задачи. Расчет размера субсидии выполняется уполномоченным властным органом.
После того как задание выполнено и средства истрачены, оформляется акт об использовании денег. Целевое использование предполагает трату средств на исполнение поставленного задания. Если деньги будут истрачены нецелевым образом, организуется служебное расследование.
Не выполнили госзадание — верните остаток субсидии (Морозова Л
В отношении бюджетных и автономных учреждений до введения Федерального закона N 301-ФЗ обязательному возврату в бюджет подлежали неиспользованные остатки только тех субсидий, которые имели целевое назначение (далее — целевые субсидии) (п. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ , ч. 3.17 ст. 2 Закона об автономных учреждениях ). Неиспользованный остаток субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, бюджетные (автономные) учреждения могли использовать в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых они созданы (п. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона об автономных учреждениях в редакции до введения Федерального закона N 301-ФЗ).
Таким образом, если по завершении текущего года (начиная с 2015 г.) показатели, характеризующие объем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) бюджетными (автономными) учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, не достигнуты, то образовавшиеся на конец года остатки субсидии, предоставленной на выполнение такого задания, подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Возвращать ли остаток субсидии
Недостижение установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ) должно определяться на основании отчета о выполнении задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении государственных (муниципальных) бюджетных или автономных учреждений.
Этот механизм очень актуален в сфере образования, где финансовый и учебный год не совпадают по срокам их исполнения, и возникают отклонения объективно независящие от деятельности учреждения. Например, изменила место дислокации воинская часть, и дети поменяли место жительства и образовательное учреждение. Или в результате эпидемии гриппа снизилась посещаемость детей в дошкольном образовательном учреждении.
Как расходовать остаток субсидии, выделенной на выполнение государственного (муниципального) задания
В случае достижения экономии в ходе выполнения государственного (муниципального) задания средства субсидии могут быть направлены на иные выплаты учреждения, не противоречащие целям его создания, в т. ч. на выплату зарплаты сотрудникам, командировочные расходы и т. д. Однако такое перераспределение не должно повлиять на выполнение показателей объема и качества услуг, утвержденных в задании. Об этом сказано в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703.
При выполнении государственного (муниципального) задания у учреждения может образоваться остаток субсидии. Является ли это свидетельством того, что с заданием учреждение не справилось? Попробуем разобраться в этом вопросе. А также рассмотрим, за счет каких мероприятий может образоваться экономия по субсидии и каковы особенности ее расходования.
Отражение возврата субсидий и дебиторской задолженности прошлых лет в учете и отчетности бюджетного (автономного) учреждения.
Вопрос:
Просим Вас проконсультировать по вопросу оформления документов по возврату субсидий прошлых лет и дебиторской задолженности прошлых лет. Какие забалансовые счета участвуют в данных операциях? Отображение возвратов в ф. 0503737 и ф. 0503723?
Отразили операции по возврату субсидий прошлых лет и дебиторской задолженности прошлых лет в соответствии со статьей «Формирование квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в 2016 г.» .
Однако в Теханализе ошибка.
Помогите устранить ошибку.
Ответ:
По общему правилу поступление (возврат) доходов на счет 201 00 (210 03) отражается параллельно на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (пункт 365 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Перечисление (выплаты) денежных средств со счета 201 00 (210 03) и восстановление выплат отражается параллельно на счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (пункт 367 Инструкции № 157н).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» поступление доходов отражается по дебету счета 17 по кодам доходов, возврат доходов – по кредиту счета 17 по тем же кодам доходов. Выплаты отражаются по кредиту счета 18 по кодам расходов, восстановление расходов – по дебету счета 18 по тем же кодам расходов.
В текущей редакции приказа Минфина России от 17.12.2015 № 199н пункт 44.1 не содержит подобных рекомендаций, поскольку данное положение включено приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н в Инструкцию № 157н ( подп. «а» п. 2.3 ). Согласно абзацу 2 пункта 365 Инструкции № 157н счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» применяется «и для учета учреждениями операций по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет».
По аналогии в Учетной политике учреждения можно закрепить, что счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» применяется для отражения возврата субсидий прошлого года, поскольку нет другого аналитического признака, по которому можно выделить обороты по возврату доходов текущего года от возвратов доходов прошлых лет.
Для составления Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737 ) в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяется регламентированный отчет «Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД (действует с 01.01.2016)». Для автозаполнения отчета по данным бухгалтерского учета в 2016 г. применяется Правило 737 (2016).
Возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет
Наступил очередной финансовый год, и перед работниками финансовых органов встал вопрос отражения операций по возврату неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет. Ниже будут даны рекомендации по отражению возврата остатков субсидий и субвенций.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации определено, что поступление в доход бюджетов средств от возврата остатков ранее предоставленных субвенций, субсидий отражается по соответствующим кодам группы доходов 000 1 18 00000 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет», одновременно операции по возврату отражаются по кодам группы доходов 000 1 19 00000 «Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет».
Пример. Из бюджета муниципального района осуществляется возврат в бюджет субъекта РФ остатков субсидии, полученной в 2006 г.
В бюджете муниципального района операция по возврату будет отражена по коду 000 1 19 05000 05 0000 151 «Возврат остатков субсидий и субвенций из бюджетов муниципальных районов».