Налог на игорный бизнес: кто его платит
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на игорный бизнес: кто его платит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.
Владелец игорного бизнеса платит налог по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Тогда же предоставляется и налоговая декларация.
Если опоздать с отчетностью, то налоговая начислит от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по декларации, но не меньше 1000 рублей.
Задержка налогового платежа грозит взысканием пени. Она рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день.
Если задержали платеж и забыли об отчетности, штраф будет в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога.
Как считать и уплачивать налог
Формула расчёта довольно простая:
НИБ = КОН х НС
- НИБ — налог на игорный бизнес;
- КОН — количество объектов налогообложения;
- НС — налоговая ставка.
Объекты налогообложения
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются (п. 1 ст. 356 НК):
– игровые столы;
– игровые автоматы;
– кассы тотализаторов;
– кассы букмекерских контор;
– положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), а именно разница между общей суммой денежных средств (электронных денег), переданных (перечисленных, переведенных) для участия в азартной игре организатору азартной игры, и общей суммой выплаченных (перечисленных, переведенных) организатором азартных игр денежных средств (электронных денег) участникам азартных игр, включающей стоимость переданного им участникам азартных игр в качестве выигрыша иного имущества.
Общее количество объектов налогообложения каждого вида подлежит до их установки (использования) обязательной регистрации в налоговых органах по месту постановки на учет с выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения (далее – свидетельство) по письменному заявлению плательщика (п. 2 ст. 356 НК).
В свидетельстве указываются количество объектов налогообложения каждого вида и их местонахождение. Форма свидетельства утверждается Министерством по налогам и сборам.
Заверенная налоговым органом копия свидетельства должна храниться по месту нахождения объектов налогообложения, указанных в этом свидетельстве.
Запрещается нахождение в игорном заведении объектов налогообложения:
– не принадлежащих плательщику на праве собственности (хозяйственного ведения);
– не зарегистрированных в налоговых органах.
Незарегистрированные объекты налогообложения могут находиться в игорном заведении в течение тридцати дней после получения уведомления об аннулировании свидетельства.
Объекты налогообложения считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства.
В п. 2 ст. 356 НК перечислен:
– перечень документов для регистрации объектов налогообложения в налоговый орган,
– сроки выдачи свидетельства либо письменного информирования об отказе в регистрации с указанием причин отказа;
– основания для отказа в регистрации объектов налогообложения;
– случаи аннулирования свидетельства.
Объекты налога на игорный бизнес в 2021 году
Налоговый платеж на организацию игр взимается при наличии следующих атрибутов организации этого бизнеса:
- игрового стола – специального оборудования, предусматривающего игровые поля, места для участников и, возможно, крупье;
- игрового автомата – механического, электрического, электронного или другого аппарата, предусматривающего возможность денежного выигрыша без участия работника заведения (за счет устройства, генерирующего случайные комбинации);
- процессингового букмекерского центра или тотализатора – отделения игорного учреждения, где учитываются и фиксируются ставки и результаты игр;
- пункта приема ставок тотализатора или букмекерской конторы – специально выделенного места для заключения пари и фиксации информации о принятых ставках, результатах и суммах выигрышей.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базой по данному налогу является суммарное количество каждого типа объектов игорного бизнеса.
Регистрация объектов налогообложения
Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.
ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.
Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.
Основание и правовые основы
Основанием для налогового обложения игорного бизнеса служит ФЗ №117 от 05.08.2000 года с изменениями от 18.04.2020. В РФ существует 5 специально созданных игорных зон, в которых разрешается организация бизнеса, связанного с проведением азартных игр в офлайн-режиме. Организации, принимающие ставки на спортивные и другие события, в отличие от игорных заведений, допускается открывать в большинстве регионов (за небольшими исключениями). Этот момент регулируется ФЗ №244 от 29.12.2006 года.
Под букмекерской конторой понимается организация, принимающая ставки на исходы различных мероприятий: спортивных состязаний, телевизионных конкурсов, политических событий и т. д. Пари в этом случае заключается между букмекером и игроком. В случае тотализатора игра идет между теми, кто заключил пари, а владелец бизнеса зарабатывает на комиссии (марже). Чаще всего ТОТО как разновидность экспресс-ставок присутствует в БК, но при этом облагается налогом как отдельный объект налогообложения. Заведений, где практикуется только тотализаторские пари, в РФ не существует.
Под игровой деятельностью понимается организация заведений для проведения игр азартного характера в специально оборудованных учреждениях, расположенных в игорных зонах. Вне обозначенных законодательством зон возможна организация заведений по приему ставок на различные события при наличии лицензии. Ее оформляют бессрочно, аннулирование происходит только в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 ФЗ №244 от 29.12.2006.
Справка! Лицензия аннулируется, если в течение 3 лет после ее получения организатор не приступил к деятельности.
В игорных зонах региональные органы власти вправе самостоятельно определить ставку налога с учетом лимитов, которые установлены НК. Если нет регулирующего документа, размер налога устанавливается, согласно НК. Региональное законодательство не вправе изменять объекты налога, его базу, период и дату уплаты.
Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. Игорные зоны в РФ располагаются в Алтайском, Краснодарском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Крым.
Регистрация объектов налогообложения
Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.
ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.
Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.
Расчет налога на игорный бизнес
Отчитываться за деятельность по проведению азартных игр требуется ежемесячно. Организации обязаны самостоятельно исчислять налог и декларировать его.
Осуществлять уплату и отчитываться по налогу требуется ежемесячно не позднее 20 числа следующего налогового периода. Расчет платежа производится отдельно по каждому объекту. Общий полученный результат суммируется. При расчете используются ставки, действующие в регионе использования объектов налогообложения.
Пример. Организация осуществляет деятельность в Санкт-Петербурге по приему ставок. Среди объектов налогообложения ―2 пункта приема ставок букмекерской конторой и 2 процессинговых центра. Действующие ставки по данным объектам на территории Санкт-Петербурга равны 125 000 рублям за каждый. Требуется рассчитать сумму ежемесячного налога.
Решение. Для того чтобы узнать необходимую для ежемесячного перечисления сумму налога, ставку 125 000 рублей за единицу объекта умножают на количество самих объектов. В данном случае их число равно 4. То есть, по итогам месяца необходимо перечислить в бюджет 125 000*4=500 000 рублей.
На практике нередко встречаются ситуации, когда число объектов налогообложения меняется в течение одного расчетного периода (месяца). В таких случаях применяется 1/2 размера ставки по отношению к таким объектам при выполнении следующих условий:
- объект выбыл до 15 числа текущего месяца;
- объект установлен после 15 числа.
Льготы при расчете данного налога не предусмотрены.
Размер ставки, налоговый период и штрафы по налогу на игорный бизнес
В контексте предпринимательства организация игровой деятельности привлекает особый интерес законодателя.
Итогом многолетней борьбы с тотализаторами и реформы игровой деятельности стало вынесение этого профильного бизнеса в специальные зоны.
Теперь для того чтобы поиграть с автоматами, необходимо отправиться в «Азов Сити» или «Сибирскую монету» (есть и другие заведения). Указанные объекты находятся, соответственно, в Краснодарском крае и Алтайском крае.
Тем, кого устраивает дистанционный режим игры, можно посетить специализированные площадки для игры в покер или интернет-казино. Все остальные залы, комнаты и прочие помещения, размещаемые на территории населенных пунктов, считаются вне Закона и несут риски всем участникам игрового процесса.
Налог на игорный бизнес. Налог на игорный бизнес регулируется главой 29 НК РФ и законами субъектов РФ
- Налог на игорный бизнес регулируется главой 29 НК РФ и законами субъектов РФ.
- Первый элемент – налогоплательщики.
- Налог на игорный бизнес — налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
- Второй элемент – объект налогообложения.
- Объектами налогообложения признаются:
- — игровой стол;
- — игровой автомат;
- — процессинговый центр тотализатора;
- — процессинговый центр букмекерской конторы;
- — пункт приема ставок тотализатора;
- — «пункт приема ставок» букмекерской конторы.
- Каждый объект налогообложения должен быть в установленном законом порядке зарегистрирован в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия).
- Третий элемент — льготы
НК РФ предусмотрены случаи, когда применяется ½ ставки налога.
Если в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения или до 15-го числа выбыл старый.
- Четвертый элемент — налоговая база
- Налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется по каждому объекту налогообложения отдельно, исходя из их общего количества.
- Пятый элемент — налоговая ставка
Налоговые ставки устанавливаются региональными властями России. Однако, они должны не превышать пределы, установленные в ст. 369 Налогового кодекса РФ:
- — за игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
- — за игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
- — за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5 000 до 7 000 рублей;
- — за один пункт приема ставок тотализатора — от 5 000 до 7 000 рублей и др.
- Шестой элемент — налоговый и отчетный периоды
- Налоговый период — календарный месяц.
- Декларация по налогу на игорный бизнес предоставляется также ежемесячно — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.
- Седьмой элемент — порядок, сроки исчисления и уплаты налога
Порядок исчисления налога на игорный бизнес определен ст. 370 НК РФ. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы по каждому объекту налогообложения на ставку налога.
Налог уплачивается по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения.
Транспортный налог
Транспортный налог является региональным налогом. Порядок его расчета регулирует глава 28 НК РФ.
- Первый элемент — плательщики налога
- Плательщиками транспортного налога признаются лица (ст. 357 НК РФ):
- § на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства;
- § эти транспортные средства должны являться объектами налогообложения.
- Второй элемент — объекты обложения
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).
- Третий элемент — льготы
- 1 Объектами налогообложения не являются:
- § весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
- § автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;
- § промысловые морские и речные суда;
- § транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- § самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
§ и другие в соответствии со ст. 358 НК РФ и Закона Республики Башкортостан.
- 2 Уплачивают транспортный налог в размере 80 % соответствующих ставок налога:
- -организации, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах городского, использующие природный газ в качестве топлива;
- -организации, владельцы автомобилей грузовых, использующие природный газ в качестве моторного топлива;
- -физические лица, владельцы одного зарегистрированного в установленном порядке транспортного средства, двух и более зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств — по выбору за одно транспортное средство, использующие природный газ в качестве моторного топлива.
- 3 Уплачивают налог в размере 50 % от установленной ставки:
- -колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов, в отношении транспортных средств, за исключением автомобилей легковых;
- -организации автотранспорта общего пользования, созданные для осуществления исключительно автотранспортных услуг, по транспортным средствам, зачисленным в установленном порядке в автоколонны войскового типа;
- -машинно-технологические станции по транспортным средствам, используемым при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
- Четвертый элемент — налоговая база:
- § в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — мощность двигателя в лошадиных силах, отдельно по каждому транспортному средству;
- § в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость — валовая вместимость в регистровых тоннах, отдельно по каждому транспортному средству;
- § в отношении других водных и воздушных транспортных средств — единица транспортного средства.
- Пятый элемент— ставки налога
- Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
- При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от:
- § мощности двигателя;
- § валовой вместимости;
- § категории транспортных средств;
- § года выпуска (срока полезного использования — срока эксплуатации) и стоимости транспортных средств.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О транспортном налоге» от 27.11.2002 № 365-з (в редакции изменений на 1 января 2015 года) для автомобилей легковых с мощностью до 100 л.с. установлена ставка 25 руб./л.с., от 101 до 150 л.с. – 35 руб./л.с., …, свыше 250 л.с. – 150 руб./л.с и пр.
- Шестой элемент — налоговый и отчетный периоды
- Налоговым периодом признается календарный год.
- Отчетным периодом является первый, второй и третий квартал.
- Седьмой элемент — порядок исчисления и уплаты
- Налог рассчитывается по формуле (2.20):
Размер налога | = | Ставка налога | Х | ( Количество месяцев владения / 12) | Х | Повышающий коэффициент | (2.20) |
Если на одно лицо зарегистрировано несколько автомобилей, транспортный налог начисляется на каждый в отдельности.
Если автомобиль стоит более 3 миллионов рублей, дополнительно применяется повышающий коэффициент на роскошь от 1,1 до 3 (ФЗ от 23.07.2013 №214), размеры которого представлены в таблице 2.9.
Налог на игорный бизнес в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге налог на игорный бизнес регулируется Законом Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 395-66 — этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.
Ставки таковы:
- за один процессинговый центр тотализатора — 125000 рублей;
- за один процессинговый центр букмекерской конторы — 125000 рублей;
- за один пункт приема ставок тотализатора — 7000 рублей;
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 7000 рублей.
Порядок уплаты налога и представления декларации
Владельцы казино обязаны платить налог до 20 числа следующего месяца. Размер платежа определяется поданной ранее декларацией.
Важно! Льготы на налог не предусмотрены.
Декларация по налогу на казино, ТОТО и БК подается ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за оплачиваемым налоговым периодом. В документе отражаются все данные об изменении количества объектов, если такое происходило в декларируемый срок.
Декларация подается в органы налогового контроля по месту регистрации заведения. Форма утверждена приказом ФНС №ММВ-7-3/985 от 28.12.2011 года. Предоставить документ организатор бизнеса вправе в личном порядке или через законного представителя, Почтой России отправлением с описью или в электронной форме.
Если в декларации были обнаружены ошибки или неточности, предприниматель предоставляет уточненный документ до истечения срока уплаты.
При опоздании с подачей декларации налогоплательщик облагается штрафом в размере 5–30% от долга. Задержка уплаты облагается взысканием в размере 1/300 ставки рефинансирования либо налога на каждый просроченный день. Самый серьезный штраф назначен за неуплату налога — 20–40% от его суммы. При этом штраф и пени не освобождают налогоплательщика от обязанности погасить все недоимки в полном размере.
Правовое регулирование игорного бизнеса
Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.
Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).
Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.
Сколько игровых зон начали работать после законопроекта
Из выделенных игровых зон быстро открыться смогла только одна, которая находится в Краснодарском крае. Остальные же так и остались всего лишь грандиозными проектами по открытию русского Лас-Вегаса.
Но и в Краснодар не все спешили ехать за игрой. Владельцы игорного бизнеса несли большие убытки. В результате они, ущемлённые и задавленные правовой базой, открывали нелегальные заведения, которые маскировали под что угодно, кроме казино: от безобидного интернет-кафе до стриптиз-клубов.
Процветали одно время и букмекерские конторы, но и их начал давить закон, поэтому они ушли в подполье.
Постоянные рейды, конфискация игрового оборудования, огромные штрафы, лишение свободы – всё это привело к тому, что многие владельцы игорного бизнеса ушли в интернет, придумывая незаконные схемы с офшорами, при которых их сложно было отследить.
Власти ответили блокировкой игорных сайтов, поэтому владельцы игорного бизнеса снова терпели поражение.
Сегодня для организации игорного бизнеса предприниматель должен зарегистрироваться как юридическое лицо, после чего подать заявление в налоговую службу и получить разрешение на осуществление игорного бизнеса в специально отведённой зоне.